Проверяется техническое состояние э.п.с. и наличие предметов по инвентарной описи. При повреждениях, полученных в пути, и отсутствии предметов по описи об этом составляется акт, высылаемый в пункт отправки.
В переработанном фрагменте текста находить нужную норму и инструкцию, как действовать, намного проще именно благодаря системному структурированию текста и членению его на мелкие рубрики с заголовками. Конечно, такую переработку должен делать автор, а не редактор. Для этого желательно такое требование к тексту подобного издания включать в особые условия договора.
В учебных изданиях объем рубрик ограничен возможностями учащегося — объемом той порции материала, которую он в состоянии воспринять и усвоить за одно чтение. Кроме того, эксперименты П. И. Зинченко показали, что планы, составленные учащимися, у которых была цель запомнить материал, оказались более детализированными, чем планы учащихся, у которых такой цели не было, и число пунктов в первых планах увеличивалось с ростом трудности текста. А раз так, значит, деление текста на рубрики в таких изданиях не должно быть редким. В этом случае издание будет удовлетворять по своей форме условиям и целям работы читателя с ним.
В то же время при делении текста учебника на слишком маленькие рубрики (например, в долю страницы) может быть утрачена целостность материала, предназначенного для изучения и запоминания. При отсутствии же целостности понять, а значит, и запомнить текст подраздела куда сложнее. В программе — тема, в учебнике — глава, такова естественная, как полагают дидактики, разбивка учебника на главы.
В любых изданиях нельзя не считаться с таким третьим фактором, как подготовка читателя и степень трудности текста для него. Чем подготовка слабее и текст труднее, тем предпочтительнее более дробная рубрикация.
|
Абзацы и перечни
Абзац — фрагмент текста, обозначенный обычно пробелом в его начале (абзацным отступом) и в последней строке (концевым пробелом) — можно рассматривать как своеобразный вид рубрики без заголовка. Каждый абзацный отступ сигнализирует читателю о переходе к тексту на новую микротему или к тексту другого лица в диалоге. Поэтому разбивка текста на абзацы продолжает, в сущности, тему членения текста на рубрики.
Объединяя ряд мыслей (предложений или фраз) в одно целое, абзац в то же время графически выделяет это целое в некую самостоятельную рубрикационную единицу.
Текст делится автором на абзацы в известной мере произвольно. Автор может по желанию сокращать и увеличивать число абзацев. Он связан лишь одним непременным условием—у текста каждого абзаца должна быть единая тема, абзацный отступ должен обозначать начало новой мысли или новой группы тесно связанных мыслей. Следить за соблюдением этого условия автором — задача редактора. Практически она означает, что редактор при чтении (по его ходу, если выработан навык проверки поабзацного членения, или отдельно, если навык еще не выработан) при переходе к новому абзацу контролирует, действительно ли он начинает новую мысль, новую тему, а завершив его чтение, проверяет, не объединяет ли он мысли, недостаточно связанные, на разные темы. При нарушении этих требований редактор просит
|
10.3. Абзацы и перечни
автора изменить поабзацное членение текста, чтобы не усложнять работу читателя.
Однако было бы неверно ограничивать действия редактора только такой проверкой. Когда абзацы слишком велики, отсутствие пауз при чтении затрудняет читателю понимание текста тем больше, чем сложнее содержание. Поэтому, если автор забывает членить текст на абзацы, редактору в интересах читателя желательно обратить внимание автора на это и посоветовать ему разбить непропорционально большие абзацы на несколько меньших.
Конечно, если для такого членения текста на абзацы у автора были обоснованные причины, тогда настаивать на разбивке абзаца не следует.
С другой стороны, слишком частые паузы, когда чуть ли не каждое предложение — абзац, ничуть не лучше. Читателю приходится прерывать чтение, когда в этом нет необходимости, мысленно объединять в тематическое целое тесно связанные, но разъединенные по абзацам мысли, т.е. проделывать дополнительную работу, от которой его мог избавить автор с помощью, если нужно, редактора.
Н. С. Валгина в учебном пособии «Теория текста» (М., 2003) справедливо называет нерасчлененность официального или инструктивного текста на абзацы одной из причин его неясности и снижения доходчивости. Она же формулирует основные причины абзацного членения:
«1) новизна информации, новая микротема;
2) важность информации в рамках данного текста;
3) эмоциональное выделение детали;
4) невозможность дальнейшего представления информации без нарушения смысла и логичности (в результате линейной несовместимости фраз)» (с. 64).
|
К этим причинам следовало бы добавить фактор необходимости паузы при чтении для лучшего восприятия и понимания текста, а также выделение детали не только эмоциональное, но и любое другое — например, для лучшего запоминания, как в абазацах-перечнях.
Абзацы-перечни нередко нумеруют или обозначают буквами, чтобы лучше выделить каждый пункт перечня и облегчить понимание и запоминание сложного целого.
Каждый абзац абзаца-перечня представляет собой по сути дела под-абзац (абзац 2-й ступени) большого абзаца. Номера (литеры) абзацев 2-й ступени объединяют их в одно целое.
Так как в научном и деловом тексте абзацы-перечни встречаются порой часто, авторы не всегда удерживаются от соблазна выделять их номерами (буквами) и нумеруют чуть ли не каждое перечисление текстовых элементов. Между тем большое число нумерованных рядов, наслаиваясь один на другой, усложняет, а не упрощает чтение. К тому же номера (буквы) при частом употреблении теряют в значительной мере свою выделительную силу. В таких случаях лучше нумеровать только наиболее важные абзацы-перечни, вовсе не обозначая элементы второстепенных и третьестепенных перечней или обозначая такие элементы другим графическим знаком (тильдой кружком, ромбиком и т.п.), усиливающим разграничение элементов перечня.
Нумеровать желательно элементы тех абзацев-перечней, которые читателю надо запомнить и желательно в том самом порядке, что и в тексте издания.
Иногда абзацы-перечни представляют собой очень сложное целое с внутренней иерархией нумерованных (литерованных) рядов. Принято выражать соподчиненность таких рядов следующим образом (в общем случае):
I. Первый ряд абзацев.
А. Второй ряд абзацев внутри каждого обозначенного римской цифрой абзаца или некоторых из них.
1. Третий ряд абзацев внутри каждого обозначенного прописной буквой ряда или некоторых из них:
а) четвертый ряд абзацев внутри каждого обозначенного арабской цифрой или некоторых из них.
II. Первый ряд абзацев
и т.д.
Как видно из примера, чтобы лучше различать каждый ряд, цифры перемежаются буквами. Для пунктуационного оформления характерно, что, как правило, точке после цифры или литеры соответствует точка в конце абзаца, закрывающей скобке — точка с запятой.
Перечни разной значимости могут встретиться в тексте порознь. Но и в этом случае лучше самые значительные (из больших по объему абзацев) обозначать римскими цифрами с точкой, самые мелкие и небольшие по объему — строчными буквами с закрывающей скобкой и т.д.
10.4. Рабочее оглавление
Анализировать и оценивать рубрикацию, как и композицию, легче всего по рабочему оглавлению. В нем заголовки одной значимости пишутся от одной, «своей» вертикали. Вертикаль каждой меньшей по значимости группы заголовков начинается отступом вправо от вертикали предшествующей старшей группы.
Технически это делается так. На листе бумаги проводят несколько вертикальных линий сверху донизу с отступом 1,5—2 см одна от другой и выписывают из оригинала произведения все без исключения заголовки, каждый — от своей вертикали.
Выписывать необходимо и заголовки в подбор с текстом, и заголовки — внутритекстовые выделения (скрытые в тексте). Заголовки этих ступеней также могут нарушать сопод- чиненость рубрикаций — без рабочего оглавления за этим не уследишь.
Вертикали, как правило, нумеруют слева направо римскими или арабскими цифрами. Каждую вертикаль в издательской практике назвали ступенями. Все заголовки наибольшей значимости (выписанные от первой вертикальной линейки, с номером 1) получают наименование заголовков 1-й ступени, заголовки, следующие по значимости (выписанные от второй вертикальной линейки с номером 2) — 2-й ступени и т.д.
Иногда вместо нумерации вертикальных линеек (ступеней) вертикаль 1-й ступени обозначают одинарной линейкой, вертикаль 2-й ступени — двойной линейкой, вертикаль 3-й ступени — тройной линейкой. Используют на практике и разноцветные линейки.
Но эти приемы уступают описанному первым. Обозначать числом линеек заголовки сверх 3-й ступени непрактично потому, что пересчет числа линеек сложен сам по себе. И в разноцветных линейках не запутаешься, только если у рубрикации не больше двух-трех ступеней.
Нумерация вертикальных линеек — самый простой, надежный и потому рекомендуемый способ техники составления рабочего оглавления.
Если рабочее оглавление не умещается на одной странице, то на каждой следующей странице нужно вычерчивать все вертикальные линейки, как и на первой, чтобы сразу было видно при переходе со страницы на страницу, какой ступени заголовки выписаны на последующих страницах рабочего оглавления.
В качестве примера на с. 193 воспроизведен фрагмент рабочего оглавления настоящей книги (он относится к началу главы 13 «Анализ и оценка языка и стиля» — первым трем ее параграфам).
Номера страниц оригинала в этом фрагменте рабочего оглавления указаны условные, только для того, чтобы показать, что они нужны: без них не сопоставишь рубрики по объему, что иногда немаловажно для оценки композиции и рубрикации.
Как видно из примера фрагмента рабочего оглавления, оно дает наглядное представление о системе заголовков (и соответственно рубрик), легко обозреваемую картину рубрикации, благодаря чему упрощает анализ рубрикации под разными углами зрения.
Следует порекомендовать для внесистемных заголовков (например, частей не основного текста, а частей аппарата) проводить отдельные, специальные вертикали, не приравнивая их к какой-либо ступени заголовков основного текста. Эти заголовки, как заголовки вспомогательного текста, следует оформлять по-иному. Отсюда необходимость и специальной вертикали для них, как сигнала для оформителя об ином их оформлении (см. об этом в подразделе 10.8, с. 216). Можно, например, проводить линейку другого цвета между линейками ступеней системных заголовков, поскольку они по значимости уступают главным, системным заголовкам: ведь внесистемные заголовки — это заголовки вспомогательного, а не основного текста.
Рабочее оглавление, по которому редактор анализирует и оценивает композицию и рубрикацию произведения, можно назвать редакционным. Его представляет автор вместе с оригиналом, если издательство позаботилось вставить такое условие в договор, в чем есть смысл хотя бы потому, что ав-