Специально коррекционно- развивающие методики, применяемые в условиях инклюзивного образования




Для более эффективной коррекционно-развивающейся работы и наиболее качественного усвоения изучаемого материала с детьми с ЗПР используются различные методы.

1. Словесные. При использовании словесных методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР необходимо иметь виду, что вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и четко сформулированы и должны быть доступны детям. Часто используется одноступенчатая инструкция. Объяснение педагога часто требует повтора. Рассказ педагога также должен быть лаконичным, четким, эмоциональным и выразительным. Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических.

2.Наглядные. Необходимо предъявлять ребенку только тот предмет, который рассматривается на этом этапе. Остальные – не показываются. Иллюстрационный материал должен быть понятен детям, не иметь множества лишних деталей, соответствовать изучаемой теме. Схемы должны быть предельно четкими и доступными пониманию детей.

3. Практические. Из общепринятых практических методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР наиболее эффективными являются упражнения и дидактическая игра. Необходимость упражнений обусловлена слабой мыслительной активностью детей данной категории, ослабленной памятью, трудностями восприятия и т.д. Поэтому, с помощью упражнений, многократного выполнения умственного и практического действия достигается овладение определенными знаниями. Дидактическая игра содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения. При использовании в работе всех методов в совокупности приводит к наиболее эффективному положительному результату. Например, при изучении темы «Фрукты» ребенку необходимо наглядно показать фрукт, дать практически его изучить (потрогать, понюхать, попробовать на вкус, найти на ощупь) и словесно рассказать о нем.

В дополнении к традиционным методам воздействия, необходимо использовать нетрадиционные формы и методы работы. Они помогают в достижении максимальных возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции. К таким методам можно отнести:

Манкотерапия – этот метод поможет снизить у детей импульсивность, тревожность, агрессивность и уменьшить эмоциональное и мышечное напряжение, поможет развитию активности, любознательности в процессе познавательной деятельности.

Музыкотерапия – воздействие музыки на ребенка. Кроме общепринятых музыкальных и логоритмических занятий, можно использовать музыку для расслабления перевозбуждения ребенка, при засыпании и просыпании во время дневного сна, при релаксации в промежутках между занятиями и т. д.

Бусотерапия – способствует развитию мелкой моторике, формированию навыков пространственной ориентировки, знакомит с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина).

Сказкотерапия – является игровой технологией интеллектуальнотворческого развития детей. С помощью сказочного пространства, необычных персонажей методических сказок ребенок становится действующим лицом событий и сказочных приключений.

Игры песочной терапии (крупотерапия) – совершенствуют умения и навыки практического общения и способствуют более качественной коррекции речи, песок поглощает негативную энергию, очищает ребенка, стабилизирует его эмоционально-волевое состояние.[17]

Арт-терапия – развитие, коррекция, воспитание и социализация ребёнка при помощи художественного творчества.

Су-Джок – способствует повышению тонуса, работоспособности и оказывает общие профилактическое действие

Играем с блоками Дьениша – с помощью игр с блоками Дьениша можно развивать у детей логическое и аналитическое мышление, творческие способности, а так же восприятие, память, внимание и воображение.

Игры на базе конструктора ЛЕГО благоприятно отражаются на развитие речи, облегчают усвоение ряда понятий, постановку звуков, гармонизируют отношения ребенка с окружающем миром.

Палочки Кюизенера – набор цветных палочек способствует развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, комбинаторных и конструктивных способностей.

Таким образом, в коррекционно-развивающей работе педагогов с детьми с ЗПР практически всегда происходит сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта. Воспитание осуществляется предельно индивидуально, с учетом всех особенностей развития данного ребенка, в процессе сотрудничества самого ребенка, педагогического персонала учреждения и родителей ребенка.

Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»

Авторами данной программы являются С.Г. Шевченко, Р.Д. Тригер, Г.М. Капустина, И.Н. Волкова. Программы предназначены для работы педагогов-дефектологов в специальных (коррекционных) группах и классах. Цель программы: повысить уровень психического развития ребенка (интеллектуального, эмоционального, социального) при организации его коррекционно- развивающего воспитания и подготовки к школе в специальном (коррекционном) образовательном учреждении. [12]

Программы и методические рекомендации к ним строятся на основе преемственных связей между дошкольным и начальным школьным образованием: авторы дошкольных образовательных программ для детей с ЗПР одновременно являются и авторами программ для младших школьников с ЗПР. Это обстоятельство позволяет использовать программы ДОУ как пропедевтические по отношению к предметным программам начальной школы.

В комплект входят программы: «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи», «Ознакомление с художественной литературой», «Развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте», «Развитие элементарных математических представлений» и примерное тематическое планирование занятий в соответствии с каждой их них.

Программа «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» нацелена на уточнение, расширение и систематизацию знаний и представлений детей об окружающей действительности. При этом подчеркивает автор программы С.Г. Шевченко, такое обогащение детей знаниями об окружающем мире неразрывно связано с формированием у них умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и отличия, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы. Особой задачей программы выступает активизация словаря детей и формирование навыков связной речи.[15]

Тематический принцип планирования и построения педагогической работы по данному разделу позволяет сделать предметом внимания ребенка различные стороны окружающей его действительности — мир природы и мир социальных отношений.

Педагогам рекомендуется при изучении каждой темы обеспечить взаимосвязь таких видов деятельности детей, как непосредственное наблюдение за изучаемыми объектами, предметно-практическая деятельность, дидактические игры. При этом первоначальные представления дети получают во время специально организованных прогулок и экскурсий, их актуализация и уточнение происходят на занятиях, а закрепление и расширение — в сюжетно-ролевых и иных играх, которые организуются воспитателями вне занятий.

В задачи программы «Ознакомление с художественной литературой» (автор — И.Н. Волкова) входят формирование у детей интереса к книге; развитие умений воспринимать и понимать прочитанный текст, отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать небольшие отрывки из сказки, рассказа и несложные произведения в целом; а также формирование этических и эстетических качеств.

Программа имеет коррекционную направленность и построена таким образом, чтобы в процессе ознакомления с художественными произведениями осуществлялась необходимая коррекция недостатков в развитии базовых психических функций детей с ЗПР. В качестве педагогического средства усиления эмоциональной значимости художественных произведений предлагается использовать их инсценировку, сопровождение движениями и музыкой, предметно-практической деятельностью.

Интегрированная программа «Развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте» (автор РД. Тригер) нацелена на уточнение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и формирование приемов умственной деятельности.[13]

Программа «Развитие элементарных математических представлений» (автор Г.М. Капустина) предусматривает развитие у детей элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе, формирование способов измерения, а также выполнение простейших счетных операций, составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание. Параллельно решается важная задача развития познавательных интересов, мыслительных операций и речи. Коррекционная направленность программы обеспечивается включением в занятия предметно-практической деятельности детей.[14]

Программа «Играя — развиваем»

Программа предназначена для детей 5-7 лет с ЗПР. Авторами программы «Играя- развиваем» являются Т.Н. Бабич, С. М. Блинова, В.А. Кузнецова, Л. Э. Калмыкова, ЕЛ. Кириллова. Научный редактор Я. Ф. Павленко.

Цель: формирование игровой деятельности детей с задержкой психического развития.

Теоретическими основами программы выступают идеи об обратимости ЗПР при своевременной и адекватной коррекционно-развивающей работе, ведущей роли игровой деятельности в психическом развитии детей и специфических особенностях ее формирования у детей с ЗПР. Авторы предпринимают попытку раскрыть понятие «развивающая игра» и предлагают рассматривать ее как специфическую, полноценную и достаточно содержательную для детей деятельность, имеющую свои побудительные мотивы и способы действий. Развивающая игра включает игровой замысел, действия, материал и игровые правила.[22]

Структура: три направления работы, соответствующие трем видам игр: сюжетные социально-развивающие, сюжетные интеллектуально-развивающие, психокоррекционных.

Сюжетные социально-развивающие игры, по мнению разработчиков программы, представляющим наибольшую ценность как в диагностическом, так и в коррекционном плане. В данном виде игр заложены большие возможности для коррекции трудностей в познавательной деятельности и эмоциально- волевой сфере детей, формирования произвольности поведения, развития саморегуляции как общей способности к учению, развития речи, воображения.

Сюжетные интеллектуально-развивающие игры, постепенно усложняющихся по своему содержанию и тем умственным действиям, которые требуется выполнить ребенку для достижения игрового результата. В рамках этого раздела проведена систематизация игр, которые могут быть предложены педагогами детям в разных возрастных группах в течение всего учебного года.

Психокоррекционные игры, способствующие развитию двигательной и эмоциональной сферы детей. Предлагаемая авторами структура игрового психокоррекционного занятия, а также проведенная группировка игр по блокам в соответствии с приоритетными коррекционными задачами позволяют использовать их для формирования способности детей к произвольной регуляции движений, эмоций и навыков контроля поведения; преодоления чувства неуверенности; коррекции детской агрессии и упрямства.

 

Выводы по 2 разделу

В настоящее время коррекционно- развивающие программы набирают большую значимость. Многие психологи, дефектологи, учителя, воспитатели и другие специалисты стремятся сделать образование доступным всем. Каждый человек имеет право на образование. Если у ребенка диагностирована задержка психического развития, то это не значит, что ему и его родителям пора опустить руки и плыть по течению. Каждая преграда посильно было б желание стремиться и преодолевать сложности и себя. Создаются все больше и больше коррекционно- развивающие программы, которые охватывают все сферы деятельности.

Давно известен тот факт, что необходимо как можно раньше выявлять и проводить коррекционно-развивающую работу любых отклонений в развитии детей. В связи с этим дети, у которых обнаруживаются симптомы задержки психического развития, направляются в коррекционные группы уже с четырёх лет. Но такие дети сильно отличаются между собой по степени выраженности задержки психического развития. Дети одного и того же возраста имеют различный запас знаний об окружающем мире, находятся на разной ступени речевого развития. Не все дети с ЗПР имеют тяжелый неврологический статус. При правильно организованной систематической работе дефицит в развитии компенсируется. Другими словами, ребенок с задержкой психического развития, получающий коррекционно-педагогическую помощь, может полностью догнать сверстников в своём развитии.

Рассмотренные коррекционно- развивающие программы не могут подходить всем детям, поскольку каждый ребенок уникален. При выборе методов, приемов и формы проведения коррекционно-развивающей работы обязательно нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка. При работе с ребенком с ЗПР обязательно нужно взаимодействовать с родителями, другими специалистами, а также проработать конкретный коррекционно-развивающий план работы с определенным ребенком.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: