Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой Программы воспитания и социализации обучающихся на уровень СОО МБОУ «Выльгортская СОШ №1» являются:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12
- Федеральный государственный стандарт СОО, утвержденный Приказом №413 от 17.05.2012 г. с изменениями от 31.12.2015 г.№1578, на основе примерной ООП СОО, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 28.06.2016 г. № 2/16-з УМО РФ.
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25.05.2015 № 996-р
- Концепция духовно-нравственного воспитания и развития российских школьников.
- Устав школы и опыт воспитательной работы.
Программа воспитания и социализации обучающихся построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, сформулированных в Конституции Российской Федерации, Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года.
Программа обеспечивает:
достижение выпускниками личностных результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования в в соответствии с требованиями ФГОС СОО;
формирование уклада школьной жизни на основе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, в котором находится организация, осуществляющая образовательную деятельность, а также потребности и индивидуальные социальные инициативы обучающихся, особенности их социального взаимодействия вне школы, характера профессиональных предпочтений.
Необходимость данной программы вызвана как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества.
|
С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество. Все это повышает социальный запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность. С другой стороны, падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения. Несмотря на установленные нормы и приоритеты, у российских граждан отсутствуют нравственно-ориентированные ценности, привлекательной становится «легкая культура», освоение которой, не требует от человека серьезной умственной и душевной работы, проявляются низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, идет процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением.
В российском обществе стал ощущаться недостаток принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.
Программа воспитания и социализации призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность духовно-нравственного развития и воспитания личности учащихся школы, позволит педагогам школы сконструировать и смоделировать воспитательное пространство личности, развернуть в социальном пространстве школы, создать основы взаимодействия школы с другими субъектами социализации – семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, средствами массовой информации.
|
Социализация личности – сложное социальное явление, которое длится в течение всей жизни конкретного человека и которое рассматривается учеными как процесс, и отношение, и способ, и результат личностного развития человека в социуме, общении и деятельности.
Успех социализации обучающегося будет зависеть, прежде всего, от того, насколько развиты нравственные качества и духовная культура личности.
Цель данной программы – социально-педагогическая поддержка становления и развития функционально грамотной личности, высоконравственного, творческого, порядочного, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Задачи воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования в рамках ФГОС классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает особенности развития личности гражданина России.
Программа направлена на:
· обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
· их социализацию и профессиональную ориентацию
· формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Программа предполагает учёт индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей; развитие педагогической и компетенции родителей (законных представителей) в целях содействия социализации учащихся в семье.
|
Программа согласно принципам непрерывности и преемственности обучения и воспитания обучающихся, логически продолжает основные направления аналогичных Программ начальной и основной школы.
Итак, условием для воспитания и социализации обучающегося является развитие общей культуры личности по всем вышеперечисленным направлениям, которые реализуются не изолированно, а проникают одно в другое, пересекаются и дополняют друг друга.
Программа содержит:
1) цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания, социализации обучающихся;
2) основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации;
3) содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;
4) модель организации работы по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся;
5) формы и методы организации социально значимой деятельности обучающихся;
6) основные технологии взаимодействия и сотрудничества субъектов воспитательного процесса и социальных институтов;
7) методы и формы профессиональной ориентации;
8) описание мер, направленных на формирование у обучающихся экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, включая мероприятия по обучению правилам безопасного поведения на дорогах;
9) формы и методы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся;
10) планируемые результаты по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся, их профессиональной ориентации, формированию безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни;
11) критерии и показатели эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по обеспечению воспитания и социализации обучающихся.
Программа реализуется школой в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами: МБДОУ № 8, №10, №9, ОПДН, КПДН, ГИБДД, Администрацией МО МР «Сыктывдинский», Администрацией сельского поселения «Выльгорт», Школой художественного ремесла «Зарань», Детской музыкальной школой, МУЗ «Сыктывдинская ЦРБ», РЦВР, Учреждениями культуры, Центральной районной и детской библиотекой и т.д.