Наряду с ТаНаХом большое значение в иудаизме имеет Талмуд (Изучение). Талмуд – это не живое слово Бога, каким считается ТаНаХ, а книга, написанная учеными евреями. Талмуд можно назвать Преданием; он является толкованием Торы (Закона), а также руководством для жизни правоверного иудея.
История написания Талмуда сложна. Она начинается в VI в. до н. э., после возвращения евреев из вавилонского плена. Тогда были написаны толкования к текстам ТаНаХа (их называют мидраши).
С конца I в. до н. э. и до начала III в. была проведена систематизация материалов Устной Торы (т. е. материала, который существовал долгое время в устной традиции), которые также состояли из комментариев и разъяснений ТаНаХа. Эта часть была названа Мишна (Повторение) и включала в себя 63 трактата. В них излагалось аграрное законодательство, праздничный ритуал, брачное законодательство, уголовные законы, порядок богослужения и правила ритуальной чистоты – всего 6 тематических разделов. Мишна призвана помочь каждому иудею тщательно следовать всем заповедям Бога, чтобы всегда ощущать непосредственную связь с Богом.
В III - V веках был составлен третий слой комментариев и толкований, названный Гемара (Заключение). Упрощенно его можно считать комментариями к Мишне. Таким образом к V в. был составлен Иерусалимский Талмуд.
Однако он не является единственным. Законоучители в вавилонской еврейской общине (в Месопотамии) создали в VI в. свой Вавилонский Талмуд, который был в 4 раза объемнее, полнее по содержанию, а также вразумительнее по языку. Этот Талмуд получил более высокий авторитет у иудеев.
С точки зрения содержания Талмуд можно подразделить на Галаху (Понятие) и Агаду (Сказание). Галаха – суждения законоведов и основанное на них обязательное религиозное законодательство. Агада – это истории, размышления, притчи и шутки, изречения и доктрины, которые не имеют обязательного значения. Талмуд разъясняет, как жить в соответствии с Торой, как поступать в конкретной жизненной ситуации. На основе Торы в Талмуде изложены 613 мицвот (повелений, приказаний), в которые входит 365 запретов и 248 предписаний, регламентирующих каждодневную жизнь правоверного иудея. Объем Талмуда – 20 томов. Эта книга совершенно уникальна по содержанию: она включает в себя философские, математические, астрономические, географические, медицинские знания, рассуждения, споры раввинов (когда излагаются разные точки зрения по религиозным и мировоззренческим вопросам); ее отличает стилистическое разнообразие, многослойность содержания, энциклопедичность. Авторы книги «Мировые религии» отмечают: «Талмуд представляет собой своего рода энциклопедию еврейского мироощущения и мирообъяснения, практически недоступную неквалифицированному восприятию и пониманию в силу своей исключительной своеобразности и прочной привязанности к древним образам и текстам».[15]
|
Как уже отмечалось, иудаизм называют авраамической религией (признавая роль Авраама, явившего образец искренней веры), но также и религией Откровения, т. к. он основан на Откровении – когда сам Бог открывает человеку себя и свою волю.
Мистика в иудаизме
В иудаизме, как во всякой религии, существует мистическое учение – Каббала («получение», «предание»). Это эзотерическое теософское учение с элементами мистики и магии. Каббала возникла еще в I - III веках в еврейских общинах Палестины и Вавилонии. Свое окончательное оформление учение получило только в XIII - XIV веках.
|
Главная книга каббалистов – «Зогар» (Сияние), написанная на арамейском языке; она была обнародована в XIII в. Но традиция говорит, что книга была написана еще во II веке мистиком Шимоном бен Иохайем, который спасался от преследований при императоре Адриане. В пещере ему являлся пророк Илия и открыл многие мистические тайны. По другой версии (более обоснованной) автор этой книги иудей из Испании, его имя Моше бен Шем Тов де Леон (умер в 1305 г.).
Зогар – это также комментарий к пяти книгам Торы, но он принципиально отличается от Талмуда. В комментариях талмудистов Тора выступает как повествовательный и правовой текст, сборник законов, по которым следует жить. А мистики видят в Торе тайное знание, выраженное через систему символов. Раскрытие их сокровенного смысла открывает человеку тайны происхождения космоса, дает понять суть божественных процессов, приблизиться к постижению сущности самого Бога. Особое значение придается смыслу имен Бога и ангелов, а также интерпретации числового значения слов и букв ТаНаХа, которая может дать ключ к тайнам бытия и божественных заповедей.
Утверждается, что Бог абсолютно непознаваем. Он связан с миром, точнее, с чередой творимых им миров, исходящим из Него сиянием. В этом сиянии Бог открывается людям. Материальный мир представляет собой лишь часть огромной реальности, которая недоступна физическому восприятию. Однако живя в материальном земном мире, человек может стать сотрудником Бога. На самом деле все, что происходит в нашем мире, внизу, отражается и наверху, в мире ином, а затем вновь возвращается на Землю. Возвратившись обратно, оно влияет на личные и исторические судьбы. Выполняя заповеди Торы, человек помогает Богу в достижении Его целей на благо всего мира.
|
Каббала утверждает, что есть десять ипостасей Бога – это называется сфирот (одно из основных понятий в еврейской мистике).
В Польше в XVIII в. появилось духовно-мистическое движение – хасидизм (от слова «хасидим» - благочестивые). Идея хасидизма в том, что к Богу можно приблизиться не только изучением Торы, но через любовь, от благодарного и радостного человеческого сердца. Основатель хасидизма Исраэль бен Элиэзер, прозванный Баал Шем Тов (Владеющий Добрым Именем – имеется в виду имя Бога), явственно ощущал постоянное Божественное присутствие, которое наполняло его радостью. Он научил своих последователей испытывать радость перед лицом Божьим. Хасиды молились, танцуя, и танцевали, молясь. У них сложился своеобразный фольклор, где преобладал жанр притчи, они создали духовные песни, что сильно повлияло на еврейскую песенную культуру. Песни хасидов могли состоять из нескольких строк, взятых из псалмов, молитв или придуманных ими. М. Я. Горелик приводит слова одной из песен, звучавших на русском языке: «Не боюсь я никого, кроме Бога одного». Эти строки повторялись бесконечно, так что «заполняли ум, сердце, входили в каждую клетку человека, давали мужество, радость и преображали жизнь»[16].
Коротко можно представить вероучение иудаизма в следующих 13 принципах веры: в существование Бога; в его единство; в его бесплотность; в его бесконечность; в богообщение посредством молитвы; в пророков, как выразителей воли Бога; в превосходство Моисея перед другими пророками; в откровение Закона (Торы), данное Моисею на горе Синай; в нерушимость Закона; в Божественное провидение и справедливость; в приход Мессии; в воскресение мертвых; в бессмертие души.