Фрагмент рабочего оглавления настоящей книги





 

 


Часть

вторая Мето/ лка и тс кника | едактирования и правки текста 113


 

 


«са языка и стиля 256! методические требования к анализу 256 Первое требование... 256 Второе требование... 259 Третье требование... 263 Четвертое требование... 264 Пятое требование... 265 ющие устранять распространенные ошибки - стил 1СТИКИ 266 Соотн юение между собой грамматически связанных слов для устра» ения ошибок согласования и управления 266 Соотн юение членов предложения, требующих согласования 266 Соотнесение управляющего слова с каждым из управляемых 267!Ние каждого из нескольких управляющих слов со словом, 1вляемыми 268 ■

Выделение отыменных предлогов, не полностью утративших значения

Глава
13. Ана 13.1.С
1ИЗИ сновныё
13.2. Приемы, грамм; тичеш: 13.2.1
нарушения норм
помог; й
Соотн хя ИМИ у! РЭ1
13.2.2. 13.2.3. ПОСМІ
іьаіу

| (т которых они образованы (типа благодаря, за счет) 269 Схема изация синтаксических связей в сложных фразах 271 Замен 1 местоимения словами, им замещаемым 273 Выде/ зние и связывание одинаковых, однокоренных и противостоящих еж в 274


 

 


ы выявления ошибочной смысловой связи 276 нгие слова который придаточного определительного со всеми соотносимыми словами в главном предложении 277

:ние причастия со всеми соотносимыми словами ествующего текста 279 Соотн юение по смыслу вводного оборота с тем словом в предпоже к тторое этим оборотом поясняется 280

жние сложных однородных членов предложения с общим 281

Соотнесение предлога со всеми словами, которыми он формально ет 282

Соотнесение по смыслу грамматически связанных слов 283 Прие». ы выявления ошибочного логического ударения 287 Выде/]ение слов, логически акцентированных своим местом >жении 287

3 14 5 13.3. Г риемы 1ЫЯВЛе|)ИЯ стилистических ошибок, влекущих за собой смысловую неясность текс га 276 13.3.1. Приен Соо1
Соотн кеі
предо
Соо слово!*
13.3.2.
в припої Соотн £81

:ние логически акцентирующих слов со словами, которые они акцентируют 290


тор благодаря необходимости составить рабочее оглавление может по нему увидеть свои композиционные и рубрикаци- онные промахи и устранить их еще до представления ориги­нала в издательство.

Если же авторское рабочее оглавление отсутствует, его составляет редактор, причем именно с этого ему лучше всего начинать работу над оригиналом, поскольку первым, как уже указывалось выше, целесообразно анализировать компози­цию произведения, а делать это лучше с помощью рабочего оглавления.

Следует предупредить о довольно распространенной ошиб­ке, допускаемой при составлении рабочего оглавления. Пере­ходя к выписыванию заголовков следующей ступени, неред­ко механически относят их к следующей по номеру, хотя они могут на самом деле относиться к ступени через номер или два номера. Если взглянуть на рабочее оглавление главы 13 настоящей книги (см. выше), гак могло бы случиться, если бы, выписывая заголовки подраздела 13.1 (Первое требование, Второе требование), отнесли бы их не к 6-й ступени, а меха­нически к 4-й ступени, следующей после заголовка 13.1, от­носящегося к 3-й ступени. На самом же деле эти заголовки по значимости относятся к 6-й ступени, последней в рубрикации книги.

Исправленное, уточненное редактором рабочее оглавление, которое вместе с оригиналом передается художественному и техническому редакторам для разметки оформления заголов­ков в соответствии с их значимостью, ступенью рубрикации. Его можно назвать исполнительным, или оформительским ра­бочим оглавлением.

Редакционное — это первоначальное рабочее оглавление, оформительское (исполнительное) — окончательное, исправ­ленное после редакторского анализа и оценки композиции и рубрикации.

Число ступеней рубрик

Точно определить, каким должно быть число ступеней рубрик в рубрикации каждого произведения, конечно, не­возможно. Однако уметь установить, в каких случаях число ступеней находится в соответствии с характером произведе­ния (издания) и с подготовкой читателя, а в каких это соот- ветствие нарушено, редактор обязан.

Одно из основных положений, которым можно руковод­ствоваться:

Чем больше ступеней в рубрикации, тем сложнее разбираться в связях и взаимозависимости рубрик.

С другой стороны, при одной ступени в большом по объему тексте может быть слишком много заголовков, и охватить их все и тем более запомнить (вспомним волшебное число СЕМЬ) будет сложно.

Чтобы облегчить в таких случаях восприятие, понимание и запоминание сложного большого по объему текста, груп­пы заголовков низшей ступени объединяют старшими заго­ловками, т.е. несколько параграфов объединяют в главу, затем следующие несколько параграфов в другую главу и т.д. При большом числе глав их объединяют по группам в разделы.

Стоит запомнить разделы, а затем в первом разделе его гла­вы, во втором — его главы и т.д., и структурная картина текста будет складываться в более или менее цельную картину в го­лове читателя именно благодаря двуступенной рубрикации.

То же самое по отношению к главам и параграфам.

Общий вывод может быть таким:

Чем слабее подготовка читателя, тем желательнее менее развитая рубрикация, из одной-двух ступеней.

И наоборот: чем более подготовлен читатель, тем более воз­можно увеличение числа ступеней рубрик, если это требуется для лучшей передачи взаимосвязей и взаимозависимости руб­рик текста.

Автор, который хочет сделать свое даже сложное произве­дение доступным не только специалистам, но и широкому кругу читателей, старается применять не более двух ступеней рубрикации.

Читатель, еще не обладающий большим опытом работы над книгой, нуждается, естественно, в рубрикации из малого числа ступеней, простой и легко понятной. Именно поэтому в школьных учебниках для первых — третьих классов рубри­кация главным образом двуступенная (главы и параграфы). Немного ступеней рубрикации и в изданиях научно-попу­лярной литературы, в большинстве случаев рассчитанных на широкий круг читателей, в том числе и малоподготовленных.

Если читатель хорошо подготовлен, решает дело содержание произведения. Чем более широкий и многообразный круг воп­росов охватывает автор, чем сложнее отношения между ними, тем больше оснований для многоступенной рубрикации, даю­щей возможность соблюсти правило непрерывности деления и передать взаимосвязи смысловых частей произведения.

В связи с тем, что число ступеней рубрик может оказаться не соответствующим характеру произведения и подготовке читателя, редактору надо владеть приемами уменьшения чис­ла ступеней рубрик или его увеличения, чтобы при необхо­димости предложить их автору.

Приемы сокращения числа ступеней рубрик. В книжной практике известны два таких приема.

Первый прием. Снять объединяющую рубрику, поставив ее у каждой подрубрики. Вот элементарный пример из учебни­ка арифметики для 2-го класса:

Сложение и вычитание в пределах 100 (без перехода через десяток)

Сложение и вычитание в пределах 100 (с переходом через десяток)

Двуступенная рубрикация выглядела бы так:

Сложение и вычитание в пределах 100

Без перехода через десяток

С переходом через десяток

Но поскольку ученики 2-го класса вряд ли различат зна­чимость заголовков разных ступеней, авторы справедливо отказались от второй ступени, но сохранили дробность чле­нения. Для этого они поставили объединяющий заголовок у каждого подчиненного.

То же самое сделал Ф.Энгельс в «Анти-Дюринге». Вместо двух ступеней рубрик такого вида:

IX. МОРАЛЬ И ПРАВО

а. Вечные истины

б. Равенство

в. Свобода и необходимость

X. ДИАЛЕКТИКА

а. Количество и качество

б. Отрицание отрицания и т.д.

Энгельс предпочел одноступенную рубрикацию:

IX. МОРАЛЬ И ПРАВО. Вечные истины

IX. МОРАЛЬ И ПРАВО. Равенство

IX. МОРАЛЬ И ПРАВО. Свобода и необходимость

X. ДИАЛЕКТИКА. Количество и качество

X. ДИАЛЕКТИКА. Отрицание отрицания

Прием тот же самый — подстановка объединяющего заго­ловка к каждому подчиненному. Вместо глав и параграфов только главы или только параграфы. Дополнительное пре­имущество такой рубрикации — читателю не нужно разыс­кивать старший заголовок, чтобы связать воедино тему и под­тему: они стоят рядом.

Второй прием. Полностью отказаться от объединяющих рубрик или от рубрик подчиненных.

Например, такой прием можно применить при следую­щей рубрикации:

А. Ручной набор

Б. Механизированный набор Глава 1. Строкоотливной набор Глава 2. Буквоотливной набор Глава 3. Крупнокегельный набор

Превратив раздел А в главу и сняв объединяющий заголо­вок, редактор обратил двуступенную рубрикацию в односту­пенную:

Глава 1. Ручной набор

Глава 2. Строкоотливной набор

Глава 3. Буквоотливной набор

Гпава 4. Крупнокегельный набор

Естественно, что такой прием доступен лишь в том случае, когда объединяющий заголовок не так важен для читателя.

Затруднения при снятии объединяющих рубрик может вызвать вводный текст к нескольким подразделам. Напри­мер, в приведенном примере раздел Б. Механизированный на­бор начинался вводным текстом перед главой 1 ко всем трем главам раздела Б. Куда же поместить этот текст, коль скоро заголовок, после которого он шел, снят? В главу «Ручной набор»? Но ведь текст о наборе механизированном. В главу «Строкоотливной набор»? Но ведь текст относится и к гла­вам о буквоотливном и крупнокегельном наборе.

Оба решения возможны, если их словесно оправдать. На­пример, можно закончить главу о ручном наборе характери­стикой недостатков этого вида набора, рассказать о настой­чивых попытках его механизировать, завершившихся изобретением всех механизированных видов набора, кото­рым посвящены следующие главы. Можно начать главу о строкоотливном наборе словами о том, что это один из ви­дов механизированного набора, показав место строкоотлив­ного набора среди других видов механизированного набора, которым посвящены следующие главы.

Отказ от подчиненных заголовков и рубрик применяется реже, так как разъединенный заголовками материал надо свя­зать органичными переходами в единую стройную компози­цию, а сделать это, как правило, нелегко. Например, в руб­рикации текста о видах набора в принципе можно изменить рубрикацию так:

Глава 1. Ручной набор

Глава 2. Механизированный набор

Но этому препятствуют несоразмерность глав 1 и 2 по объ­ему и усложнение восприятия текста главы 2 из-за его нерас­члененности.

Приемы увеличения числа ступеней рубрик. Известны два таких приема, обратных приемам сокращения числа ступе­ней рубрик, описанных выше.

Первый прием. Объединяют ряд рубрик дополнительным заголовком старшей ступени. Прием используют, когда руб­рик одной ступени слишком много и ориентироваться в них трудно.

Например, в первоначальном варианте авторского ориги­нала рубрикация раздела о вспомогательных указателях вы­глядела так:

Классификация

Что отличает конкретный указатель от другого

От чего зависит выбор вида указателя

Предметный указатель

Тематический указатель

Именной указатель


Указатели названий

Указатели нетекстовых элементов книги Указатели выделяемых элементов книги Однообъектный указатель Двух- и многообъектный указатель Алфавитный указатель Систематический указатель Хронологический указатель Нумерационный указатель Дополненный указатель Аналитический указатель Аннотированный указатель Комментированный указатель Формальный указатель Содержательный указатель Всеохватный указатель Неполноохватный указатель Подробный указатель Обобщенный указатель

Разобраться, почему эти параграфы следуют один за дру­гим именно в таком, а не ином порядке, очень трудно, так же трудно, как и запомнить все эти виды (их число намного пре­вышает волшебное число СЕМЬ).

Объединив их группы дополнительными старшими заго­ловками, автор лучше сориентирует читателей в видах указа­телей, а именно:

ВИДЫУКАЗАТЕЛЕЙ

Классификация указателей Что отличает конкретный указатель от других ВЫБОР ВИДА УКАЗАТЕЛЯ ПО ОБЪЕКТУ ПОИСКА Предметный указатель Тематический указатель Именной указатель Указатель названий

Указатель нетекстовых элементов текста Указатель выделяемых элементов текста ВЫБОР ВИДА УКАЗАТЕЛЯ ПО ЧИСЛУ ОБЪЕКТОВ ПОИСКА Однообъектный указатель Двух- и многообъектный указатель

ВЫБОР ВИДА УКАЗАТЕЛЯ ПО ПРИНЦИПУ РАСПОЛОЖЕНИЯ РУБРИК Алфавитный указатель Систематический указатель Хронологический указатель Нумерационный указатель ВЫБОР ВИДА УКАЗАТЕЛЯ ПО СОСТАВУ И СТРУКТУРЕ РУБРИК Дополненный указатель Аналитический указатель Аннотированный указатель Комментированный указатель ВЫБОР ВИДА УКАЗАТЕЛЯ ПО СПОСОБУ АНАЛИЗА ТЕКСТА Формальный указатель Содержательный указатель ВЫБОР ВИДА УКАЗАТЕЛЯ ПО СТЕПЕНИ ОХВАТА МАТЕРИАЛА КНИГИ Всеохватный указатель Неполноохватный указатель ВЫБОР ВИДА УКАЗАТЕЛЯ ПО СТЕПЕНИ ДЕТАЛИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ ПОИСКА Подробный указатель Обобщенный указатель

Сопоставляя оба варианта рубрикации главы о видах ука­зателей, мы видим, что 2-й вариант делает ясной систему, в которой ведется изложение, в то время как по 1-му варианту это понять трудно, и даже тот, кто хорошо разбирается в ука­зателях, сможет понять эту систему далеко не сразу. Еще труд­нее запомнить по 1-му варианту виды указателей. Их более двадцати. Запомнить же по группам 2-го варианта намного легче. Групп-то всего семь! В приведенном примере необхо­димость развить рубрикацию, увеличить число ступеней руб­рик вызвана сложностью самого материала.

Второй прием. Озаглавливают части не расчлененного на рубрики текста, вводя новую, низшую ступень рубрик. Скры­то такие рубрики в тексте присутствуют, но не выделены заго­ловками. А это бывает необходимо, когда помогает усваивать текст (из-за его большого объема), или запоминать его, или наводить по нему справки. В примере рубрикации текста о видах набора это, в частности, понадобилось, если бы глава о механизированных видах набора разрослась по объему. Тогда бы ее целесообразно было разбить на рубрики: Строкоотлив­ной набор; Буквоотливной набор; Крупнокегельный набор.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: