Авторастворовозы применяют для транспортирования качественных строительных растворов различной подвижности (5…13 см) с механическим перемешиванием их в пути следования и для порционной выдачи смеси на строительных объектах в приемные емкости растворонасосов, штукатурных агрегатов и станций, промежуточные расходные бункера и бадьи. Перемешивание раствора в пути следования обеспечивается шнековыми или лопастными побудителями, порционная выдача раствора – шиберными отсекателями (заслонками). Побудители и отсекатели имеют гидравлический привод. Авторастворовозы оборудуются бортовым устройством промыва цистерны водой, подогреваемой выхлопными газами, что облегчает уход за цистерной и препятствует нарастанию скелетного остатка на ее стенках. Они работают при температуре окружающей среды от –20 до +40 оС. Главным параметром авторастворовозов является полезная вместимость цистерны, которая составляет 2,5…4,6 м3.
Автобетоновозы применяют для перевозки товарных бетонных смесей на расстояние до 5…10 км. Рабочим органом автобетоновозов является опрокидной кузов каплеобразной формы с высокими бортами, наклоняемый назад гидроподъемником при разгрузке на угол до 90о. Автобетоновозы оборудуются устройствами для промывки кузова, обогрева кузова выхлопными газами, встряхивания кузова при разгрузке. Главным параметром автобетоновозов является полезная вместимость кузова (объем перевозимой бетонной смеси), которая составляет 2,5…4,0 м3. Грузоподъемность автобетоновозов 4,0…10 т, продолжительность выгрузки бетонной смеси 1,5…2 мин.
Рабочий цикл по доставке смеси автобетоновозом включает в себя следующие технологические операции:
- загрузку готовой смеси на заводе;
- закрывание кузова крышкой;
- транспортирование;
- выгрузку смеси путем опрокидывания кузова;
- очистку внутренней поверхности кузова;
- возврат кузова в исходное положение и поездку за новой порцией смеси.
Автобетоносмесители применяют для приготовления бетонной смеси в пути следования от питающих отдозированными сухими компонентами специализированных установок к месту укладки, для приготовления бетонной смеси непосредственно на строительном объекте, а также транспортирования готовой качественной смеси с побуждением ее при перевозке. Они представляют собой гравитационные реверсивные бетоносмесители с индивидуальным приводом, установленные на шасси грузовых автомобилей.
Главным параметром автобетоносмесителей является объем готового замеса (м3).
Автобетоносмесители работают при температуре окружающего воздуха от –30 до +40 оС. Автобетоносмеситель объемом готового замеса 4 м3 смонтирован на шасси автомобиля КамАЗ.
Автобетоносмеситель с гидравлическим приводом и объемом готового запаса барабана 5 м3 отличается от автобетоносмесителя с механическим приводом системой привода барабана и отбора мощности, а также возможностью бесступенчатого регулирования частоты вращения смесительного барабана в диапазоне 0…20 мин-1.
Техническая часовая производительность автобетоносмесителя (м3/ч)
Пт = 60 · V · K об · K вых/ Т ц ,
где V – вместимость барабана, м3;
K об – коэффициент использования геометрического объема, определяемый отношением объема сухих составляющих, загружаемых в барабан, к его геометрическому объему;
K вых – коэффициент, характеризующий выход смеси и определяемый отношением ее объема к объему сухих составляющих; при перевозке готовой бетонной смеси коэффициент K вых принимают равным единице;
Т ц – продолжительность цикла автобетоносмесителя, мин,
Т ц = 60 L (v гр+ v пор)/(v гр · v пор)+ t з+ t р+ t п,
где L – дальность транспортирования смеси, км;
v гр, v пор – скорость движения в груженом и порожнем состояниях, км/ч;
t з – продолжительность загрузки барабана сухими составляющими, мин;
t р и t п – продолжительность разгрузочных и прилавочных операций, мин.
Автобетононасосы предназначены для подачи свежеприготовленной бетонной смеси с осадкой конуса 6…12 см в горизонтальном и вертикальном направлениях к месту укладки при возведении сооружений из монолитного бетона и железобетона. Они состоят из автошасси, бетононасоса с гидравлическим приводом и шарнирно сочлененной стрелы с бетоновозом для распределения бетонной смеси в зоне действия стрелы во всех ее пространственных положениях.
Поршневой гидравлический бетононасос состоит из двух бетонотранспортных цилиндров, поршни которых получают синхронное движение во взаимно противоположных направлениях от индивидуальных рабочих гидроцилиндров, осуществляя попеременно такт всасывания смеси из приемной воронки и такт нагнетания ее в бетоновоз. Гидравлический привод обеспечивает более равномерное движение смеси в бетоновозе, предохраняет узлы насоса от перегрузок и позволяет в широком диапазоне регулировать рабочее давление и производительность машины. Диапазон регулирования объемной подачи от 5 до 65 м3/ч при максимальной дальности подачи до 400 м по горизонтали и до 80 м по вертикали.
Техническая производительность поршневых бетононасосов (м3/ч)
Пт = 3600 А · l · n · K н,
где А – площадь поперечного сечения поршня, м2;
l – длина хода поршня, м;
n – число двойных ходов поршня, с-1;
K н – коэффициент наполнения смесью бетонотранспортного цилиндра, K н = 0,8 … 0,9.
Главным параметромавтобетононасосов является объемная подача (производительность), м3/ч.