Раскройте скобки. Объясните дефисное и раздельное написание частиц со словами.




Кто(то) звонил. Будто(бы) он говорил. Где(то) звонят. Хотя(б) ты приехал. (Кое)кто известен мне. Вы(же,ж) только что спели. Все(таки) пойду. (Кое)(к)кому ещё зайду. Сообщу (кое)какие новости. Да(с), натворили вы глупостей! Чего изволите(с)? Откуда(либо) появится и опять(таки) исчезнет.

2. Вставьте подходящие частицы БЫ(Б), ЛИ (ЛЬ), ЖЕ (Ж) и мотивируйте их написание.

1. Я (…) мечтал не ради славы перед утром боевым, я (…) желал на берег правый, бой пройдя, вступить живым. (А.Твардовский) 2. Кто (…) ты ни был – ткешь или пашешь, роешь (…) руду – все мы, все мы в державе нашей нынче на виду. (М.Исаковский) 3. Тебе (…) со слоном водиться? (И.Крылов)

 

 

3. Распределите словосочетания с частицей ТАКИ в две колонки:

Выпили(таки) по рюмочке, опять(таки) опоздал, нас(таки) опросили, все(таки) не враг, все(ж)(таки) придется сказать, мы(таки) узнали, поздно(таки) обратились, вернул(таки) долг, Максим(таки) объяснил, довольно(таки) серьезно поговорили, посидел(таки) допоздна, он(таки) согласился.

 

ЧЕРЕЗ ДЕФИС  
РАЗДЕЛЬНО  

4. В каком предложении выделенное слово является ЧА­СТИЦЕЙ?

1) Весной давай ему витамины.

2) В доме не было ни бумаги, ни книг.

3) И какой же русский не любит быстрой езды!

4) Море и шумит, и плещется о берег, и воет.

5. В каких 2 предложениях употреблены ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ частицы?

1) Знаете ли вы украинскую ночь?

2) Уж небо осенью дышало.

3) Не поучишься – не научишься.

4) Если бы он много занимался, он бы добился успехов.

6. В каком случае НЕ пишется РАЗДЕЛЬНО?

1) пошли гулять, (не)смотря на дождь

2) писал (не)аккуратно

3) (не)убранные поля

4) было вовсе (не)интересно

7. В каком предложении ТО является ЧАСТИЦЕЙ? Укажите частеречную принадлежность остальных омонимичных слов.

1) Уметь и знать – не одно и то же.

2) Кто-то тихонько постучал в дверь.

3) То дверь стукнет, то под ногами скрипнет половица.

4) Погода- то замечательная!

8. В каком предложении на месте пропуска пишется буква Е?

1) Нельзя н.. любить среднюю полосу России.

2) Какие б мысли н.. одолевали, я верю в него.

3) Где бы он н.. бывал, его встречали востор­женно.

4) Н.. слова больше!


Тема № 40:

С Л О В О С О Ч Е Т А Н И Е

 

Компете́нция (от лат. competere – соответствовать, подходить) – способность применять знания, умения, навыки и успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в узкой или широкой области деятельности.

В результате освоения этой темы мы должны обладать следующими общими компетенциями (ОК):

ОК 1: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 4: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 6: работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК 11: соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

Толковый словарь

ПРЕЗУМПЦИЯ, -и, ж. (спец.). Предположение, признаваемое истинным, пока не доказано обратное. П. невиновности (в судопроизводстве: положение, согласно к-рому человек считается невиновным до тех пор, пока его вина не доказана в законном порядке).

ЧОПОРНЫЙ, -ая, -ое; -рен, -рна. Чрезмерно строгий и принужденный в поведении, в соблюдении приличий. Ч. человек. Ч. ответ. || сущ. Чопорность.

ПЛАН

1. Словосочетание (определение), его отличительные признаки от слова и предложения

2. Словосочетание и сочетание слов

3. Типы словосочетаний по главному слову (именное, глагольное, наречное)

4. Типы подчинительной связи между главным и зависимым словами (согласование, управление, примыкание) словосочетания

5. Синтаксически свободное и цельное словосочетания

В О П Р О С Ы:

1. Что в языке называется словосочетанием

2. Каковы отличительные признаки словосочетания от слова?

3. Каковы отличительные признаки словосочетания от предложения?

4. Какие сочетание слов нельзя назвать словосочетанием и почему?

5. Каковы типы словосочетаний по главному слову?

6. Каковы типы подчинительной связи между главным и зависимым словами?

7. Чем отличаются друг от друга синтаксически свободное и цельное сочетания слов?

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ – это соединение двух или более самостоятельных слов, связанных подчинительной связью. Словосочетание более точно, чем слово, называет реалии действительности.

От ПРЕДЛОЖЕНИЯ словосочетание отличается тем, что оно НЕ ЯВЛЯЕТСЯ КОММУНИКАТИВНОЙ единицей: мы общаемся не словосочетаниями, а предложениями, а словосочетания являются для предложений «строительным материалом». Кроме того, предложение может состоять из ОДНОГО слова (Светает), а словосочетание – нет. Грамматическая основа – это предложение, а не словосочетание.

В словосочетании одно слово главное, а другое – зависимое.

· ЯВЛЯЕТСЯ

Н Е С Л О В О С О Ч Е Т А Н И Е М,

А СОЧЕТАНИЕМ СЛОВ

1. сочетание самостоятельного слова со служебным (предлогом, частицей): около леса, рядом с домом; пусть пишет, хотел бы.

2. фразеологические сочетания: бить баклуши; сломя голову; ни жив, ни мертв;

3. сочетание подлежащего и сказуемого: Октябрь наступил;

4. обособленные, уточняющие и присоединительные члены предложения: Онегин, добрый мой приятель, родился на берегах Невы (А. Пушкин) (Онегин, добрый – не словосочетание).

· СПОСОБЫПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ

СОГЛАСОВАНИЕ – это способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, т.е. в том же роде, числе, падеже или лице: нежных рук, добрых глаз, ласковых слов (зависимые слова нежных, добрых, ласковых стоят во мн. ч., р.п., как и главные слова).

Как правило, ГЛАВНОЕ слово при этом способе связи выражено существительным, а ЗАВИСИМОЕ – прилагательным; причастием; местоимением; порядковым числительным:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: