РаскройтЕ скобки в выделенных слова.




1. Речка Иста вьётся чрезвычайно прихотливо, ползёт змеёй, ни на ______________ (пол)версты не течёт прямо. 2. Заря запылала пожаром и охватила ______________ (пол)неба. 3. Солнце быстро садилось, длинные тени побежали по земле и покрыли ______________ (пол)луга. 4. ______________ (Пол)жизни старик провёл безвыездно в своей деревне. 5. Младший брат на ______________ (пол)головы был выше старшего. 6. Путешественник объездил ______________ (пол)света. 7. В юности Максим Горький ______________ (пол)России исходил пешком.

9. Перестройте словосочетания в буквенные аббревиатуры. Автоматическая телефонная станция – _________[________], автомат Калашникова – _________[________], военно-воздушные силы – _________[________], гидроэлектростанция – _________[________], дачно-строительный кооператив – _________[________], дезоксирибонуклеиновая кислота – _________[_______], дорожно-транспортное происшествие – _________[________], либерально-демократическая партия России – _________[________], научно-исследовательский институт – _________[________], чрезвычайное происшествие – _________[________].

Определите род аббревиатур. Составьте с ними предложения.

О б р а з е ц: ВДНХ открыта все дни недели.

МХАТ (Московский Художественный академический театр) –

___________________________________________________________________

МИД (министерство иностранных дел) – _______________________________

___________________________________________________________________.

МГУ (Московский государственный университет) – ____________________________________________________________________.

Гороно (городской отдел народного образования) ____________________________________________________________________.

ЭВМ (электро-вычислительная машина) – ____________________________________________________________________.

ГЭК (государственная экзаменационная комиссия) – ____________________________________________________________________.

ООН (Организация объединенных наций) – ____________________________________________________________________.

Устно расшифруйте аббревиатуры. Продолжите их ряд.

 

1. Сельхозакадемия, сельхозинвентарь, ____________________________________________________________________.

2. Комдив, комбриг, ____________________________________________________________________.

3. Завуч, завхоз, ____________________________________________________________________.

Дорстрой, дорстройотдел, ____________________________________________________________________.

5. Главкомдив, главврач, ____________________________________________________________________.

6. Горгаз, горсобес, ____________________________________________________________________.

7. Военкор, собкор, ____________________________________________________________________.

8. Спецшкола, спецодежда, ____________________________________________________________________.

9. Минздрав, минторговли, ____________________________________________________________________.

Подчеркните «лишнее» по структуре слово. Объясните, почему оно «лишнее».

1. Леспромхоз, лесхимзавод, начхозупр, лесхоз.

2. Начфак, начдив, начгар, начштаба.

3. Госплан, госстрах, госсанинспекция, госконтроль.

4. Кожгалантерея, кожзавод, кожимит.

 

18. Подчеркните правильные варианты окончаний. Ответы обоснуйте.

ВАК утвердил(-а, -о); завкафедр_ известил(-а); всё(весь, вся) МГИМО; ГЭК уполномочен(-а, -о) внести изменения; главбух отказал(-а); собственный(-ая, -ое) ТЭС; гороно приказал(-о, -а); МИД заявил(-а, -о); новый(-ая, -ое) ЭВМ; ООН принял(-а, -о) решение.


Тема № 28

ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕЁ СТИЛИС Т ИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

Компете́нция (от лат. competere – соответствовать, подходить) – способность применять знания, умения, навыки и успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в узкой или широкой области деятельности.

В результате усвоения этой темы мы должны обладать следующими общими компетенциями (ОК):

ОК 1: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 4: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 6: работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК 11: соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

Толковый словарь

МИЛИТАРИЗМ, -а, м. Политика усиления военной мощи, наращивания вооружений и активизации военных приготовлений. || прил. милитаристический, -ая, -ое и милитаристский, -ая, -ое.

МОРАТОРИЙ, -я, м. (спец.). Устанавливаемая правительством отсрочка выполнения обязательств на определенный срок или на время действия каких-н. чрезвычайных обстоятельств. Общий м. (распространяемый на все виды обязательств). М. на ядерные испытания (приостановка, отсрочка их проведения). || прил. мораторный, -ая, -ое.

. План:

1. Книжная и разговорная лексика. Разновидности книжной лексики.

2. Лексика научного стиля и его языковые особенности.

3. Лексика официально-делового стиля и его языковые особенности.

4. Лексика публицистического стиля и его языковые особенности.

5. Лексика художественного стиля и его языковые особенности.

6. Лексика разговорного стиля и его разновидности.

Вопросы:

1. На какие разновидности делится лексика русского языка с точки зрения ее стилевой принадлежности?

2. Каковы языковые особенности научного стиля (сфера употребления, форма реализации, жанры, признаки)?

3. Каковы языковые особенности официально-делового стиля (сфера употребления, форма реализации, жанры, признаки)

4. Каковы языковые особенности публицистического стиля (сфера употребления, форма реализации, жанры, признаки)

5. Каковы языковые особенности художественного стиля (подстили, сфера употребления, форма реализации, жанры, признаки)

6. Каковы языковые особенности разговорного стиля (сфера употребления, разновидности, форма реализации, жанры, признаки)

 

Традиционно различаются следующие функциональные стили лексики русского языка:

· КНИЖНЫЕ

· РАЗГОВОРНЫЕ

К Н И Ж Н ЫЕ стили делятся на следующие разновидности:

Научный,

Официально-деловой,

Публицистический,

4. художественный.

1. Лексика НАУЧНОГО СТИЛЯ функционирует в сфере научного общения. Основная форма реализации – письменная. Даже в случае, если научный стиль реализуется устно (лекция, доклад, сообщение на конференции), то в основе такого выступления, как правило, лежат те или иные предварительные записи.

Основные жанры н.с.:

- монография (научное исследование, книга, посвященные одной теме),

- статья,

- диссертация (научная работа, защищаемая автором для получения ученой степени),

- доклад,

- лекция,

-дипломная или курсовая работы и т.д.

Основные признаки н.с.:

-точность,

-объективность,

-неэмоциональность,

-логичность,

-абстрактность изложения,

-описательный характер подачи информации.

2. Лексика ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ функционирует в сфере официально-деловой или правовой общественной деятельности: в области науки, техники, законодательства, деловой переписки учреждений. Реализуется преимущественно в письменной форме.

Основные жанры о.-д.с.: законы, указы, приказы, акты, личная документация, деловая переписка, уставы, инструкции.

Основные признаки о.-д.с.:

-точность, детальность (которые исключают возможность инотолкования);

 

-неличный характер изложения (большинство документов составляется не от имени конкретного лица, а как бы «безлично»).

3. Лексика ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ подразделяется на 2 группы слов:

1) специальная публицистическая терминология, в том числе и газетная (интервью, репортаж, информировать, хроника, корреспонденция, заметка, комментарий, обозреватель и т.п.);

2) общественно-политические термины, широко употребляемые в газете (дискриминация, сегрегация (один из видов расовой дискриминации), геноцид (истребление отдельных групп населения по расовым, религиозным или национальным мотивам), неоколониализм (новый захват колонии), антагонизм (непримиримое противоборство), неофашист, агрессия (действие, предпринимаемое для достижения определенной цели), акция (незаконное применение оружия), ратификация (утверждение верховной властью международного договора, заключенного ее уполномоченным).

Основные жанры публицистического стиля:

- передачи по радио, телевидению,

- различного рода выступления на политические темы,

- статьи,

- заметки,

- обзоры,

- очерки и т.д.

4. Лексика ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ подразделяется на следующие подстили:

1) стихотворный,

2) драматургический,

3) прозаический.

Художественная литература, в особенности современная, отражает все многообразие жизни человека, в ней используются самые разнообразные пласты словаря. Круг художественно-поэтической лексики, которая обладает функционально-стилистической окраской, численно составляет небольшой фонд слов. Это, прежде всего, традиционный пласт лексики:

1) поэтической, отмечаемой в словарях как «поэт.», «нар. поэт.», «высок» и т.д.

Примеры:

-существительные: лира, венец, муза, очи, ланиты, уста, чело, стан, десница, мурава, чертог, зов, горнило, нектар, пенаты, бездна, чары, нива, светило.

-прилагательные: дивный, чудный, божественный, безмятежный, благодатный, живительный, вдохновение, дерзновенный, черноокий и др.

-глаголы: влачить, вещать, гласить, восклицать, лелеять, воспрянуть, возложить, нисходить, ответствовать, сразить и др.

-наречия: поныне, воистину, навеки, во славу и др.

2) народно-поэтическая лексика (из устной народной поэзии): горюшко, буйная головушка, голубушка, красна девица, добрый молодец, кручина, пригожий, родимый, бесталанный, погожий и др.

РАЗГОВОРНЫЕ СРЕДСТВА представляют языковые единицы, преимущественно используемые в разговорно-бытовой сфере и вообще в сфере повседневного общения; к ним примыкают также средства просторечные и некоторые нелитературные (вульгаризмы). Разговорный стиль обслуживаем потребности речевого общения по текущим жизненным вопросам. Это общение протекает в форме устной речи между людьми, в основном, в форме диалога или полилога.

Разговорная лексика неоднородна по своему составу и подразделяется на группы:

1) литературно-разговорные. Их употребление относительно не ограничено: заочник, вечерник, волокита, взгрустнуть, бездельник, интеллектуал и т.д.;

2) разговорно-бытовые (со сниженным, неярко выраженным значение, т.е. неодобрительные, иронические, шутливые: балагур, безмозглый, говорун, дедок, жадничать и т.д.;

3) обиходно-бытовое просторечие (их значение и эмоциональная оценка еще более снижены и реже употребляемы: безотцовщина, сачок (ленивый человек), братан, сеструха и т.д.;

4) грубо-просторечные слова: башка, рожа, жрать, дрыхнуть, вдрызг и др.;

5) разговорно-терминологическая лексика (употребляется в речи людей, объединенных общей профессией, хотя в терминологические словари не включены: диабетик, желудочник, легочник, язвенник (в речи врачей);

6) разговорно-профессиональная лексика (имеет узкоспециальное значение): бытовка, баранка, кирпич (запретный знак) и т.д.;

7) диалектная лексика (используется в разговорной речи жителей определенной территории): согра (чаща), зарод (стог прямоугольной формы), бурак (свекла), махотка (глиняный горшок) и др.;

8) арготическая и жаргонная лексика (используется отдельными группами людей): пахан, тачка и др.

· Задания, упражнения, тесты



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: