Первоначально (с X в. до н. э.) центром культа был Иерусалимский храм, где совершалось ежедневное жертвоприношение. После разрушения первого (587 г. до н. э.) и второго (в 70-м году) храмов жертвоприношения были запрещены; главной стала молитва, для совершения которой верующие собирались вокруг учителей – знатоков Торы (рабби - раввины). Сложились синагоги (по греч. – «собрание») – молитвенные объединения, где иудеи также обучались Закону (Торе). Богослужение предполагает общую и индивидуальную молитвы, а также чтение Торы и религиозные песнопения хора. Для его совершения нужно присутствие не менее десяти верующих мужчин (с 13 лет человек считается религиозно совершеннолетним и несет ответственность за грехи). Женщины считаются религиозно неполноценными, ответственность за них несут мужчины-родственники. Традиционно молятся отдельно (есть галерея либо перегородка), но в современном реформированном иудаизме - вместе.
Раввины, руководящие богослужением, являются знатоками Торы, проходят особое обучение. Однако нет института рукоположения духовенства; раввин не считается человеком, наделенным особой божественной благодатью в сравнении с простым верующим. При отсутствии раввина любой мужчина-еврей может руководить богослужением при наличии соответствующих знаний.
Обязательными являются три богослужения: утреннее, дневное и вечернее; либо в синагоге, либо дома. Не установлено количество обязательных молитв, следует молиться столько, сколько хочется, но чем чаще, тем лучше. Традиционно молятся вслух, с частыми неглубокими поклонами. Нет сакральных жестов, не принято коленопреклонение. Отсутствуют иконы, изображения Бога. Синагогу украшают многосвечники (какие были в Иерусалимском храме), ковчег Завета (ларец со свитком Торы) и изображениями льва и орла (символы Бога Яхве), скрижали – каменные доски с начальными словами 10 заповедей, а также Могендовид (звезда Давида) - шестиконечная звезда.
|
Обрядовой, ритуальной системе в иудаизме придается не меньшее значение, чем богослужению. Самое главное – обрезание, символ Союза с Богом; совершается на восьмой день после рождения мальчика. Обряды религиозного совершеннолетия мальчиков («Бар-Мицва», что означает «Сын Заповеди») и девочек («Бат-Мицва» - «Дочь Заповеди»). Для мальчиков – в 13 лет, а для девочек – в 12. Важен также обряд бракосочетания (помолвка, заключение брачного контракта и брачная церемония, которая совершается раввином при двух свидетелях). Особые обряды по случаю смерти и траура по усопшим. Важное значение имеют пищевые запреты, в частности, на употребление свинины, зайчатины, мяса непарнокопытных животных (лошади, осла, верблюда), а также рыб, не имеющих чешуи, и др. Нельзя одновременно употреблять мясную и молочную пищу. Существует традиционное ритуальное омовение; желательно традиционное одеяние на время молитвы.
Священные праздники
На каждой неделе праздничным днем является суббота, которая посвящается Богу. Запрещается любая деятельность: работа на предприятиях и в учреждениях, торговля, приготовление пищи, вождение транспорта, похороны, разведение огня и пр. В современном Израиле это выходной день. Его надо посвятить молитвам и чтению Торы.
Наиболее важные ежегодные праздники: Пасха (Песах – «Прохождение») – в честь исхода из Египта; Шавуот (Пятидесятница) – в связи с обретением 10 заповедей Бога. Рош-га-Шана («Голова Года») – Новый год по иудейскому лунно-солнечному календарю в первый день месяца тишри (сентябрь – октябрь), знаменует признание Бога владыкой народа Израиля. Йом- Кипур («Судный день») – посвящен размышлениям о своих грехах и раскаянию, день поста – нельзя есть и пить от заката до заката. Отмечается за день до Нового года. Суккот (Кущи) – связан с исходом из Египта и странствованием в пустыне в течение 40 лет. Все это время люди жили в шалашах («сукка» или «куща» - это самодельный шалаш-хижина), предписывалось строить такие «кущи» и жить в них семь дней, пока длится праздник. Первоначально это был праздник сбора урожая. Симхат-Тора (Радость Торы) – в честь завершения годового цикла чтения Торы в синагогах и начала нового цикла. Ханукка или праздник Освящения – установлен в память освобождения Иерусалима от власти Селевкидов в 164 г. до н. э. и посвящен обновлению Храма, оскверненного во время войн. Его также называют праздником огней, когда в течение 8 дней праздника должны гореть 8 свечей в особом светильнике. Веселый праздник с играми, танцами. Пурим (от слова «пур» - персидское «жребий») – в честь события, описанного в книге Эсфирь, когда евреи спаслись от гибели, находясь под властью персидского царя Артаксеркса (V в. до н. э.). Это спасение произошло благодаря еврейке Эсфири, она стала одной из царских жен. Это также очень радостный праздник; обязательна обильная трапеза с вином.
|
Отмечают 4 важнейших однодневных поста с полным воздержанием от пищи и питья до захода солнца. Они посвящены скорбным событиям в истории народа: разрушениям первого и второго храмов, разрушению Иерусалима вавилонянами в 586 г. до н. э., гибели последнего правителя Иудеи в 186 г. до н. э., разрушению Иерусалима римлянами в 70 году.