История возникновения и развития христианства




Как складывается христианская религия? Она появляется как секта в иудаизме. В начале нового тысячелетия Иудея переживала глубокий духовно-религиозный кризис. Она являлась римской провинцией, захватчики стремились эллинизировать евреев, появилась ненависть по отношению к власти и священнослужителям, не способным противостоять этому.

В иудаизме сложились различные секты, отличавшиеся своими взглядами и отношением к власти поработителей-римлян.

В среде ортодоксального иерусалимского жречества образовалась секта саддукеев (по имени Цадока, легендарного основателя жреческой династии). Они были тесно связаны с храмом, строго придерживались религиозных традиций, обрядов, отрицали загробную жизнь. Верили в пришествие мессии, который спасет евреев от вражеской оккупации, но с их точки зрения спасение ждет только живущих, а для предшествующих поколений это ничего не дает, т.к. нет вечной жизни. Сошли со сцены после разрушения храма (в 70 году).

Секта фарисеев («обособленных») возникла в среде раввинов. Они старались подействовать на людей своим благочестием, следованием всем обрядовым предписаниям. Фарисеи были выходцами из господствующих классов, связанными с синагогами, где они выступали толкователями законов, обучали верующих. Фарисеи признавали загробную жизнь. Они считали римское завоевание наказанием евреям за отступление от закона (как Вавилонское пленение в VI в. до н. э.) и спасение видели не в открытой борьбе против римского владычества, бессмысленность которого понимали, а в пришествии мессии. В награду за праведность народа он свергнет римлян и установит владычество евреев в мире. Всякий правоверный иудей приближает приход мессии, а не соблюдающий религиозных предписаний вредит всем, делает невозможным освобождение от римской власти. Эти идеи были близки народу.

В начале нового тысячелетия (в VI-VII вв.) в Галилее возник бунт против римской власти и сложилась партия зилотов – «ревнителей». Они были за активную борьбу против римской власти, считая, что этим расчищают путь для прихода мессии. Их методом были открытые восстания либо политические убийства. Этих еврейских анархистов называли кинжальщиками или разбойниками. Возможно, именно такими «разбойниками» были распятые рядом с Христом преступники, один из которых и признал в нем мессию.

Секта ессеев (эссенов) объединяла народные низы – земледельцев, ремесленников. Это была община, ведущая аскетический образ жизни, эссеи не признавали иудейской обрядности. Проповедовали общность имуществ, потребительский коммунизм. Они верили в загробную жизнь, где праведники получат награду. Эссены, разочарованные первосвященниками, отвернулись от официальной светской и духовной жизни. Они создали общины в Иудейской пустыне, на берегу Мертвого моря. В 150 – 31 гг. до н. э. ессеи жили в общине, центром которой был поселок Хирбет-Кумран. Его члены придерживались обета безбрачия. Основателем секты был безымянный священнослужитель, называемый в документах общины «Учитель праведности». Он выступал против служителей храма. Ессеи считали себя «сыновьями света», а остальных – «сыновьями тьмы». Они проповедовали приход мессии в самое ближайшее время. Центральное здание общины было разрушено землетрясением в 31 г. до н. э. В начале нового тысячелетия его восстановили. Члены общины ессеев участвовали в Иудейской войне против Рима, став его организаторами, а затем жертвами. Распространялись эсхатологические (т.е. говорящие о конце света) настроения, ожидания прихода мессии, спасителя, который освободит от власти римлян и установит царство справедливости и добра.

Неудивительно, что христианство приходит из иудаизма. Именно в иудаизме были сделаны первые шаги к христианской религиозности. Это прежде всего острое чувство национального самосознания, которое привело к представлению о своей нравственной однородности с Богом и возможности заключения Союза, Договора с Богом на равных (есть обязательство народа – и ответное обязательство Бога). Такого не было ни в одной из религий древности! Подобное отношение к Богу превратилось в христианстве в осознание человеком своей связи с Богом, близости к нему, а, значит, личной религиозности. Иудейские пророки, авторы псалмов уже проявляли такую личную религиозность, но этого нельзя сказать обо всем народе, для которого следование заветам Бога было скорее необходимостью – Бог Ветхого Завета карает за отступление от заповедей. Христианство же говорит о любви к Богу, о невозможности для человека жить без Бога, о стремлении к нему, как к высшему Благу. Складывается идея Богосыновства человека. Бог – не абстрактная, трансцендентная сила, а Отец, который создал человека по своему образу и подобию, и явился к нему в человеческом образе, представив идеал человека – Иисуса Христа. Отсюда следует, что «все мы – дети Божьи», - как утверждает христианство.

Иудеи ожидали наступления Царства Божьего на Земле, а христианство говорит скорее о созидании Царства Божьего в душе, о возможности и необходимости самосовершенствования человека.

Для фарисеев и предводительствуемого ими народа проповедь И. Христа была неприемлема, ведь они ожидали мессию, который спасет их от римского владычества, станет во главе мощного Израильского государства, вознаграждая их за верность религиозному закону. И. Христос говорил совсем иное: о непротивлении злу, о ненужности внешней обрядности, если за этим не скрывается истинная добродетель, о сотворении царства Божьего в душе человека. Неудивительно, что его влияние на народ казалось опасным и вызвало враждебность не только у фарисеев и их сторонников, но и у зилотов, которые стремились к вооруженной борьбе против римлян, и у ессеев.

Римские власти (как и большинство иудеев) восприняли появившееся в Палестине христианство как абсурдную и кощунственную религию невежественных людей. Христианскую идею о Боге, пришедшем на Землю в образе простого человека и подвергшемся издевательствам и позорной смерти на кресте, было трудно совместить с традиционным представлением о всемогуществе и величии богов. Власти требовали от христиан поклонения римским богам, вошло в обычай и поклонение императору, воздаяние ему божественных почестей. Конечно, христиане отказывались от признания языческих богов, считали мученическую кончину за веру подражанием Христу. Непризнание языческих богов вело к тому, что простой народ поначалу воспринимал христиан как атеистов. Проповедников христианства подвергали жестоким пыткам и казни, но многие не отрекались от своей веры. Период гонений - как спорадических (при Домициане, Антонинах и Северах, т.е. с 80 по 235 годы), так и универсальных, когда власти хотели уничтожить христианскую церковь (в смутный период и при императоре Диоклетиане) – длился до начала IV века.

Император Константин в 313 году узаконил существование христианства, а в 391 г. оно было объявлено официальной религией Римской империи. Как известно, в конце IV в. (395 г.) Римская империя распалась на Западную часть – со столицей в Риме и Восточную - столица Константинополь. Положение христиан в Западной и Восточной частях империи было различным. Восточная – получившая название Византийской империи - просуществовала в этом качестве еще тысячу лет; только в XV в. она пала под натиском турок-мусульман. Западная часть империи уже с IV- V веков подверглась нападениям варварских племен: германцев (готов, вандалов), лангобардов, гуннов. В результате Рим был завоеван вандалами, в значительной степени разрушен. Однако в результате этих процессов сложилось несколько европейских государств, объединяемых одной религией. Уже в IV в. часть германских племен (готов) приняла христианство; затем настала очередь британцев, франков и др. С VI по XI вв. происходит христианизация осевших здесь варварских народов, осознание ими своего культурного единства. Именно церковь стала объединительницей; язык богослужения (латынь) был единым для всех, а затем он стал и языком образования.

До V в. христианство распространялось главным образом в географических пределах Римской Империи, а также в сфере ее политического и культурного влияния (Армения, восточная Сирия, Эфиопия). В Европе христианство покидает пределы Средиземноморья. В V-VI вв. обращены франки, в начале VIII в. осуществляется христианизация Германии, в IX- X вв. принимают христианство славянские народы. К XIII в. уже вся Европа - христианская.

1054 г. — схизма (от греч. – раскол), деление на католицизм и православие. Главная причина - различное государственно-политическое положение церкви: в Византийской империи церковь подвластна императору, а в Западной она превращается в мощную политическую силу. Конечно, были очень важны и культурно-исторические отличия. Различия в догматике, обрядах и канонах западной и восточной церквей складывались постепенно, пока не привели к полному разделению и враждебности.

Включенность католической церкви в социально-политическую и экономическую жизнь государства вела к обмирщению, падению нравов в среде клира; стремление жестко контролировать духовную жизнь мирян также стала вызывать протесты. Результатом этого явился новый раскол, уже внутри католицизма.

XVI в. - Реформация, появление новой конфессии (вероисповедания) - протестантизма. Основатель — немецкий монах, профессор Мартин Лютер. Пафос протестантизма в восстановлении первоначального христианства, искаженного, как считали его основатели, католической церковью.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: