Малярные работы являются завершающим этапом всей отделки зданий и сооружений и выполняются для придания им эстетического внешнего вида, оформления интерьера, увеличения их долговечности, создания нормальных санитарно-гигиенических условий эксплуатации внутренних помещений. К малярным относят также обойные работы. Все основные технологические операции малярных и обойных работ в современном строительстве механизированы, однако их трудоемкость составляет около 10 % от общих трудовых затрат на строительно-монтажные работы.
Малярные работы непосредственно на строительном объекте заключаются в подготовке поверхностей и их окрашивании. Для механизированного окрашивания различных поверхностей масляными, синтетическими и водными составами широко применяют переносные и передвижные окрасочные агрегаты, работающие по принципу распыления красочных составов. В таких агрегатах красочный состав из резервуара силой сжатого воздуха или с помощью насоса подается под давлением к распылительному устройству (соплу, форсунке), дробящему состав на мельчайшие частицы и наносящему его тонким слоем на окрашиваемую поверхность. Различают окрасочные агрегаты воздушного (пневматического) распыления, предназначенные для нанесения на поверхность шпаклевок, нитроэмалей, масляных и клеевых красок, и механического (безвоздушного) распыления, используемые для нанесения на поверхность лакокрасочных материалов, водно-меловых, водно-известковых красочных составов.
Окрасочные агрегаты пневматического распыления разделяют на переносные и передвижные.
Переносные окрасочные агрегаты применяют при малых объемах работ для окраски лакокрасочными материалами вязкостью 15…25 с по вискозиметру ВЗ-4 поверхностей в труднодоступных местах. Агрегат состоит из переносного диафрагменного компрессора, пневматического пистолета – краскораспылителя, рукава – воздуховода и питающего кабеля.
Передвижные окрасочные агрегаты применяют для выполнения окрасочных работ средних и больших объемов. В комплект агрегата входят компрессор, красконагнетательный бак, ручной пневматический краскораспылитель и набор материальных и воздушных гибких рукавов.
Универсальный пневматический краскораспылитель предназначен для распыления красочных составов вязкостью 30…35 с по вискозиметру ВЗ-4 при выполнении больших и средних объемов работ и способен работать с красконагнетательным баком или со съемным наливным бачком.
Способ пневматического распыления красочных составов имеет ряд недостатков: высокая степень туманообразования, приводящая к значительным потерям красочных материалов до 25…30 % в окружающую среду, значительный расход растворителей для разведения красочных составов до рабочей консистенции.
Окрасочные агрегаты низкого давления для нанесения составовнагретым воздухом используют турбовоздуходувки, вырабатывающие в большом объеме сухой горячий воздух низкого (0,03…0,06 МПа) давления. Турбовоздуходувка представляет собой многоступенчатую турбину (от 3до 6 ступеней), приводимую в действие электродвигателем и вырабатывающую от 0,5 до 2,5 м3/мин горячего воздуха (до 60 оС). В турбовоздуходувке за счет последовательного соединения ступеней происходит многократное сжатие воздуха до низкого давления (0,03…0,06 МПа), при котором объем его уменьшается, а температура повышается. При этом воздух осушается на 60…70 %. Турбовоздуходувка относится к классу турбинных компрессоров со степенью сжатия 1,08.
Для нанесения декоративных жестких составов, содержащих крошку, окрасочные агрегаты комплектуются крошкометом-распылителем.
Способ напыления красочных составов подогретым воздухом низкого давления по сравнению с обычным способом пневматического распыления имеет следующие преимущества:
- возможность напыления красочных составов, шпаклевок и грунтовок различной вязкости, в том числе высоковязких (до 200 с, по вискозиметру ВЗ-4);
- уменьшенный расход растворителя (на 30…40 %), сокращенную продолжительность сушки (на 20…30 %);
- меньшее количество слоев покрытия за счет увеличения их толщины;
- более высокое качество отделки окрашиваемых поверхностей;
- возможность работы агрегатов при низких температурах окружающего воздуха;
- более высокую экономичность;
- меньшую опасность для здоровья обслуживающего персонала.
Окрасочные агрегаты высокого давления применяют для окраски поверхностей лаками, дисперсиями, масляными и полимерными красками вязкостью до 200…300 сСт по вискозиметру ВЗ-4. Основным узлом таких агрегатов является насос высокого давления (до 30 мПа). Распыление красочного состава осуществляется под высоким давлением без участия сжатого воздуха (безвоздушное распыление) в результате резкого перепада давления краски при истечении ее в воздушную среду с большой (до 100 м/с) скоростью через сопло пистолета краскораспылителя. По сравнению с пневматическим безвоздушный способ распыления красочных составов под высоким давлением способствует:
- снижению потерь лакокрасочных материалов за счет уменьшения туманообразования;
- повышению производительности труда и качества окраски, получению высокой равномерности покрытия угловых поверхностей и кромок;
- уменьшению загрязненности и загазованности окружающей среды и улучшению санитарно-гигиенических условий труда.
В России выпускаются по лицензии фирмы «Вагнер» (Швейцария) передвижные окрасочные агрегаты высокого давления 7000 НА, 7000 Н-1, «Финиш-207», «Финиш-211».
К недостаткам безвоздушного способа распыления красочных составов относятся:
- необходимость тщательной фильтрации лакокрасочных материалов;
- невозможность в процессе работы изменять форму и размер красочного факела;
- трудность окраски поверхностей сложной конфигурации, узкой или решетчатой формы.
Агрегаты для окраски фасадов зданий предназначены для работы водными синтетическими красками вязкостью до 60 сСт по ВЗ-4. Двухкамерный агрегат воздушного распыления состоит из двух красконагнетательных баков вместимостью по 50 л, компрессора производительностью 30 м3/ч, барабана для намотки воздушного и материального рукавов, воздухораспределителя и пульта управления. Все механизмы агрегата смонтированы на раме одноосного пневмоколесного шасси, снабженного четырьмя винтовыми домкратами – аутригерами и дышлом. Производительность агрегата при двух малярных удочках составляет 500 м2/ч.
Передвижные малярные станции являются в настоящее время основным и эффективным средством переработки, транспортировки и нанесения малярных составов на объекты городского строительства с большими объемами малярных работ.