1. Акимова О. И. Инклюзивное образование как современная модель образования
// Инклюзивное образование: методология, практика, Издатель: Московский городской педагогический университет, 2011 – с.10-11
2. Ахметзянова А. И. Подготовка педагогических кадров для реализации инвалидов и лиц возможностями здоровья в Казанском федеральном университете // Инклюзивное образование – доступное образование – безбарьерная второй международной конференции, г. Якутск, июнь 2014 г. – Якутск: Издательский дом
3. Нигматов З.Г. Формирование поликультурной личности в условиях инклюзивного образования. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции "Поликультурное образовательное пространство
4. Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ, Ст.2 п.24
5. Воронич Е.А. Сущность инклюзивного подхода в образовании //Периодический журнал научных трудов «Фэн-наука» - 2013.
6. Инклюзивное образование в России: право, принципы, практика / под ред.: М.Ю. Перфильевой. - М.: Транзит-ИКС, 2009.
7. Мёдова Н.А. Инклюзивное образование в схемах и таблицах. - Томск, 2012.
8. Перфильева М.Ю., Симонова Ю.П., Прушинский С.А. Участие общественных организаций инвалидов в развитии инклюзивного образования / под ред. Т.Г. Туркиной. – М.: Перспектива, 2011.
9. Агавона Е.Л., Алексеева М.Н., Алехина С.В. Готовность педагогов как главный фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование №1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2011.
10. Битова А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации. М., 2000
11. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие. –– М.: Издательство Московского университета, 1985.
|
12. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Кн. 2: Тематическое планирование занятий. / Под ред. С.Г. Шевченко. М., 2005.
13. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В., Мещерякова Т.А. Я учусь писать: Учебник-тетрадь для подготовки детей к обучению грамоте. Смоленск, 2003.
14. Шевченко С.Г., Капустина Г.М. Предметы вокруг нас. Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов: цвете, форме, величине, количестве. Тетрадь на печатной основе № 1, № 2. М., 2001.
15. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим и развитие речи дошкольников с ЗПР: Пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. М., 2005.
16. Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Концепция развития дополнительногообразования: от замысла до реализации: методическое пособие. М.:Педагогическое общество России, 2016
17. Пичугина И.И. Интерактивная песочница: методическое пособие/ И. Пичугина.- Челябинск: ИП Мякотин И.В.
18. А.Р. Лурия «Основы нейропсихологии», 2002.
19. Эксперимент Л.С. Выготского — Л.С. Сахарова, 1930
20. С.Д. Забрамная, О.В. «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»
21. С.И Ожегов «Толковый словарь».
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МЕРОПРИЯТИЯ
Ф.И.О.: Иванова Екатерина Леонидовна
Тема: «Музыкальные инструменты»
Класс: 1 «В»
Цель: Создание условий для изучения классификации музыкальных инструментов.
Задачи:
Личностные (воспитательные): Воспитывать любовь к музыке, эмоциональное восприятие у детей;
|
Метапредменые (развивающие): Развивать умения размышлять о музыке, сравнивать, обобщать, развивать творческое мышление, внимание, память;
Предметные (дидактические): Сформировать представление о музыкальных инструментах.
Этапы | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные) | Личностные | |||||
Мотивация учебной деятельности | Беседа | Здравствуйте! Я рада видеть вас на уроке, рада вашим улыбкам, и, надеюсь, время урока пролетит незаметно и будет для вас приятным и полезным. -Посмотрите на экран, что Вы видите? -Как Вы думаете, почему я изобразила именно ноты? | Учащиеся приветствуют друг друга и учителя. -Ноты -Мы сегодня будем говорить о музыке. | Презентация | Осознание значимости получаемых знаний. | Р- умение удерживать внимание при восприятии информации, организовывать своё рабочее место под руководством учителя; | Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; |
Актуализация знаний | Словесный метод Демонстрационный метод | -Ребята, сегодня мы будем говорить о музыке, но для начала предлагаю Вам вспомнить моменты в своей жизни, когда музыка была рядом с Вами. -Ребята! Что Вы знаете о музыке? - Посмотрите на картинку. Что тут изображено? - Вы знаете какую- нибудь песню про школу? - Давайте прослушаем песню, подпевайте. (Звучит песня «Учат в школе») | Учащиеся рассказывают свои истории. -Ученики - «Учат в школе» Дети поют. | Презентация, музыкальное сопровождение. | Повторение полученных знаний, установление связи у учащихся связи с прошлыми темами. | П - способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение). Р- умение оценить качество и уровень усвоения предыдущих знаний; К - формирование умения объяснять свой выбор. | Осознание собственного объема знаний, готовность к саморазвитию. |
Постановка учебной цели | Частично-поисковый метод Беседа | Внимательно прослушайте стихотворение «Количество исполнителей» На флейте играет красавец-павлин То грустный мотив, то весёлый. В концертах своих он играет один, А значит, играет он соло. К павлину с гитарой пришёл бегемот, Он слыл и певцом, и поэтом. С тех пор они стали вдвоём выступать, Вдвоём – это значит дуэтом. Прибежал баран ретиво: “Принимайте баяниста!” И теперь в концерте трио, “Трио” – значит, три артиста. Ёж назвал себя талантом И принёс с собой кларнет: — Нас четыре музыканта, И теперь у нас квартет! “Впятером играть приятней! – Заявил козёл-сосед. – Вы меня в квартет возьмите, И получится квинтет!” - Про что это стихотворение? - Каких животных Вы услышали? -На чем играли животные? -Флейта, баян, гитара, кларнет одним словом? - Вы когда- нибудь встречали такое слово? Где? - Как Вы думаете про что мы будем сегодня говорить? | Учащиеся слушают стихотворение. - Про музыку - Павлин, ёж, козел Флейта, баян, гитара, кларнет. -Музыкальные инструменты. - Да, на уроках музыки. - Про музыкальные инструменты | Презентация | Развитие логического мышления в постановке учебной задачи на урок. | П- умение осмыслить учебный материал, выделить главные, существенные признаки, установить связи в учебном материале, помогающие предположить тему урока; Р – умение предположить и сформулировать тему урока. | Развитие навыков самоцелеполагания, связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. |
Решение учебной задачи | Духовые музыкальные инструменты - Люди заметили, можно извлекать звук, подув в стебель тростника, камыша или в рог животного. Звучать трубку заставляет колеблющийся в ней воздух. Позднее человек просверлил в трубке отверстия и стал извлекать различные звуки — низкие и высокие. Так появились духовые музыкальные инструменты. Металлофоны -род музыкальных инструментов, основной элемент которых пластины-клавиши, по которым бьют молоточком. - У кого были такие игрушки? - Давайте прослушаем один из инструментов. Струнные музыкальные инструменты - Ребята, посмотрите на картинку. Может Вам известны какие- то инструменты? -Давайте прослушаем фрагмент Антонио Вивальди «Летняя гроза» Клавишные музыкальные инструменты Клавишные музыкальные инструменты: группа музыкальных инструментов, объединённых общим признаком - наличием клавишной механики и клавиатуры. - Прослушайте, представьте себя музыкантами, изобразите. Ударные музыкальные инструменты -группа инструментов, объединяемых по способу звукоизвлечения — удару. - Вместо со мной похлопайте, теперь добавьте парту. Молодцы! А теперь прослушайте. | Учащиеся внимательно слушают. Просмотр картинок с названиями. Прослушивание инструментов. Учащиеся слушают педагога и звучание инструмента. -Да -Гитара, арфа, скрипка. Прослушивание и показ. Учащиеся просматривают картинки и слушают инструменты. | Презентация, подборка музыкальных записей, скрипка. | Распознавание музыкальных инструментов и по внешним признакам распределять их по группам; рассказывать о происхождении духовых музыкальных инструментах и их роли в жизни людей. | П - ориентироваться в учебнике; понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем; строить цепочку рассуждений, обосновывать свои наблюдения, делать выводы Р- анализировать область своих знаний, определять границы своих знаний и незнаний, умение производить целеполагание, К - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия; умение участвовать в коллективной постановке и решения задач урока, вступать в диалог | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; | |
Закрепление | Игра «Пары» Найди пару музыкальных инструментам по их виду. Игра «Инструменты» - Вы должны угадать инструмент. Упражнение «Нарисуй» - Перед Вами редкий и очень интересный инструмент. Домбра– самый любимый и самый распространенный щипковый казахский музыкальный инструмент, изготовленный из цельного дерева, чаще всего двухструнный. Звучание домбры | Учащиеся составляют пары и проверяют с доской. Ученики участвуют в мини-викторине. Учащиеся слушают, рисуют и слушают данный инструмент. | Презентация, интерактивная доска, раздаточный материал (картинки инструментов, бумага), цветные карандаши. | Осмысление результатов деятельности по освоению новых знаний, выявление трудностей, формирование навыка списывание предложений с печатного текста. | Р- вносить необходимые дополнения и в выполненное задание в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта К- точно выражать свои мысли, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками. | Способность к мобилизации сил, энергии, способность к волевому усилию по достижению результата. | |
Обобщение, рефлексия. | Беседа. | -Ребята, о чем мы сегодня говорили? -Покажите свои рисунки. - Какой музыкальный инструмент Вас заинтересовал? Почему? - Что Вы чувствуете, когда слышите разные инструменты? - У Вас на парте есть 3 листика. Выберите лист, как вы работали, приклейки. Зеленый- Вам понравился урок и вы все запомнили. Желтый - были небольшие трудности, но многое понял. Красный - было скучно и возникали трудности. Молодцы! | Дети делятся своими знаниями, впечатлениями. Учащиеся приклеивают листочки на дерево. | Плакат на доске «Дерево», листочки в виде стикеров. | Оценивание глубины своих знаний по теме урока. | П- проводить рефлексию способов и условий действий. Р- умение соотносить достигнутые результаты с поставленными задачами, оценивать результаты совместной деятельности. К – четко высказывать свое мнение с помощью различных проявлений. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; |
|
Приложение Б
Игры на невербальное общение
1.«Изобрази сказку»
Цель: формирование умения договариваться, координировать свои действия друг с другом без слов.
Ход. Играют две команды. Одна команда задумывает какую-либо известную сказку и пытается изобразить ее без слов. А другая команда должна догадаться, какая это сказка, и кто кого изображает.
2.Давление
Цель: обучение самоконтролю
Ход: Игра проводится парами. Станьте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка соприкоснитесь ладонями. Договоритесь о том, кто будет ведущем. Его задача слегка надавить на ладони партнера. Затем поменяйтесь ролями. Выскажите свое впечатление.
3. «Тихий разговор»
Цель: формирование умения передавать определенное смысловое содержание невербальным способом.
Ход. Участники садятся в круг. Задание - невербально сказать выбранному партнеру фразу, которую воспитатель предварительно шепнул ребенку на ушко. Каждый по очереди выполняет задание без слов. Остальные наблюдают и определяют «произнесенную фразу».
4.«Подарок другу».
Цель: формирование умение невербально «описывать» предметы.
Ход: Один ребенок становится «именинником», остальные дарят ему «подарки», передавая движениями и мимикой свое отношение к «имениннику».
5. «Передача чувств».
Цель: обучение детей предавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.
Ход: Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становиться любой желающий.
Приложение В
Тема: «Дружба»
Место проведения: 1 «В» класс, МАОУ СШ №1
Количество и возраст учащихся: количество учащихся – 24 в возрасте 6-7 лет.
Цель: формирование понимания ценности дружбы и нравственных качеств, необходимых для нее.
Задачи:
Личностная: развить нравственные качества, умения дружить, ценить дружбу и бережно относиться друг к другу.
Метапредметная: развить навыки общения, необходимые для формирования дружбы.
Предметная: определить сущность понятия «дружба», качества настоящего друга; помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе.
Форма проведения: беседа с элементами игры.
Форма организации детей: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Вид деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение.
Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация, наглядный материал, набор пластилина.
План проведения мероприятия
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный этап | Ребята, я рада приветствовать, Вас. Парта - это не кровать, И на ней нельзя лежать. Вставайте дружно каждый раз, Когда учитель входит в класс. Быть должны у вас в порядке Ручки, книжки и тетрадки. Руки дружно поднимайте, Если спросят – отвечайте. | Дети здороваются друг с другом и с учителями. Внимательно и тихо слушают. Садятся за свои места. | Развитие умений слушать и вступать в контакт с учителем. |
2.Вводная часть | Сегодня мы с вами будем говорить об очень интересной теме. А чтобы ее узнать, нам с вами нужно разгадать небольшой кроссворд. Я буду загадывать вам загадки, а вы будете на них отвечать. Но спрашивать я буду только тех, кто правильно поднимет руку. Даю подсказку: загадки о персонажах из разных сказок. 1. Маленькая девочка, Ростом с ноготок. Рождена из зернышка, Родной дом ее цветок. Кто же это, ребята? (Дюймовочка) 2. Он веселый, заводной, И пропеллер за спиной, Поднимает настроенье, Любит сладкое варенье, Малыша всегда смешит. Кто же это? Подскажи! (Карлсон) 3. Она красива и мила, А ее имя от слова «зола». (Золушка) 4. Она была подружкой гномов И вам, конечно же, знакома. (Белоснежка) 5. У отца есть мальчик странный, Необычный, деревянный, На земле и под водой Ищет ключик золотой, Всюду нос сует свой длинный. Кто же это?.. (Буратино) 6. С голубыми волосами И огромными глазами. «Зубы чистить! Руки мыть!» Любит всем руководить! (Мальвина) Ребята, какое слово у нас получилось? Верно, «дружба». Именно о дружбе и друзьях сегодня мы с вами будем говорить. А также обсудим, что мешает нам дружить. | Дети отгадывают загадки и слушают друг друга. Учащиеся называют тему урока «Дружба». | Формирование личностного смысла дружбы. Постановка учебной задачи детьми. |
3.Основная часть 3.1. «Дружба- это?» 3.2. «Игра: Кто с кем дружит?» 3.3. Физкультминутка 3.4. «Законы дружбы» 3.5. Гимнастика 3.6. Творческая работа | Давайте ответим с вами на несколько вопросов. Но я буду спрашивать только тех, кто поднимет руку. Вопросы: Как вы понимаете слово «дружба»? Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии. А кого можно назвать другом? Друг – это тот: кто понимает тебя; с кем тебе хорошо; кто тебе всегда поможет; это верный человек, с кем ты можешь поделиться секретом. Ребята, мы же с вами знаем много разных сказок? Тогда я предлагаю поиграть вам в игру «Кто с кем дружит?» На экране изображены персонажи. Давайте вспомним, кто с кем из этих сказочных героев дружит (обязательно наводящие вопросы. Пример: с кем дружит Винни Пух?). Винни Пух – Пятачок; Малыш – Карлсон; Кот Леопольд – мышата; Баба-Яга; Мальвина – Буратино Чип – Дейл Крош- Ежик Давайте посмотрим, что у вас получилось. Кто здесь лишний? А почему с ней никто не хочет дружить? Ребята, как вы думаете: что помогает, а что мешает дружбе? Сейчас я буду говорить вам слово, а вы будете отвечать – помогает оно или мешает. Доброта, грубость, обзывания, помощь, вежливость, драки, обида, забота, злость, понимание. Мы на плечи руки ставим, Начинаем их вращать. Так осанку мы исправим. Раз- два- три- четыре—пять! (Руки к плечам, вращение, плечами вперед и назад) Руки ставим перед грудью, В стороны разводим. Мы разминку делать будем При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны) Руку правую поднимем, А другую вниз опустим. Мы меняем их местами. Плавно двигаем руками. А теперь давайте вместе Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте). Основные законы дружбы Один за всех, и все за одного. Дружите, не обижайте друзей и всех кто вас окружает. Уважайте друг друга и помогайте друг другу. Радуйтесь вместе с друзьями. В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не предавайте, не нарушайте своих обещаний. Берегите друзей, ведь друга легко потерять. Старый друг лучше новых двух. Согласны с законами? Гости К Кате гости прибежали, (бежим пальчиками по столу или по полу) Все друг другу руки жали. Здравствуй Жора, (соединяем большой и указательные пальчики) Здравствуй Жанна,(большой и средний) Рад Серёжа,(большой и безымянный) Рад Снежана (большой и мизинец) Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе) Может коржик (показываем 2 открытые ладошки) Иль рожок(2 кулачка ставим друг на дружку) Вот драже вам на дорожку (пальчиком тычем в открытую ладошку) Вы берите понемножку (несколько раз сгибаем ладошки в кулачки) Все стряхнули быстро крошки, И захлопали в ладошки! А друг обязательно должен быть вашим сверстником? Друг – это мама или папа, которые помогут вам в трудную минуту. Друг – это ваш любимый домашний питомец, друг – это книга, которую вы читаете и вам интересно с ней, друг – это школьный учитель, который помогает узнать вам много нового. Мы с Вами создавать друга - котенка. Смотрите на экран и на меня, повторяйте! Показ работ. | Ученики отвечают на вопросы. Учащиеся внимательно слушают и выполняют задание. Выполняют физкультминутку вместе с учителем. Ученики внимательно слушают, задают вопросы и добавляют правила при необходимости. Выполняют гимнастику. Отвечают на вопрос. Внимательно наблюдают и лепят котенка, задавая вопросы. В конце дети показывают своих котят. | Формирование уважительного отношения к иному мнению. Развивать способности слушать собеседника и вести диалог. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели. |
4. Рефлексия | На этом наше занятие подошло к концу. Надеюсь, что вы очень хорошо запомнили то, о чем мы сегодня с вами говорили. Я хочу вам пожелать найти настоящего друга. Не дразнись, не зазнавайся, В школе всем помочь старайся. Зря не хмурься, будь смелей И найдешь себе друзей. | Учащиеся делятся своими впечатлениями, убирают рабочие место. | Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; Оценка результатов работы |
Приложение Г
Рекомендации для родителей детей с ЗПР
1. Необходимо готовить ребенка к школе, заниматься с ним, приучать к определенному режиму дня.
2. С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога, психолога и дефектолога.
3. Больше времени уделять знакомству с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, прогулки, больше разговаривать с ним о его проблемах, рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду.
4. Главное – необходимо оценить возможности ребенка с ЗПР и поощрять его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится.
5. Не требуйте от ребенка того, чего он еще не умеет.
6. При неудаче в учебе никогда не ставьте в пример конкретного ученика или человека.
7. Давайте ребенку возможность вести себя в свободное от учебы время как дошкольнику. Ему это необходимо. Гуляйте с ребенком не меньше сорока минут в день.
8. Бег, подвижные игры, плавание помогут снимать напряжение. Важно, чтобы занятия спортом не переутомляли ребенка.
9. Ограничьте время приготовления уроков одним часом. Делайте перерывы во время приготовления домашнего задания.
10. Ежедневно ненавязчиво интересуйтесь школьной жизнью ребенка. Делитесь своим школьным опытом.
11. Играйте с ребенком.
12. Похвалите ребенка за малейшее достижение в учебной деятельности и в поведении, чтобы он чувствовал себя успешным.
13. Оказывайте ребенку эмоциональную поддержку. Проявляйте участие к проблемам ребенка.
14. Создайте для ребенка щадящий режим.
15. Сохраните дневной сон (у кого он был до школы) или послеобеденный отдых.
16. Ограничьте виды деятельности, возбуждающие ребенка: посещение театра, приглашение гостей или нанесение визитов.
17. Сократите время просмотра телевизора и время, проводимое за компьютером (общее время – не более полутора часов).
18. Если ребенок сильно устает, можно укладывать его пораньше спать.
19. Не кричите на ребенка.
20. Не обсуждайте при ребенке ни положительные, ни отрицательные качества школы, учителя, одноклассников и их родителей.
21. Любите и во всем помогайте своему ребенку.