История возникновения и концепция развития инклюзивного образования




XXI век – это время не только новых компьютерных и информационных технологий, экономического и демографического роста, но и время новых образовательных технологий, социального, политического, нравственного развития общества. В этот период происходит культ самореализации личности, который ведет к развитию. Развитие предполагает образование, стоит упомянуть понятие «инклюзивное образование».

В Федеральном Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» в ст.2п.27 закреплено понятие «инклюзивного образования»[4], которое заключается в «обеспечении равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Инклюзивное образование – это такая образовательная система, где дети с особыми возможностями здоровья и дети, не имеющие каких- либо физических, психических, языковых и других особенностей, обучаются в одном классе общеобразовательной школы, или в одной группе общеобразовательного учреждения, где для каждого ребенка, каждой личности созданы наиболее оптимальные условия обучения и воспитания. Инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие детей и подростков с ограниченными возможностями в образовательном процессе обычной школы, но в большей мере перестройку всего процесса массового образования как системы для обеспечения образовательных потребностей всех детей.

В России инклюзивное образование - явление достаточно недавнее, и процесс его развития не закончен, а, наоборот, находится на начальных этапах формирования, внедрения и распространения.

История возникновения инклюзивного образования уходит корнями в XVII век, когда в математике вводится термин «интеграл». В толковом словаре иностранных слов «интеграция» - объединение в целое каких-нибудь частей, элементов[21]. Изначально данный термин употребляли в США для обозначения расовых, этнических меньшинств, позднее он стал применяться к детям эмигрантов, и лишь в 60-х годы ХХ в. термин вошел в речевой оборот на Европейском континенте и стал применяться в контексте проблем лиц с ограниченными возможностями. В России в этот период наблюдалось некоторое отставание. Когда весь мир говорил об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, в нашей стране практиковалось изолированное обучение, то есть к лицам с особыми образовательными потребностями применялась медицинская модель обучения, которая вела к их полной изоляции.

Термин «инклюзия» получает распространение в нашей стране только в 90-е годы ХХ века, когда в мире уже появились новые международные документы, ставшие руководством к действию для целого ряда развитых стран [3]. Поэтому одними из первых причин появления инклюзивного образования в России можно считать разработку и распространение в Западном мире нормативно-правовых документов и законодательных актов: Всеобщая декларация прав человека; Декларация прав ребенка; Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования; Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц; Всемирная программа действий в отношении инвалидов; Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями.

Правовое развитие и правовая зрелость зарубежных стран не могли не оказать своего влияния на развитие образовательной и социальной политики нашей страны. Но появление такой законодательной базы невозможно без внутренних изменений общества и государства, осознания необходимости изменения отношения к инвалидам и людям с особыми образовательными потребностями, признания их права на полноценную жизнь. Все это составляет гуманистическую предпосылку становления инклюзивного образования в России и в мире.

В России в XXI веке помимо демографического роста наблюдается и увеличение числа детей, рождающихся с отклонениями в развитии. Обучение и воспитание таких детей осуществлялось в специальных (коррекционных) детских садах и школах, в большинстве коррекционных учреждений оно осуществляется и до сих пор.

Таким образом, инклюзивное образование получает все большую поддержку в нашей стране и становится приоритетным направлением образовательной политики каждого субъекта Российской Федерации, потому что современное общество нуждается сейчас именно в такой системе обучения, основанной на уважении, толерантности, гуманизме.

Становление новой системы образования в России – процесс трудоемкий и длительный, требующий от всех участников большого терпения, умственных и душевных затрат, направленных на достижением наивысшего результата всей инклюзивной образовательной системы – формирования личности, «умеющей адаптироваться к многообразию мира, взаимодействовать с другими, толерантной и коммуникабельной, самостоятельно мыслящей и способной к сопереживанию».

Основные понятия концепции

Адаптация социальная - активное приспособление человека или социальной группы к меняющимся социальным условиям.

Дети с особыми образовательными потребностями — дети, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость их социальной защиты.

Лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – граждане, имеющие особенности в физическом и (или) психическом развитии, вследствие которых возникает потребность в специальных условиях получения образования (особые образовательные потребности).

Особые образовательные потребности (ОВЗ) – установленная компетентной группой специалистов (комиссией) потребность гражданина в создании для него определенных специальных условий получения образования.

Инклюзия касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования. Поэтому деятельность образовательного учреждения должна быть направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, но и на обеспечение взаимопонимания как между педагогами, так и между учащимися с ОВЗ и их здоровыми сверстниками. Инклюзивное обучение – это одна из форм обучения детей с ОВЗ, которая не должна вытеснять традиционно сложившиеся формы эффективной помощи детям-инвалидам, сложившиеся и развивающиеся в специальном образовании. Подлинная инклюзия не противопоставляет, а сближает две образовательные системы – общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними.[1]

Психолого-медико-педагогическая комиссия – комиссия для выявления детей с ОВЗ и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

Психолого-медико-педагогическая помощь (сопровождение) - оказание помощи населению в области обследования психического здоровья, диагностики психических нарушений и решения проблем обучения, воспитания и лечения детей с отклонениями в психическом и физическом развитии.

Реабилитация – применение комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера, с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей.

Ранняя помощь - семейно-ориентированная комплексная социальная и коррекционно-педагогическая поддержка детей раннего возраста (от 0 до 3 лет), включающая в себя скрининг психофизических нарушений, медицинскую, психолого-педагогическую диагностику, лечение и развивающее обучение, проводимое при активном участии семьи.

Социализация – процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.[10]

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения - дошкольные и школьные учреждения для детей с ОВЗ, нуждающихся в лечебной и психолого-педагогической коррекции, диагностике, воспитании, обучении: с нарушениями слуха, нарушениями зрения, нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью, расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, со сложными нарушениями.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: