Педагогическая деятельность педагога инклюзивного образования всегда опирается на основные принципы, которые укоренились благодаря развитию направления.[6]
Принципы инклюзивного образования:
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
Каждый человек способен чувствовать и думать;
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
Все люди нуждаются друг в друге;
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:
1. Индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося - ребенка с ОВЗ;
2. Социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;
3. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;
4. Психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;
5. Индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;
6. Портфолио учащегося - ребенка с ОВЗ;
7. Компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации; повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;
8. Рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;
|
9. Тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;
10. Адаптивная образовательная среда;
11. Сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;
12. Ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.
Таким образом, школа сама должна измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Это сложный процесс, требующий организационных, содержательных, ценностных изменений. Профессиональная ориентировка учителя на образовательную программу неизбежно должна измениться на способность видеть индивидуальные возможности ученика и умение адаптировать программу обучения. [5]
Направлениями работы по организации инклюзивного образовательного процесса являются:
Научное и методическое обеспечение деятельности педагогических коллективов, участвующих в реализации инклюзивного образовательного процесса;
Психологическое сопровождение всех субъектов инклюзивного образовательного процесса;
Проектирование процесса взаимодействия различных уровней образовательной системы;
Разработка практико-ориентированных технологий индивидуального обучения и психолого-педагогического сопровождения процесса включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду;
|
Моделирование компонентов и содержательного наполнения инклюзивной образовательной среды путем создания гибких образовательных стандартов для детей с разным уровнем стартовых возможностей;
Межведомственное взаимодействие по вопросам раннего выявления и социальной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей;
Развитие социального партнерства с отечественными и зарубежными организациями с целью изучения опыта и практики перехода на инклюзивную форму обучения;
Информированность лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов о возможности оказания услуг в сфере получения высшего образования;
Привлечение общественных организаций к процессу экспертной оценки условий, необходимых для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, с целью дальнейшей разработки и реализации образовательных проектов;
Основные категории нарушений развития у детей:
1. С нарушением интеллектуального развития (умственной отсталостью, с задержкой психического развития);
2. С нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
3. С нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
4. С тяжелыми нарушениями речевого развития;
5. С нарушением опорно- двигательного аппарата;
6. С комплексными нарушениями психофизического развития.[7]