По наличию главных членов простые предложения делятся на двусоставные и односоставные.
Грамматическая основа д в у с о с т а в н ы х простых предложений состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого, например: Белая берёза под моим окном принакрыласьснегом, точно серебром. (С. Есенин).
У о д н о с о с т а в н ы х простых предложений грамматическая основа состоит из одного главного члена – подлежащего или сказуемого. В зависимости от этого они бывают назывными и глагольными.
Назывные – это такие односоставные предложения, у которых главный член — подлежащее. В этих предложениях сообщается о каком-либо предмете, явлении, о которых утверждается, что они есть в настоящем, например: Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь (А. Пушкин).
Определённо-личными называются предложения со сказуемым – глаголом в форме 1-го или 2-го лица: Приветствую тебя, пустынный уголок! (А. Пушкин).
В неопределённо-личных предложениях глагол-сказуемое выражается формами 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени: За рекой косили. Оттуда несло запахом свежескошенной травы.
Обобщённо-личные предложения указывают на обобщённое лицо. Им обычно является 2-е лицо. Действие в этих предложениях может быть отнесено к любому лицу, к группе лиц, поэтому в форме таких предложений выступают чаще пословицы, например: Что посеешь, то и пожнёшь.
Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего, например: Знобит с утра. Быстро смеркается.
Сказуемое в безличных предложениях обычно выражается безличными глаголами, но нередко в них используются личные глаголы в значении безличных: Бурей снесло крышу.
|
· ВИДЫПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИИ ПО НАЛИЧИЮ ИЛИ ОТСУТСТВИЮ НЕОБХОДИМЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
По наличию или отсутствию необходимых членов предложения простые предложения делятся на полные и неполные.
Полные простые предложения – это такие предложения, в которых все члены предложения налицо: С запада надвигалась дождевая туча. Постепенно темнело.
Неполные простые предложения — это такие предложения, в которых пропущен какой-либо член – главный или второстепенный, но легко восстанавливается по смыслу: Товарищ пошёл в библиотеку, а я – в бассейн.
Задания, упражнения, тесты
Расставьте, где нужно, знаки препинания. Надпишите сверху, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое. Выучите наиболее понравившиеся из цитат наизусть.
А. 1. Грубость – такое же уродство, как горб. (М. Горький) 2. Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души. (И.Тургенев) 3. Воспоминанья – старцев мед. (А.Марков) 4. Острый язык – дарование, длинный язык – наказание. (Д.Минаев) 5. Быть грубым – значит забывать собственное достоинство. (Н.Чернышевский)
2. Переделайте эти предложения так, чтобы в них между подлежащим и сказуемым стояло тире. ОБРАЗЕЦ: Смерть есть то, чего мы не минуем. (С.Липкин) – Смерть – то, чего мы не минуем.
1. Человек есть украшение мира. (М.Горький) – ______________________
_________________________________________________________________
2. Каждый человек есть необходимое звено в цепи человечества. (Д.Веневитинов) – __________________________________________________
_____________________________________________________________.
|
3. Восстановите пословицы. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено ТИРЕ.
1. Курить, вредить, здоровье.– ______________________________________
2. Без, небо, коптить, дело, жить. – __________________________________
3. Точить, учить, ум. – _________________________________________
4. Вредить, спешить, дело. – ____________________________________
4. Перестройте предложения по образцу. Объясните графически постановку ТИРЕ между подлежащим и сказуемым.
1. Лес помогает в борьбе за урожай.– ________________________________
_________________________________________________________________
2. Любимым занятием моим стало изучение карты. – __________________
_________________________________________________________________
3. Олимпия является родиной Олимпийских игр. – _____________________
_________________________________________________________________
4. Луна является спутником Земли. – _________________________________
_________________________________________________________________
5. В каком предложении подлежащее выражено СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ?
1) Снова что-то зашумело в лесу.
2) Эта новая неудача меня обескуражила.
3) Через несколько минут среди пустой снежной равнины появилось несколько сот человек.
4) Отчего ты такая, земля моя дорогая?
6. В каком предложении сказуемое ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ?
1) Не может судьба одни щедрости сыпать.
2) Ветераны рады встретиться с фронтовыми друзьями.
3) Он всегда готов помочь другу.
4) Изредка порывами налетал ветер.
7 В каком предложении сказуемое СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ?
1) Пётр рад был встретиться с другом.
2) Книги могут рассказать о многом.
3) Он готов был с нами согласиться.
4) Спектакль был признан лучшей постановкой сезона.
8. В каком предложении сказуемое СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ?
|
1) Она будет учиться в гимназии.
2) Он должен был признать свои ошибки.
3) Мы будем ждать от вас вестей.
4) Моя подруга была, как всегда, на высоте.
9. В каком предложении есть ОПРЕДЕЛЕНИЕ?
1) Ветер раскачивает деревья.
2) Темнота заползает под кусты.
3) Между деревьев мелькнул огонёк.
4) Светлый луч солнца пробежал по стволам деревьев.
10. В каком предложении есть ДОПОЛНЕНИЕ?
1) В лесу прижилась ласковая осень.
2) С шелестом падали сухие листья на землю.
3) Горький запах дубовой коры заполнял лес.
4) При ветре леса шумят океанским гулом.
11. В каком предложении есть обстоятельство МЕСТА?
1) В сентябре приходят жёлтые дожди.
2) Золотая осень наряжает землю.
3) В вершинах деревьев зашевелилась от капель листва.
4) Шлют птицы прощальный привет родным местам.
12. В каком предложении есть обстоятельство ВРЕМЕНИ?
1) По опушкам леса растут подосиновики.
2) Вдруг с громким лаем выскочила большая собака.
3) Ранним утром далеко слышится рёв старого лося.
4) Ребята посадили в саду яблони.
13. В каком предложении есть обстоятельство ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ?
1) В лесу раздавался топор дровосека.
2) Неожиданно раздался звук охотничьего рога.
3) Ель – символ вечной молодости.
4) Хороша степь ранним летним утром.
14. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых на месте пропуска следует поставить ТИРЕ?
А. Петербург... город белых ночей.
Б. Человек, равнодушный к своему языку,... дикарь.
В. Заря... как пожар на снегу.
Г Мир без песен... неинтересен.
1) А, В 2) Б, Г 3) А, Б 4) В, Г
15. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых допущены ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ?
A. Боец – это ещё не воин.
Б. Ноябрь – не зима, а предзимье.
B. Речи как мёд, а дела как полынь.
Г. Жить на земле, душой стремиться в небо вот человека радостный удел.
1) А, Г 2) Б, В 3) А, В 4) Б, Г
16. Укажите предложение с ПРЯМЫМ порядком слов.
1) Холодно и ярко сияло на севере над свинцовыми тучами голубое небо.
2) Из-за туч медленно выплывали хребты снеговых гор – облаков.
3) С конца сентября наши сады пустели.
4) Шумит ветер мокрой листвой деревьев.
17. Укажите предложение с ОБРАТНЫМ порядком слов.
1) Ветер целыми днями рвал и трепал деревья.
2) Иногда к вечеру между хмурыми низкими тучами пробивался на западе золотистый свет низкого солнца.
3) Воздух делался чист и ясен.
4) Солнечный свет ослепительно сверкал между листвой, между деревьями.
18. Какое предложение по цели высказывания является ПОБУДИТЕЛЬНЫМ?
1) Низкие тучи прятали далёкий зимний месяц.
2) С деревьев ещё долго будут падать потревоженные ветром хлопья снега.
3) Из-за гор показывается громадное багровое солнце.
4) Пролетайте, тучи, над землёй.