Христианство строится на признании того факта, что 2 тыс. лет назад Бог воплотился в человека и явился в мир, чтобы восстановить единство человечества с Богом, утраченное в результате грехопадения Адама и Евы, первых сотворенных людей. Он страдал, умер на кресте (самая позорная смерть в Римской империи, которой не могли подвергаться римские граждане), воскрес и вознесся на небо.
Христианство происходит из иудаизма, но оно пошло дальше, попытавшись дать ответ на те больные вопросы человеческого бытия, которые были остро поставлены религиозной мыслью иудеев.
Христианство – это прежде всего религия личности. Пафос христианства в том, что он ставит каждого человека (драгоценную для Бога неповторимую душу и личность) в прямые отношения с Богом. Первое: Иисус Христос – Бог для всякого человека, а не только для какого-то одного народа. К каждому человеку независимо от его национальности и культуры обращены слова и заповеди Христа. И, во-вторых, Бог приходит к людям в человеческом облике, проживая жизнь обычного человека с его тяготами и физическими немощами. Он становится близким, сродным людям. Своей человеческой жизнью он задает идеал любви, прощения и исполнения Божественной воли. Своим воскресением дает надежду каждому человеку. Бог воплотился в человека, чтобы человек получил от Бога прощение и возможность вечной жизни. Тема личного бессмертия очень важна в христианстве.
Священное Писание христианства – Библия, что в переводе с греческого означает «Книги». Большая часть Библии – это Ветхий Завет, по сути – еврейский ТаНаХ. В отличие от ТаНаХа (в нем 39 книг) христианский Ветхий Завет состоит из 50 книг (это касается католиков и православных, а протестанты включают в состав Библии тоже 39 книг). В состав иудейского ТаНаХа 11 книг не включены, т. к. были написаны уже на греческом языке, а не на иврите, позднее, чем основной состав священных книг (в IV-I веках до н. э.). Некоторые христианские конфессии признают эти дополнительные книги каноническими (католики), а другие (православные) считают их душеполезными, но не каноническими. Протестанты вовсе исключают.
|
Кроме того иным стал порядок расположения книг. В Ветхом Завете книги Иисуса Навина, Судей, книги Царств, а также Паралипоменон, Руфь, Есфирь, книги Ездры и Неемии считаются историческими книгами, а в ТаНаХе книги Иисуса Навина, Судей и Царств входят в книги пророков - Невиим. (Кроме того, ветхозаветные четыре книги Царств в ТаНаХе называются иначе: первые две называются книгами Самуила, а две другие - книгами Царей.) В ТаНаХе – книга Руфи, Эсфири, Ездры и Неемии, Паралипоменон, а также большого пророка Даниила включены в Писания (Кетувим).
Новый Завет
Собственно христианская часть Библии - это Новый Завет. Новый Завет един для христиан всех конфессий. Новый Завет был написан учениками или последователями И. Христа, апостолами («апостол» – от греч. – «посланник»), он состоит из 27 книг. Важнейшие из них - это четыре Евангелия, написанные апостолами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Слово «Евангелие» означает «Благая (радостная) весть», т. е. весть о том, что пришел спаситель, мессия. В Евангелиях описывается рождение И. Христа, его жизнь и проповедническая деятельность; рассказывается о чудесах, исцелении людей, даже воскресении из мертвых, которые осуществил Христос. Повествуется о предании его суду римского синедриона, о мучительной смерти на кресте, а затем воскресении и вознесении на небо. Евангелия от Матфея, Марка и Луки во многом сходны, это особенно касается изречений И. Христа и в несколько меньшей степени – повествовательной части. Эти Евангелия называются синоптическими. Евангелие от Иоанна отличается от других, в нем описываются иные жизненные ситуации и поучения Спасителя.
|
Важно отметить, что И. Христос не изрекал нравоучений напрямую, а говорил больше притчами – иносказательно, используя истории из жизни простых людей. Понятно, что эти притчи нуждаются в истолковании, и по просьбе учеников Христос пояснял некоторые из них. Многие притчи получили истолкование в писаниях Отцов церкви и вошли в Предание.
Помимо Евангелий Новый Завет включает в себя книги: 1) Деяния апостолов, 2) Соборные Послания апостолов (их 7), 3) Послания апостола Павла (14 посланий) и 4) Откровение Иоанна Богослова или Апокалипсис (повествование о втором пришествии Мессии, судном дне и конце света, после которого на Земле наступит «Царство небесное»). Новый Завет написан по-гречески в I веке; канонизирован во II веке.
Новый Завет (Новый Договор) — этим словом характеризуются новые отношения между Богом и людьми, сутью которых стала любовь. Бог-Творец, образ которого дан в иудаизме, часто предстает в роли строгого и требовательного судьи, карающего свой народ за отступление от заповедей (закона). В христианстве Бог показывает свою истинную сущность глубже, что предполагает более высокий уровень духовного развития людей. Бог христианства не только Высший Разум и абсолютное Могущество, но и безусловная Любовь. «Сия есть заповедьМоя, - говорится в Новом Завете, - да любите друг друга как Я возлюбил вас»[23]. Новый Завет – это Завет Любви. В Нагорной проповеди (Евангелие от Матфея) И. Христос дает пояснение 10 заповедям Ветхого Завета, по сути создавая новую, христианскую мораль. Она строится не на законе талиона («око за око, зуб за зуб»), а на принципах прощения и любви не только к друзьям, но и к врагам. Это принципы: не отвечать злом на зло, непротивление насилию («а если ударят тебя по правой щеке подставь левую»); «не судите, да не судимы будете» (суд в руках Бога, а не людей, которые все грешны) и др. Христос поясняет, что те, кто любят только своих близких, друзей, делающих им благо, ничем не отличаются от язычников. Христианин же должен любить своих врагов, благословлять проклинающих и «возлюбить ближнего своего как себя самого». Ближний человеку — это любой, нуждающийся в помощи. Только тогда человек приблизится к Богу, который равно дарит и дождь, и солнце как добрым, так и злым. «Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» [24], - провозглашает Новый Завет.
|
Исходя из этого христианство определяют как религию любви.
Христианство также является религией Откровения и авраамической религией – в нем признается роль пророка Авраама, задавшего образец истинной веры, праотца избранного еврейского народа. Главный признак этой религии – теизм. Бог понимается как абсолютная Личность, обладающая волей и способная отзываться на просьбы людей, а не абстрактная сила. Для теистических религий характерно требование безусловной веры и преданности Богу (см. об этом с. 32 - 33 данного пособия).
Каковы отличительные черты христианства наряду с монотеизмом, признанием роли любви?