ПРАВОПИСАНИЕ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ




Правило № 1. П р а в о п и с а н и е личных окончаний глаголов I и II спряжения не представляет сложности, если ударение падает на окончание. Спряжение определяется п о о к о н ч а н и я м, которые пишутся так, как слышатся.

Лицо I спр.: II спр.:
  Ед. ч. Мн. ч. Ед. ч. Мн. ч.
1-е -У (-Ю): иду, пою -ЕМ: идём,поём -У (-Ю): спешу, стою -ИМ: спешим, стоим
2-е -ЕШЬ: идёшь, поёшь -ЕТЕ: идёте, поете -ИШЬ: спешишь, стоишь -ИТЕ: спешите, стоите
3-е -ЕТ: идёт, поёт -УТ(-ЮТ): идут, поют -ИТ: спешит, стоит -АТ (-ЯТ): спешат, стоят

Правило № 2. Если глагол имеет б е з у д а р н ы е окончания, которые обычно на слух не различаются, его спряжение можно определить п о н е о п р е д е л е н н о й форме – и н ф и н и т и ву.

II спр.: I спр.:
• все глаголы на - ИТЬ (кроме брить, стелить, зиждиться, зыбить(ся)); • 4 глагола на - ИТЬ: брить, стелить, зиждиться, зыбить(ся);
• 7 глаголов на - ЕТЬ: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть; • все глаголы на - ЕТЬ (кроме смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть);
• 4 глагола на - АТЬ: гнать, держать, слышать, дышать. 11 глаголов на - ЕТЬ и - АТЬ можно запомнить в стихотворной форме: СМОТРЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ОБИДЕТЬ, И ЗАВИСЕТЬ, И ВЕРТЕТЬ, ДА И СЛЫШАТЬ, И ТЕРПЕТЬ • все глаголы на - АТЬ (кроме гнать, держать, слышать, дышать); • все остальные глаголы на - ОТЬ, -УТЬ, -ЯТЬ -ТЬ и др.

Разноспрягаемые глаголы –

Х О Т Е Т Ь, Б Е Ж А Т Ь, Ч Т И Т Ь:

хоч ешь, хоч ет – по I спр.; хот им, хот ите, хот ят – по II спр.;

беж ишь, беж ит, беж им, бежите – по II спр.; бег ут – по I спр.;

чт ит – по II спр.; чт ут – по I спр.

·

Правописание глагольных суффиксов

-ОВА-, -ЕВА-, -ВА-, -ЫВА-, -ИВА-

-ОВА- (-ЕВА-), если в 1-м л. ед.ч. наст. или буд. вр.– -УЮ (-ЮЮ) -ЫВА- (-ИВА-), если в 1-м л. ед.ч. наст. или буд. вр. – -ЫВАЮ (-ИВАЮ)
(я) беседую (1 л. ед.ч. н.в.) – беседовать – беседовал; (я)потчую (1 л. ед.ч. н.в.) – потчевать – потчевал; (я) воюю (1 л. ед.ч. н.в.) – воевать – воевал; я настаиваю (1 л. ед.ч. н.в.) – настаивать – настаивал; я разглядываю (1 л. ед.ч. н.в.) – разглядывать – разглядывал; я опаздываю (1 л. ед.ч. н.в.) – опаздывать – опаздывал.

· ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ В ГЛАГОЛАХ С ПРИСТАВКОЙ ОБЕЗ- (ОБЕС-)

Сначала надо правильно определить гласную в инфинитиве:

в переходных глаголах пишется И: глагол: обессил И ть врага (обессил И л

в непереходных — Е: глагол: обессил Е ть от болезни (обесси­л Е л)

 

Задания,тесты:

В каждой четверке слов подчеркните глагол.

1) скрип 2) пение 3) булькает 4) журчащий 1) грохот 2) хлопанье 3) булькающий 4) гремит 1) треск 2) чистка 3) писк 4) щебечут 1) свист 2) стук 3) щебетание 4) кукует

2. Прочитайте пословицы, вставляя, где нужно, пропущенный Ь. Выучите 3-4 наиболее понравившихся из пословиц наизусть.

1. Тот труда не боит_ся, кто умеет трудит_ся. 2. Человек по делу узнает_ся. 3. От доброго обеда и к ужину останет_ся. 4. За все берет_ся, да не все удает_ся. 5. Волков боят_ся – в лес не ходить.

3. Определите ВИД(соверш. или несоверш.) и ПЕРЕХОДНОСТЬ глагола

глаголы вид переходность
заклеить    
бороться    
вылечить    
построить    
записать    
прошептать    
лелеять    
вытащить    
молоть    
значить    

Заполните таблицу глаголами в настоящем времени в указанных формах.

Неопределенная форма (инфинитив) ты он они
клеить      
бороться      
лечить      
строить      
тащить      
молоть      
полоть      
стелить      
держать      
вертеть      

Вставьте недостающие буквы в окончаниях. Мотивируйте выбор написания.

Деревья бормоч_т, маляры крас_т, листья трепещ_т, лошади тащ_тся, дети ма_тся, ребята высп_тся, старики наде_тся, лесники руб_т, бабушки леле_т, школьники кле_т, снега та_т, студенты готов_тся, цветы колыш_тся, ученые предполож_т, дачники кол_т, колеса верт_тся, овцы бле_т, машины мч_тся.

6. Исправьте ОШИБКИ, часто допускаемые младшими школьниками при употреблении глаголов в устной и письменной речи. Объясните, что необходимо учитывать.

Ребенок маится без дела; спортсмены держут знамя; ветер гонет тучи; небо хмурется; знамёна реят на ветру; они легко дышут под водой; дачники колят дрова; бормочат ручьи; травы дремлят; ребята тащут ель; пчелы жалют; паруса колышатся; кузнечики стрекочат; команды борятся за победу; стелятся клубы дыма; выроишь ямку в саду; снежинки колятся; на окраине строются новые дома.

7. Подчеркните в каждом ряду « ЧЕТВЕРТОЕ ЛИШНЕЕ » слово. Объясните, почему оно «лишнее» в зависимости от типа склонения.

1. Подлить, подкрутить, подмерзнуть, подмести.

2. Зеленеть, гореть, светлеть, смелеть.

3. Заполыхать, забурлить, затянуть (гайку), зареветь.

4. Пересаживать, перегореть, переглядываться, переселяться.

8. Исправьте, где нужно, ОШИБКИ в написании личных окончаний глаголов. Объясните причины их возникновения.

А. Он бреет, вертется, гонет, грохочет, клеет, колышется, мелет, надеется, пышет, растает, стелит, услышет, стерёт.

Б. Они блеят, бормочат, гонят, держут, клеют, клокочут, лают, лелеят, надеются, тешатся, хочут.

 

(ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Толковый словарь

ПАРИТЕТ, -а,м. 1. Равенство, равноправие сторон (книжн.). 2. Соотношение между денежными единицами разных стран по количеству представленного ими золота или по их покупательной силе (спец.). Валютный п. || прил. паритетный, -ая, -ое (к 1 знач.). Паритетное представительство. На паритетных началах.

ПАРТЕР [тэ], -а, м. 1. Нижний этаж зрительного зала (плоскость пола) с местами для зрителей. Билет в п. Кресла в партере. 2. Плоская открытая часть сада, парка с газонами, цветниками (спец.). Цветочный п..

.

Задания, упражнения, тесты (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

1. Какое продолжение данного предложения является ВЕРНЫМ?

Глагол – это часть речи, которая обозначает

1) признак предмета

2) действие, но как предмет

3) название предмета

4) действие или состояние предмета

2. Вставьте всюду, где нужно, пропущенные буквы. Укажите вариант ответа, где пропу­щен Ь.

A. надо упражнят..ся, план не удаст..ся

Б. стало смеркат..ся, пора собират..ся

B. не стоит удивлят..ся, будем надеят..ся

Г. туман рассеет..ся, хотел отправит..ся

1) Б, В 2) А, Б 3) Б, Г 4) В, Г

3. Вставьте всюду, где нужно, пропущенные буквы. В каком случае гласную в корне выделенного слова можно проверить УДАРЕНИЕМ?

1) зам..рать от испуга

2) расст..лается туман

3) прим..рять костюм

4) бл..стательная победа

4. В каком варианте ответа ПРАВИЛЬНО указаны примеры,
где в предложениях употреблён глагол в
БУДУЩЕМ времени?

A. Мелькнула падающая звезда.

Б. Прошумит по верхушкам берёз ветерок.

B.У лесного оврага видишь заросли ландыша.

Г. Мы долго будем вспоминать об этом.

1) Б, В 2) Б 3) Б, Г 4) А, Г

5. Укажите глагол СОВЕРШЕННОГО вида.

1) уходить

2) затягивать

3) восстановить

4) сиять

6. Укажите глагол НЕСОВЕРШЕННОГО вида.

1) расчистить

2) гореть

3) замёрзнуть

4) подняться

7. Найдите ОШИБКУ в определении наклонения глагола.

1) Погромыхивают (изъяв. накл.) за рощей поезда.

2) Выскажите (повел. накл.) своё мнение!

3) Едва ли бы мы успели (изъяв. накл.) на этот поезд.

4) Под ногами проваливается (изъяв. накл.) снег.

8. Какое утверждение является НЕВЕРНЫМ?

1) задумать – глагол совершенного вида

2) жгуч – глагол в прошедшем времени, в мужском роде

3) вертеть – глагол II спряжения

4) стеречь – неопределённая форма глагола

9. Вставьте всюду, где нужно, пропущенные буквы. В каком ряду во всех словах пропущена ОДНА И ТА ЖЕ буква в корне?

1) приб..рать, выт..рать, ст..реть, выд..рать

2) выж..гать, бл..стящий, раст..рать, выб..рать

3) соб..ру, бл..стеть, зам..реть, расст..лить

4) зап..рать, заж..гать, зам..рать, зам..рло

10. Вставьте всюду, где нужно, пропущенные буквы. Укажите вариант ответа, где пропу­щена буква Е в окончании.

A. туман стел..тся, врач леч..т, мы готов..мся

Б. мы бор..мся, старик дремл..т, разве..т печаль

B.снег раста..т, он кол..т дрова, выед..те утром

Г. наде..тся на успех, собака чу..т, он выдерж..т

1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) А, В

11. Вставьте всюду, где нужно, пропущенные буквы. Укажите вариант ответа с пропущенной всюду буквой И в окончании.

A. завис..м, он подкле..т, учитель похвал..т

Б. выправ..м, туман стел..тся, он почу..т

B. вытерп..м, разруб..шь, потом постро..ите

Г. оса жал..т, ветер колыш..т, упуст..шь

1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) А, В

12 Вставьте всюду, где нужно, пропущенные буквы. Укажите вариант ответа с пропущенной всюду буквой Ю в окончании.

A. малыши воз..тся, лыжники догон..т

Б. снега стел..тся, сыпл..тся

B. кле..т конверты, наде..тся на успех

Г. они се..т рожь, бор..тся с волнами

1) А, Г 2) Б, Г 3) В, Г 4) Б, В

Тема № 33-34

ПРИЧАСТИЕ

(РАЗНОВИДНОСТИ, ПРАВОПИСАНИЕ)

Компете́нция (от лат. competere – соответствовать, подходить) – способность применять знания, умения, навыки и успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в узкой или широкой области деятельности.

В результате освоения этой темы мы должны обладать следующими общими компетенциями (ОК):

ОК 1: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 4: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 6: работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: