Организация социальной деятельности учащихся исходит из того, что социальные ожидания подростков связаны с успешностью, признанием со стороны семьи и сверстников, состоятельностью и самостоятельностью в реализации собственных замыслов. Целенаправленная социальная деятельность учащихся должна быть обеспечена сформированной социальной средой школы и укладом школьной жизни. Организация социального воспитания учащихся осуществляется в последовательности следующих этапов:
Организационно-административный этап (ведущий субъект — администрация школы) включает:
· создание среды школы, поддерживающей созидательный социальный опыт учащихся, формирующей конструктивные ожидания и позитивные образцы поведения;
· формирование уклада и традиций школы, ориентированных на создание системы общественных отношений учащихся, учителей и родителей в духе гражданско-патриотических ценностей, партнёрства и сотрудничества, приоритетов развития общества и государства;
· развитие форм социального партнёрства с общественными институтами и организациями для расширения поля социального взаимодействия учащихся.
· адаптацию процессов стихийной социальной деятельности учащихся средствами целенаправленной деятельности по программе социализации;
· координацию деятельности агентов социализации учащихся — сверстников, учителей, родителей, сотрудников школы, представителей общественных и иных организаций для решения задач социализации;
· создание условий для организованной деятельности школьных социальных групп (развитие детского самоуправления, включения родительской общественности в участие во внеурочных мероприятиях школы, развитие деятельности разновозрастных групп учащихся и т.д.);
|
· создание возможности для влияния учащихся на изменения школьной среды, форм, целей и стиля социального взаимодействия школьного социума (в рамках работы детского школьного объединения «Ритм», клуба бардовской песни «Звенящая струна», пресс-клуба и школьной газеты «Прошколу»);
· поддержание субъектного характера социализации учащихся, развития его самостоятельности и инициативности в социальной деятельности.
Организационно-педагогический этап (ведущий субъект — педагогический коллектив школы) включает:
· обеспечение целенаправленности, системности и непрерывности процесса социализации учащихся;
· обеспечение разнообразия форм педагогической поддержки социальной деятельности, создающей условия для личностного роста учащихся, продуктивного изменения поведения;
· создание в процессе взаимодействия с учащимися условий для социальной деятельности личности с использованием знаний возрастной физиологии и социологии, социальной и педагогической психологии;
· создание условий для социальной деятельности учащихся в процессе обучения и воспитания;
· обеспечение возможности социализации учащихся в направлениях адаптации к новым социальным условиям, интеграции в новые виды социальных отношений, самоактуализации социальной деятельности;
· определение динамики выполняемых учащимися социальных ролей для оценивания эффективности их вхождения в систему общественных отношений;
· использование социальной деятельности как ведущего фактора формирования личности учащегося;
|
· использование роли коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности учащегося, его социальной и гражданской позиции;
· стимулирование сознательных социальных инициатив и деятельности учащихся с опорой на мотив деятельности (желание, осознание необходимости, интерес и др.).
Совместная работа с предприятиями, общественными организациями, системой дополнительного образования по направлениям социального воспитания направлена на реализацию следующих задач:
Субъекты социализации | Задачи | Формирующийся социальный опыт |
Учреждения дополнительного образования детей (РЦВР, Дом творчества «Зарань», детская музыкальная школа с.Выльгорт.) | Расширение сферы творческой самореализации учащихся с учетом их индивидуальных склонностей и возможностей | Опыт интеллектуального, технического, художественного творчества; опыт инициации социальных акций и участия в них; опыт делового взаимодействия, проявления милосердия, заботы, поддержки. |
Учреждения культуры (музеи, библиотеки) | Содействие в формировании социального опыта детей на основе музейной педагогики, социальной практики общественных фондов, информационного многообразия библиотечных фондов | Опыт работы с музейной экспозицией; читательский опыт, опыт работы с библиотечным фондом, опыт поиска необходимой информации; опыт связи с общественными фондами и взаимодействия с представителями различных социальных групп |
Общественные организации (Районная молодежная организация «Зарни зер», Общественная палата РК) | Взаимодействие с с общественными организациями другими объединениями и организациями | Опыт участия в деятельности общественных организаций; опыт социальной активности, проявления самостоятельности и ответственности, рефлексивной оценки результатов социальной практики; опыт реального управления и действия |
Зрелищные учреждения (театры, Филармония, концертные залы, кинотеатры, студии) | Приобщение к богатству классического и современного искусства, воспитание уважения к творчеству исполнителей, развитие эстетического кругозора с использованием средств театральной педагогики (встреч с создателями спектакля, обсуждений, дискуссий по зрительским впечатлениям и т п.) | Опыт восприятия спектакля, кинофильма, музыкального произведения; формирование зрительской культуры; опыт восприятия спектакля (кинофильма) как результата комплексного взаимодействия автора, режиссера, художника, актеров и многообразных служб, обеспечивающих рождение сценического произведения. |
ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района», КПДН Сыктывдинского района | Социальная поддержка и реабилитация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. | Опыт общения с детьми из разных социальных групп; опыт моральной и практической поддержки детей, нуждающихся в помощи; опыт шефской работы. |
|