Основные направления и принципы инклюзивного образования




Педагогическая деятельность педагога инклюзивного образования всегда опирается на основные принципы, которые укоренились благодаря развитию направления.[6]

Принципы инклюзивного образования:

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

Каждый человек способен чувствовать и думать;

Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

Все люди нуждаются друг в друге;

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:

1. Индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося - ребенка с ОВЗ;

2. Социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;

3. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;

4. Психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;

5. Индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;

6. Портфолио учащегося - ребенка с ОВЗ;

7. Компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации; повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;

8. Рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;

9. Тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;

10. Адаптивная образовательная среда;

11. Сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;

12. Ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.

Таким образом, школа сама должна измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Это сложный процесс, требующий организационных, содержательных, ценностных изменений. Профессиональная ориентировка учителя на образовательную программу неизбежно должна измениться на способность видеть индивидуальные возможности ученика и умение адаптировать программу обучения. [5]

Направлениями работы по организации инклюзивного образовательного процесса являются:

Научное и методическое обеспечение деятельности педагогических коллективов, участвующих в реализации инклюзивного образовательного процесса;

Психологическое сопровождение всех субъектов инклюзивного образовательного процесса;

Проектирование процесса взаимодействия различных уровней образовательной системы;

Разработка практико-ориентированных технологий индивидуального обучения и психолого-педагогического сопровождения процесса включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду;

Моделирование компонентов и содержательного наполнения инклюзивной образовательной среды путем создания гибких образовательных стандартов для детей с разным уровнем стартовых возможностей;

Межведомственное взаимодействие по вопросам раннего выявления и социальной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей;

Развитие социального партнерства с отечественными и зарубежными организациями с целью изучения опыта и практики перехода на инклюзивную форму обучения;

Информированность лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов о возможности оказания услуг в сфере получения высшего образования;

Привлечение общественных организаций к процессу экспертной оценки условий, необходимых для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, с целью дальнейшей разработки и реализации образовательных проектов;

Основные категории нарушений развития у детей:

1. С нарушением интеллектуального развития (умственной отсталостью, с задержкой психического развития);

2. С нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

3. С нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

4. С тяжелыми нарушениями речевого развития;

5. С нарушением опорно- двигательного аппарата;

6. С комплексными нарушениями психофизического развития.[7]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: