Ещё несколько мгновений он с недоумением прислушивался к необычному шуму, доносившемуся со стороны гор и наконец увидел, откуда он идёт.
1)...гор и наконец...
2)...гор, и, наконец,...
3)...гор, и наконец...
4)...гор и, наконец,...
13. В каком варианте ответа указаны предложения с ПУНКТУАЦИОННЫМИ ОШИБКАМИ?
А. По русским и иностранным свидетельствам в первую половину жизни Иоанн мало занимался охотой, посвящая всё своё время делам правления.
Б. Заря гасла, розовый цвет держался только на краях облаков и наконец исчез.
В. Во-первых вежливость – это проявление уважения.
Г. В комнате всё было по-прежнему, даже вешалка, к моему удивлению, висела на месте.
1) А,Б 2) Б,В 3) В,Г 4) А,В
14. В каком варианте ответа указаны предложения с ПУНКТУАЦИОННЫМИ ОШИБКАМИ?
A. Перепёлка твоё гнездо не найти мне в траве густой.
Б. Да, я мог бы уйти, если бы захотел.
B. Ох как тут сверкнули тихие голубые глаза!
Г. Здравствуй, Вульф, приятель мой! Приезжай сюда зимой...
1) А, Б 2) Б, В 3) А, В 4) А, Г
15. Укажите, чем ОСЛОЖНЕНО предложение. (Знаки препинания не расставлены.) Подняв от газеты не очень довольное как показалось Кравчуку лицо человек строго посмотрел на него.
1) сравнительным оборотом
2) одновременно обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, и вводными словами
3) вводными словами и обособленным определением, выраженным причастным оборотом
4) сравнительным оборотом и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом
16. В каком варианте ответа ПРАВИЛЬНО расставлены все запятые?
Он(1) как будто нечаянно(2) проговорился о чём-то весьма сокровенном(3) и теперь(4) во-первых(5) опасался, что его не поймут; во-вторых(6) был недоволен, что проговорился.
|
1) 1, 2, 4, 5, 6 3) 4, 5, 6
2) 1, 2, 3, 4, 6 4) 3, 4, 5, 6
Тема № 45:
О Д Н О Р О Д Н ЫЕ Ч Л Е Н Ы
П Р Е Д Л О Ж Е Н И Я
Компете́нция (от лат. competere – соответствовать, подходить) – способность применять знания, умения, навыки и успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в узкой или широкой области деятельности.
В результате освоения этой темы мы должны обладать следующими общими компетенциями (ОК):
ОК 1: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 4: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 6: работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК 11: соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
Толковый словарь
РАСПОЯСАТЬСЯ, -яшусь, -шлешься; сов. 1. Развязать на себе пояс. 2. Стать распущенным, утратить всякую сдержанность (разг.). Наглец распоясался. || несов. распоясываться, -аюсь, -аешься.
РАССРОЧКА, -и, ж. 1. см. рассрочить. 2. Выплата не за один раз, по частям, в несколько сроков. Предоставить рассрочку. Купить в рассрочку.
ФЕНОМЕН, -а, м, (книжн.). 1. Явление, в к-ром обнаруживается сущность чего-н. Ф. долголетия, мода – социальный ф. 2.0 человеке или явлении, выдающемся, исключительном в каком-н. отношении.
В О П Р О С Ы:
1. Какие слова называютя днородными членами предложения?
2. Какие однородные члены предложения называются распространенными и какие – нераспространенными?
|
3. Как проявляется стилистическая особенность употребления повторяющихся слов?
4. Какие знаки препинания и средства связи используются при однородных членах предложения?
5. Какие определения называются неоднородными и каковы их средства связи?
6. Что представляют собой обобщающие слова при однородных членах предложения, и какие знаки препинания, средства связи используются при них?
ОДНОРОДНЫМИ называются такие слова, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же слову и соединяются друг с другом сочинительной связью: Человек всегда имеет право на ученье, отдых и на труд (В. Лебедев-Кумач).
Член предложения | Вопросы | Примеры |
1.Однородные подлежащие | Кто? Что? | Сосны, берёзы, лиственницы мелькают по сторонам (В. Песков). |
2. Однородные сказуемые | Что делали? | Десятки шустрых синиц слетались на стол и склёвывали кротки (К. Паустовский). |
3. Однородные дополнения | Ч то? | Люди ближних сёл несли на базар овощи, хлеб, птицу, фрукты, мёд (А. Фадеев). |
4. Однородные определения | Какие? | Были это весёлые, сильныеисмелые люди (М. Горький). |
5. Однородные обстоятельства | Как? | Москва, Москва. Люблю тебя, как сын, как русский, –сильно, пламенно инежно! (М. Лермонтов). |
Однородные члены обычно выражаются словами ОДНОЙ части речи, но могут быть выражены и словами РАЗНЫХ частей речи, например: Работу выполняли быстро, с удивительной ловкостью.
Однородные члены могут быть РАСПРОСТРАНЁННЫМИ, т. е. иметь при себе зависимые слова, и НЕРАСПРОСТРАНЁННЫМИ, например: И подошёл он, расправил крылья, вздохнул всей грудью, сверкнул очами и – вниз скатился (M. Горький); Мороз крепчал и щипал уши, лицо и руки (А. Серафимович).
|
В предложении может быть не один РЯД однородных членов, а два и больше, например: Перед домом разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождём, звёздами, угасали и снова вспыхнули (А. Пушкин) – здесь однородные сказуемые: вспыхнули, завертелись, поднялись, посыпались, угасали, вспыхнули; группа однородных дополнений относится к сказуемому поднялись (вверх), а вторая – к сказуемому посыпались.
Однородные члены СВЯЗЫВАЮТСЯ с помощью сочинительных союзов и перечислительной интонации или только при помощи такой интонации.
С союзами | Без Союзов |
Без труда не может быть чистой и радостной жизни (А. Чехов). Казалось, ни одна травка, ни одно облако не шевелились (Л. Толстой). То справа, то слева, то позади слышался гул падающих стволов (К. Паустовский). | Стал накрапывать редкий, мелкий дождь (А. Чехов). Мысли мои, моё имя, мои труды будут принадлежать России (Н. Гоголь). Быстро замелькали оголённые рощицы, болотца, возвышенности, развалины домов (В. Катаев). |
ОДНОРОДНЫМИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ бывают тогда, когда каждое из них относится к определяемому слову, т. е. когда они соединены между собой сочинительной связью (допускают вставку союза и) и произносятся с перечислительной интонацией, например: На лугу росли красные, желтые, синие цветы.
НЕОДНОРОДНЫМИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ бывают тогда, когда они характеризуют предмет с разных сторон. В этом случае между определениями нет сочинительной связи и они произносятся без перечислительной интонации, например: Кругом всей поляны стояли густые высокие ели (М. Пришвин).
Однородные члены предложения могут соединяться СОЧИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ.
1. Соединительные | и, да (в значении и), также, тоже, не только...но и, как...так и, ни...ни, и...и |
2. Противительные | а, но, да (в значении но), однако, зато |
3. Разделительные | или, или...или, либо, либо...либо, не то...не то, то...то |
П р и м е р ы:
1) соединительными: Надо человеку и знать, и любить, и беречь свою землю (В. Песков); Осинник зябкий, да речушка узкая, да синий бор, да жёлтые поля, ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жёсткая земля! (А. Сурков); У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских нравах (И. Гончаров);
2) разделительными: Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под жужжаньем своего веретена (А. Пушкин); Либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет (пословица); Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет (В. Паустовский); За равниной тянется чёрная пашня, над которой пестрят не то грачи, не то галки (А. Чехов);
3) противительными: По утрам я упражнялся в переводах, а иногда и в сочинении стихов ( А.Пушкин); Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан (Н. Некрасов); Лес не школа, да всех учит (пословица); Приют наш мал, зато спокоен (М. Лермонтов).
При однородных членах могут быть ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА, которые являются теми же членами предложения, что и однородные. Обобщающие слова стоят или перед однородными членами, или после них, например:
· В человеке ВСЁ должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли (А. Чехов) О: и о, и о, и о;
· Твоя живая тишина, твои лихие непогоды, твои леса, твои луга, и Волги пышные брега, и Волги радостные воды – ВСЁ мило мне (Н. Языков) о, о, о, о, и о, и о – О; Море, порт, город, гора – ВСЁ превратилось в глухую, прерывистую от ветра тьму (К. Паустовский).
· Ото ВСЕГО: от дома, от деревьев, от голубятни, от галереи — побежали длинные тени (И. Гончаров) О: о, о, о, о – ….;
Однородные члены обозначаются значком О. Схематически случаи постановки запятых между однородными членами выглядят следующим образом: