Кто(то) звонил. Будто(бы) он говорил. Где(то) звонят. Хотя(б) ты приехал. (Кое)кто известен мне. Вы(же,ж) только что спели. Все(таки) пойду. (Кое)(к)кому ещё зайду. Сообщу (кое)какие новости. Да(с), натворили вы глупостей! Чего изволите(с)? Откуда(либо) появится и опять(таки) исчезнет.
2. Вставьте подходящие частицы БЫ(Б), ЛИ (ЛЬ), ЖЕ (Ж) и мотивируйте их написание.
1. Я (…) мечтал не ради славы перед утром боевым, я (…) желал на берег правый, бой пройдя, вступить живым. (А.Твардовский) 2. Кто (…) ты ни был – ткешь или пашешь, роешь (…) руду – все мы, все мы в державе нашей нынче на виду. (М.Исаковский) 3. Тебе (…) со слоном водиться? (И.Крылов)
3. Распределите словосочетания с частицей ТАКИ в две колонки:
Выпили(таки) по рюмочке, опять(таки) опоздал, нас(таки) опросили, все(таки) не враг, все(ж)(таки) придется сказать, мы(таки) узнали, поздно(таки) обратились, вернул(таки) долг, Максим(таки) объяснил, довольно(таки) серьезно поговорили, посидел(таки) допоздна, он(таки) согласился.
ЧЕРЕЗ ДЕФИС | |
РАЗДЕЛЬНО |
4. В каком предложении выделенное слово является ЧАСТИЦЕЙ?
1) Весной давай ему витамины.
2) В доме не было ни бумаги, ни книг.
3) И какой же русский не любит быстрой езды!
4) Море и шумит, и плещется о берег, и воет.
5. В каких 2 предложениях употреблены ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ частицы?
1) Знаете ли вы украинскую ночь?
2) Уж небо осенью дышало.
3) Не поучишься – не научишься.
4) Если бы он много занимался, он бы добился успехов.
6. В каком случае НЕ пишется РАЗДЕЛЬНО?
1) пошли гулять, (не)смотря на дождь
2) писал (не)аккуратно
3) (не)убранные поля
4) было вовсе (не)интересно
7. В каком предложении ТО является ЧАСТИЦЕЙ? Укажите частеречную принадлежность остальных омонимичных слов.
|
1) Уметь и знать – не одно и то же.
2) Кто-то тихонько постучал в дверь.
3) То дверь стукнет, то под ногами скрипнет половица.
4) Погода- то замечательная!
8. В каком предложении на месте пропуска пишется буква Е?
1) Нельзя н.. любить среднюю полосу России.
2) Какие б мысли н.. одолевали, я верю в него.
3) Где бы он н.. бывал, его встречали восторженно.
4) Н.. слова больше!
Тема № 40:
С Л О В О С О Ч Е Т А Н И Е
Компете́нция (от лат. competere – соответствовать, подходить) – способность применять знания, умения, навыки и успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в узкой или широкой области деятельности.
В результате освоения этой темы мы должны обладать следующими общими компетенциями (ОК):
ОК 1: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 4: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 6: работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК 11: соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
Толковый словарь
ПРЕЗУМПЦИЯ, -и, ж. (спец.). Предположение, признаваемое истинным, пока не доказано обратное. П. невиновности (в судопроизводстве: положение, согласно к-рому человек считается невиновным до тех пор, пока его вина не доказана в законном порядке).
ЧОПОРНЫЙ, -ая, -ое; -рен, -рна. Чрезмерно строгий и принужденный в поведении, в соблюдении приличий. Ч. человек. Ч. ответ. || сущ. Чопорность.
|
ПЛАН
1. Словосочетание (определение), его отличительные признаки от слова и предложения
2. Словосочетание и сочетание слов
3. Типы словосочетаний по главному слову (именное, глагольное, наречное)
4. Типы подчинительной связи между главным и зависимым словами (согласование, управление, примыкание) словосочетания
5. Синтаксически свободное и цельное словосочетания
В О П Р О С Ы:
1. Что в языке называется словосочетанием
2. Каковы отличительные признаки словосочетания от слова?
3. Каковы отличительные признаки словосочетания от предложения?
4. Какие сочетание слов нельзя назвать словосочетанием и почему?
5. Каковы типы словосочетаний по главному слову?
6. Каковы типы подчинительной связи между главным и зависимым словами?
7. Чем отличаются друг от друга синтаксически свободное и цельное сочетания слов?
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ – это соединение двух или более самостоятельных слов, связанных подчинительной связью. Словосочетание более точно, чем слово, называет реалии действительности.
От ПРЕДЛОЖЕНИЯ словосочетание отличается тем, что оно НЕ ЯВЛЯЕТСЯ КОММУНИКАТИВНОЙ единицей: мы общаемся не словосочетаниями, а предложениями, а словосочетания являются для предложений «строительным материалом». Кроме того, предложение может состоять из ОДНОГО слова (Светает), а словосочетание – нет. Грамматическая основа – это предложение, а не словосочетание.
В словосочетании одно слово главное, а другое – зависимое.
· ЯВЛЯЕТСЯ
Н Е С Л О В О С О Ч Е Т А Н И Е М,
|
А СОЧЕТАНИЕМ СЛОВ
1. сочетание самостоятельного слова со служебным (предлогом, частицей): около леса, рядом с домом; пусть пишет, хотел бы.
2. фразеологические сочетания: бить баклуши; сломя голову; ни жив, ни мертв;
3. сочетание подлежащего и сказуемого: Октябрь наступил;
4. обособленные, уточняющие и присоединительные члены предложения: Онегин, добрый мой приятель, родился на берегах Невы (А. Пушкин) (Онегин, добрый – не словосочетание).
· СПОСОБЫПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ
СОГЛАСОВАНИЕ – это способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, т.е. в том же роде, числе, падеже или лице: нежных рук, добрых глаз, ласковых слов (зависимые слова нежных, добрых, ласковых стоят во мн. ч., р.п., как и главные слова).
Как правило, ГЛАВНОЕ слово при этом способе связи выражено существительным, а ЗАВИСИМОЕ – прилагательным; причастием; местоимением; порядковым числительным: