Итак, очевидно, что иудаизм сыграл громадную роль в духовной истории человечества. Он положил начало теистическим религиям с их глубокой идеей единства всего мира и человечества, созданного единым Богом. Из иудаизма пришло более глубокое и возвышенное понимание Бога, а, значит, и мира, и человека. Бог как истинное бытие, сущность мира предстает абсолютной Личностью, средоточием высших ценностей, Он – идеал, зовущий человека к совершенству. Бог – это Творец и Провидец, непознаваемый и трансцендентный, но создавший человека по своему образу и подобию, способный вступать с им в личные отношения н пекущийся о судьбах мира. Теизм требует безусловного доверия к Богу, искренности и преданности Его заповедям. Вера и постоянное «памятование» о Боге должны жить в душе человека, и внешнее соблюдение обрядности не может их заменить. Это также было ново, политеистические религии не выдвигают таких требований.
Как известно, христианство и ислам (так же, как иудаизм) являются авраамическими религиями, принимая иудейского Авраама за образец веры и считая его праотцом своих народов. Они также являются религиями Откровения. Из иудаизма в христианство и ислам перешли многие идеи: о воздаянии после смерти, об аде и рае, о пришествии мессии (спасителя), о будущем воскрешении всех праведных людей во плоти и о наступлении «царства Божьего на земле», об ангелах – помощниках человека и вредящих ему бесах и дьяволе (шайтане), который не превосходит Бога в могуществе, о нравственных заповедях, обязательных для каждого человека. Мифологические сюжеты и образы ТаНаХа перешли в Библию и Коран.
Можно ли сказать, что иудаизм ответил на все духовные чаяния человечества, и последующим теистическим религиям осталось только приспособить его теорию и практику к своим национальным и культурным условиям? Думается, что нет. Тот факт, что иудаизм остался национальной религией евреев, а вслед за ним сформировались мировые религии - христианство и ислам – означает некоторую ограниченность этой религии, которая должна была быть преодолена. Это означает также, что требовалось дальнейшее развитие и углубление иудейского монотеизма. Попытаемся определить, на чем остановился иудаизм?
|
В иудаизме Бог выступает покровителем и защитником «своего», избранного народа. Завет с Богом через праотцов (Авраама, его сына Исаака и внука Иакова) устанавливается со всем родом (народом). При этом еврейский народ демонстрирует высокую степень национального самосознания, ощущая себя свободным народом, который сам избирает Бога, но волен и отступить от Него. Народ Израиля держался за своего Бога, т. к. это было для него жизненно необходимо. Но как повествует ТаНаХ, он часто отступал от своего Творца и Покровителя. (Так, когда Яхве передавал иудеям свои нравственные заповеди через пророка Моисея, народ, устав от ожидания, вновь обратился к идолопоклонничеству. Впадение в язычество произошло и после завоевания Палестины, поклонение «чужим» богам характеризует всю раннюю историю еврейского народа.) Отметим, что общение с Богом осуществлялось через избранных – пророков.
Но при этом остром чувстве национального самосознания, как отмечает глубокий знаток религии священник А. Ельчанинов, у евреев «почти отсутствует чувство индивидуальности; желая победы Израилю, молясь о его восстановлении, уповая на Мессию, спасителя Израиля, еврей равнодушен к своей личной судьбе; для себя лично, отдельно от своего племени он ничего не хочет, потому что он живет в роде, в Израиле, а не как личность»[17]. По мнению А. Ельчанинова, из этого следует «тот странный факт, что евреи не интересуются бессмертием души, и Библия или молчит об этом, или говорит отрицательно – «человек умирает и распадается; отошел – и где он?»[18]. «В смерти нет памятованья о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?»[19]. Иудаизм нацелен на эту жизнь, говоря о спасении, иудей имеет в виду прежде всего избавление от тягот и несчастий земного существования. Считается, что главное – исполнять то, что требует религиозный закон, и после смерти все будет в порядке. Однако, если мы вспомним строки Экклезиаста, то убедимся в сомнениях относительно бессмертия души: «…участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все – суета! … Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?»[20].
|
Личная религиозность как любовь к Богу, потребность в общении с ним проявлялась только у лучших религиозных умов – пророков прежде всего. Ярким примером этого является пророк Иеремия. В псалмах мы также встречаем эту духовную потребность в Боге, невозможность жить без Него, мысль о Боге при каждом деле. Эта личная религиозность, первые шаги к которой сделаны в иудаизме, разовьется в христианстве. Необходимо отметить и книгу Иова, в которой праведный иудей пытается найти ответ у самого Бога о причинах своих страданий и несчастий. Но из этого драматического повествования об Иове следует, что Бог слишком далек от человека, его пути неисповедимы; невозможно человеку тягаться с Богом, а Бог не может вникать во все человеческие проблемы. Трансцендентный Бог Ветхого Завета не мог помочь человеку решить все эти мучающие его вопросы – о справедливости, о причинах страданий праведников, не мог дать человеку уверенность в бессмертии.
|
Дальнейшее развитие образа Бога, стремление приблизить человека к Богу проявляется в христианстве.
Иудаизм со временем стал вырождаться в обрядоверие, в неукоснительное следование тем правилам (мицвот), о которых говорит Талмуд, при этом нравственные заповеди забывались. Об этом прямо говорили пророки, но народ не слышал их. В этом будет упрекать иудеев – фарисеев и книжников – Христос в своих проповедях в Новом Завете.
Вопросы для самопроверки:
1. Когда в иудаизме окончательно сложился монотеизм?
2. Что можно сказать об имени Бога в иудаизме, в ТаНаХе?
3. Что означает слово «ТаНаХ»? Какова структура ТаНаХа?
4. Почему иудаизм называется авраамической религией?
5. Что значит выражение «религия Откровения»?
6. Каков смысл мифа о первородном грехе?
7. Кто такие пророки? Их роль в жизни еврейского народа.
8. Назовите больших пророков. Почему их так называют?
9. Когда и в связи с чем в иудаизме появляется идея о приходе мессии?
10. Какова роль пророка Моисея?
11. Назовите и поясните 10 нравственных заповедей.
12. Что такое Талмуд? Какова его роль в жизни иудеев?
13. Расскажите содержание и смысл книг: Иова, Экклезиаста, Песни песней Соломона.
14. В чем выразилась мистика в иудаизме?
Литература:
Основная:
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. (Любые издания).
2. Ильин В. В., Кармин А. С., Носович Н. В. Религиоведение – СПб.: Питер, 2008.
3. История религии. В 2-х т.: учебник для вузов/под общ. ред. проф. И. Н. Яблокова, т. 1. - М.: Высшая школа, 2007.
4. Леонидов Ф. Введение в вероучения народов мира: справочное пособие: учебно-методическое пособие. – М.: ФЛИНТА МПСИ, 2007.
5. Лобазова О. Ф. Религиоведение. Учебник. – М.: Дашков и К, 2008.
6. Матецкая А. В. Религиоведение. Краткий курс. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
7. Религиоведение для студентов педагогических вузов/под ред. А. Ю. Григоренко. – СПб.: Питер, 2008.
8. Религиоведение: учебное пособие для студентов вузов/ под ред. М. М. Шахнович – СПб.: Питер, 2008.
9. Рыжов К. В. Кто есть кто в мире религий. – М.: Вече, 2008.
Дополнительная:
1. Алов А. А., Владимиров Н. Г., Овсиенко Ф. Г.. Мировые религии.- М.: Изд-во ПРИОР, 1998.
2. Ельчанинов А., Флоренский П., Эрн В. История религии. 2-е изд. – М.: Русский путь; Париж: YMCA- Press, 2005.
3. Гече Г. Библейские истории – М.: Политиздат, 1990.
4. Малерб Мишель. Религии мира. –М. – СПб.: «Рудомино», «Университетская книга», 1997.
5. Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению. – М.: Гардарики, 2002.
6. Энциклопедия для детей. Т. 6, ч. 1. Религии мира. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аванта+, 1996, статья «Иудаизм».
Тема IV. МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ
Раздел 1. ХРИСТИАНСТВО. История возникновения. Сущность христианской веры. Новый Завет. Особенности учения о Боге и человеке. Религиозная практика христианства. Конфессии в христианстве: сходство и отличие православия от католичества. Священное Писание и Предание. Мистика в восточной и западной церкви. История возникновения, догматика протестантизма.
Христианство – одна из величайших мировых монотеистических религий, самая многочисленная из них - христиане есть на всех континентах.
Христианство появляется в I веке, в Палестине, на территории, подвластной Римской Империи. Именно «от Рождества Христова» идет отсчет нового летоисчисления в европейской культуре. Однако современные исследования говорят о том, что Христос родился приблизительно в IV году до н. э., а суд над ним состоялся до 36-го года (время правления императора Тиберия – с 4 по 37 гг., прокуратора Понтия Пилата – с 26г. по 36 г.). Историчность личности Иисуса Христа признается многими современными религиоведами, хотя существует и мифологическая школа, отрицающая это. Как пишет историк И. В. Свенцицкая, исторически достоверным можно считать то, что «в 1-й половине I в. странствующий проповедник из галилейского Назарета выступил с призывами к духовному очищению и раскаянию перед скорым наступлением Божьего суда. Он обращался к самым широким массам населения (в этническом и социальном отношении). В отличие от ессеев, с которыми он имел много общего, он не стремился к созданию строгой организации. Его ученики почитали его как мессию, что, видимо, явилось главным основанием для осуждения его как синедрионом, так и римлянами, поскольку в глазах иудеев мессия должен стать царем Израиля» [21].
Но для христиан во всем мире Иисус Христос – это не просто проповедник, «учитель праведности», но Богочеловек. С Его именем связано название религии, Его личность – главное в христианстве. Имя Иисус - греческий вариант еврейского личного имени Иешуа, означает «Бог-помощь, спасение»; Христос – перевод на греческий язык слова «мессия», «помазанник». Эпитетом И. Христа, как бы другим его именем, стало слово «Спаситель» (старославянское «Спас», часто прилагавшееся к языческим богам, например, к Зевсу, а также к обожествленным царям). Оно воспринималось как перевод по смыслу имени «Иисус», его эквивалент[22].