Часть |
вторая Мето/ лка и тс кника | едактирования и правки текста 113
«са языка и стиля 256! методические требования к анализу 256 Первое требование... 256 Второе требование... 259 Третье требование... 263 Четвертое требование... 264 Пятое требование... 265 ющие устранять распространенные ошибки - стил 1СТИКИ 266 Соотн юение между собой грамматически связанных слов для устра» ения ошибок согласования и управления 266 Соотн юение членов предложения, требующих согласования 266 Соотнесение управляющего слова с каждым из управляемых 267!Ние каждого из нескольких управляющих слов со словом, 1вляемыми 268 ■
Выделение отыменных предлогов, не полностью утративших значения
Глава |
13. Ана 13.1.С |
1ИЗИ сновныё |
13.2. Приемы, грамм; тичеш: 13.2.1 |
нарушения норм |
помог; й |
Соотн хя ИМИ у! РЭ1 |
13.2.2. 13.2.3. ПОСМІ |
іьаіу |
| (т которых они образованы (типа благодаря, за счет) 269 Схема изация синтаксических связей в сложных фразах 271 Замен 1 местоимения словами, им замещаемым 273 Выде/ зние и связывание одинаковых, однокоренных и противостоящих еж в 274
ы выявления ошибочной смысловой связи 276 нгие слова который придаточного определительного со всеми соотносимыми словами в главном предложении 277
:ние причастия со всеми соотносимыми словами ествующего текста 279 Соотн юение по смыслу вводного оборота с тем словом в предпоже к тторое этим оборотом поясняется 280
жние сложных однородных членов предложения с общим 281
Соотнесение предлога со всеми словами, которыми он формально ет 282
Соотнесение по смыслу грамматически связанных слов 283 Прие». ы выявления ошибочного логического ударения 287 Выде/]ение слов, логически акцентированных своим местом >жении 287
|
3 14 5 13.3. Г риемы 1ЫЯВЛе|)ИЯ стилистических ошибок, влекущих за собой смысловую неясность текс га 276 13.3.1. Приен Соо1 |
Соотн кеі |
предо |
Соо слово!* |
13.3.2. |
в припої Соотн £81 |
:ние логически акцентирующих слов со словами, которые они акцентируют 290
тор благодаря необходимости составить рабочее оглавление может по нему увидеть свои композиционные и рубрикаци- онные промахи и устранить их еще до представления оригинала в издательство.
Если же авторское рабочее оглавление отсутствует, его составляет редактор, причем именно с этого ему лучше всего начинать работу над оригиналом, поскольку первым, как уже указывалось выше, целесообразно анализировать композицию произведения, а делать это лучше с помощью рабочего оглавления.
Следует предупредить о довольно распространенной ошибке, допускаемой при составлении рабочего оглавления. Переходя к выписыванию заголовков следующей ступени, нередко механически относят их к следующей по номеру, хотя они могут на самом деле относиться к ступени через номер или два номера. Если взглянуть на рабочее оглавление главы 13 настоящей книги (см. выше), гак могло бы случиться, если бы, выписывая заголовки подраздела 13.1 (Первое требование, Второе требование), отнесли бы их не к 6-й ступени, а механически к 4-й ступени, следующей после заголовка 13.1, относящегося к 3-й ступени. На самом же деле эти заголовки по значимости относятся к 6-й ступени, последней в рубрикации книги.
Исправленное, уточненное редактором рабочее оглавление, которое вместе с оригиналом передается художественному и техническому редакторам для разметки оформления заголовков в соответствии с их значимостью, ступенью рубрикации. Его можно назвать исполнительным, или оформительским рабочим оглавлением.
|
Редакционное — это первоначальное рабочее оглавление, оформительское (исполнительное) — окончательное, исправленное после редакторского анализа и оценки композиции и рубрикации.
Число ступеней рубрик
Точно определить, каким должно быть число ступеней рубрик в рубрикации каждого произведения, конечно, невозможно. Однако уметь установить, в каких случаях число ступеней находится в соответствии с характером произведения (издания) и с подготовкой читателя, а в каких это соот- ветствие нарушено, редактор обязан.
Одно из основных положений, которым можно руководствоваться:
Чем больше ступеней в рубрикации, тем сложнее разбираться в связях и взаимозависимости рубрик.
С другой стороны, при одной ступени в большом по объему тексте может быть слишком много заголовков, и охватить их все и тем более запомнить (вспомним волшебное число СЕМЬ) будет сложно.
Чтобы облегчить в таких случаях восприятие, понимание и запоминание сложного большого по объему текста, группы заголовков низшей ступени объединяют старшими заголовками, т.е. несколько параграфов объединяют в главу, затем следующие несколько параграфов в другую главу и т.д. При большом числе глав их объединяют по группам в разделы.
Стоит запомнить разделы, а затем в первом разделе его главы, во втором — его главы и т.д., и структурная картина текста будет складываться в более или менее цельную картину в голове читателя именно благодаря двуступенной рубрикации.
|
То же самое по отношению к главам и параграфам.
Общий вывод может быть таким:
Чем слабее подготовка читателя, тем желательнее менее развитая рубрикация, из одной-двух ступеней.
И наоборот: чем более подготовлен читатель, тем более возможно увеличение числа ступеней рубрик, если это требуется для лучшей передачи взаимосвязей и взаимозависимости рубрик текста.
Автор, который хочет сделать свое даже сложное произведение доступным не только специалистам, но и широкому кругу читателей, старается применять не более двух ступеней рубрикации.
Читатель, еще не обладающий большим опытом работы над книгой, нуждается, естественно, в рубрикации из малого числа ступеней, простой и легко понятной. Именно поэтому в школьных учебниках для первых — третьих классов рубрикация главным образом двуступенная (главы и параграфы). Немного ступеней рубрикации и в изданиях научно-популярной литературы, в большинстве случаев рассчитанных на широкий круг читателей, в том числе и малоподготовленных.
Если читатель хорошо подготовлен, решает дело содержание произведения. Чем более широкий и многообразный круг вопросов охватывает автор, чем сложнее отношения между ними, тем больше оснований для многоступенной рубрикации, дающей возможность соблюсти правило непрерывности деления и передать взаимосвязи смысловых частей произведения.
В связи с тем, что число ступеней рубрик может оказаться не соответствующим характеру произведения и подготовке читателя, редактору надо владеть приемами уменьшения числа ступеней рубрик или его увеличения, чтобы при необходимости предложить их автору.
Приемы сокращения числа ступеней рубрик. В книжной практике известны два таких приема.
Первый прием. Снять объединяющую рубрику, поставив ее у каждой подрубрики. Вот элементарный пример из учебника арифметики для 2-го класса:
Сложение и вычитание в пределах 100 (без перехода через десяток)
Сложение и вычитание в пределах 100 (с переходом через десяток)
Двуступенная рубрикация выглядела бы так:
Сложение и вычитание в пределах 100
Без перехода через десяток
С переходом через десяток
Но поскольку ученики 2-го класса вряд ли различат значимость заголовков разных ступеней, авторы справедливо отказались от второй ступени, но сохранили дробность членения. Для этого они поставили объединяющий заголовок у каждого подчиненного.
То же самое сделал Ф.Энгельс в «Анти-Дюринге». Вместо двух ступеней рубрик такого вида:
IX. МОРАЛЬ И ПРАВО
а. Вечные истины
б. Равенство
в. Свобода и необходимость
X. ДИАЛЕКТИКА
а. Количество и качество
б. Отрицание отрицания и т.д.
Энгельс предпочел одноступенную рубрикацию:
IX. МОРАЛЬ И ПРАВО. Вечные истины
IX. МОРАЛЬ И ПРАВО. Равенство
IX. МОРАЛЬ И ПРАВО. Свобода и необходимость
X. ДИАЛЕКТИКА. Количество и качество
X. ДИАЛЕКТИКА. Отрицание отрицания
Прием тот же самый — подстановка объединяющего заголовка к каждому подчиненному. Вместо глав и параграфов только главы или только параграфы. Дополнительное преимущество такой рубрикации — читателю не нужно разыскивать старший заголовок, чтобы связать воедино тему и подтему: они стоят рядом.
Второй прием. Полностью отказаться от объединяющих рубрик или от рубрик подчиненных.
Например, такой прием можно применить при следующей рубрикации:
А. Ручной набор
Б. Механизированный набор Глава 1. Строкоотливной набор Глава 2. Буквоотливной набор Глава 3. Крупнокегельный набор
Превратив раздел А в главу и сняв объединяющий заголовок, редактор обратил двуступенную рубрикацию в одноступенную:
Глава 1. Ручной набор
Глава 2. Строкоотливной набор
Глава 3. Буквоотливной набор
Гпава 4. Крупнокегельный набор
Естественно, что такой прием доступен лишь в том случае, когда объединяющий заголовок не так важен для читателя.
Затруднения при снятии объединяющих рубрик может вызвать вводный текст к нескольким подразделам. Например, в приведенном примере раздел Б. Механизированный набор начинался вводным текстом перед главой 1 ко всем трем главам раздела Б. Куда же поместить этот текст, коль скоро заголовок, после которого он шел, снят? В главу «Ручной набор»? Но ведь текст о наборе механизированном. В главу «Строкоотливной набор»? Но ведь текст относится и к главам о буквоотливном и крупнокегельном наборе.
Оба решения возможны, если их словесно оправдать. Например, можно закончить главу о ручном наборе характеристикой недостатков этого вида набора, рассказать о настойчивых попытках его механизировать, завершившихся изобретением всех механизированных видов набора, которым посвящены следующие главы. Можно начать главу о строкоотливном наборе словами о том, что это один из видов механизированного набора, показав место строкоотливного набора среди других видов механизированного набора, которым посвящены следующие главы.
Отказ от подчиненных заголовков и рубрик применяется реже, так как разъединенный заголовками материал надо связать органичными переходами в единую стройную композицию, а сделать это, как правило, нелегко. Например, в рубрикации текста о видах набора в принципе можно изменить рубрикацию так:
Глава 1. Ручной набор
Глава 2. Механизированный набор
Но этому препятствуют несоразмерность глав 1 и 2 по объему и усложнение восприятия текста главы 2 из-за его нерасчлененности.
Приемы увеличения числа ступеней рубрик. Известны два таких приема, обратных приемам сокращения числа ступеней рубрик, описанных выше.
Первый прием. Объединяют ряд рубрик дополнительным заголовком старшей ступени. Прием используют, когда рубрик одной ступени слишком много и ориентироваться в них трудно.
Например, в первоначальном варианте авторского оригинала рубрикация раздела о вспомогательных указателях выглядела так:
Классификация
Что отличает конкретный указатель от другого
От чего зависит выбор вида указателя
Предметный указатель
Тематический указатель
Именной указатель
Указатели названий
Указатели нетекстовых элементов книги Указатели выделяемых элементов книги Однообъектный указатель Двух- и многообъектный указатель Алфавитный указатель Систематический указатель Хронологический указатель Нумерационный указатель Дополненный указатель Аналитический указатель Аннотированный указатель Комментированный указатель Формальный указатель Содержательный указатель Всеохватный указатель Неполноохватный указатель Подробный указатель Обобщенный указатель
Разобраться, почему эти параграфы следуют один за другим именно в таком, а не ином порядке, очень трудно, так же трудно, как и запомнить все эти виды (их число намного превышает волшебное число СЕМЬ).
Объединив их группы дополнительными старшими заголовками, автор лучше сориентирует читателей в видах указателей, а именно:
ВИДЫУКАЗАТЕЛЕЙ
Классификация указателей Что отличает конкретный указатель от других ВЫБОР ВИДА УКАЗАТЕЛЯ ПО ОБЪЕКТУ ПОИСКА Предметный указатель Тематический указатель Именной указатель Указатель названий
Указатель нетекстовых элементов текста Указатель выделяемых элементов текста ВЫБОР ВИДА УКАЗАТЕЛЯ ПО ЧИСЛУ ОБЪЕКТОВ ПОИСКА Однообъектный указатель Двух- и многообъектный указатель
ВЫБОР ВИДА УКАЗАТЕЛЯ ПО ПРИНЦИПУ РАСПОЛОЖЕНИЯ РУБРИК Алфавитный указатель Систематический указатель Хронологический указатель Нумерационный указатель ВЫБОР ВИДА УКАЗАТЕЛЯ ПО СОСТАВУ И СТРУКТУРЕ РУБРИК Дополненный указатель Аналитический указатель Аннотированный указатель Комментированный указатель ВЫБОР ВИДА УКАЗАТЕЛЯ ПО СПОСОБУ АНАЛИЗА ТЕКСТА Формальный указатель Содержательный указатель ВЫБОР ВИДА УКАЗАТЕЛЯ ПО СТЕПЕНИ ОХВАТА МАТЕРИАЛА КНИГИ Всеохватный указатель Неполноохватный указатель ВЫБОР ВИДА УКАЗАТЕЛЯ ПО СТЕПЕНИ ДЕТАЛИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ ПОИСКА Подробный указатель Обобщенный указатель
Сопоставляя оба варианта рубрикации главы о видах указателей, мы видим, что 2-й вариант делает ясной систему, в которой ведется изложение, в то время как по 1-му варианту это понять трудно, и даже тот, кто хорошо разбирается в указателях, сможет понять эту систему далеко не сразу. Еще труднее запомнить по 1-му варианту виды указателей. Их более двадцати. Запомнить же по группам 2-го варианта намного легче. Групп-то всего семь! В приведенном примере необходимость развить рубрикацию, увеличить число ступеней рубрик вызвана сложностью самого материала.
Второй прием. Озаглавливают части не расчлененного на рубрики текста, вводя новую, низшую ступень рубрик. Скрыто такие рубрики в тексте присутствуют, но не выделены заголовками. А это бывает необходимо, когда помогает усваивать текст (из-за его большого объема), или запоминать его, или наводить по нему справки. В примере рубрикации текста о видах набора это, в частности, понадобилось, если бы глава о механизированных видах набора разрослась по объему. Тогда бы ее целесообразно было разбить на рубрики: Строкоотливной набор; Буквоотливной набор; Крупнокегельный набор.