ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




На тему: Эффективность применения коррекционно - развивающих программ в условиях инклюзивного образования

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

 

Выполнила

Студент____________Е.Л. Иванова

Группа 446 А курс 4

Руководитель_________С.А. Козлова

Рецензент____________Ф.В. Повшедная

 

Нижний Новгород

2022 г.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 6

1.1 История возникновения и концепция развития инклюзивного образования 6

1.2 Основные направления и принципы инклюзивного образования. 11

1.3 Достоинства и недостатки инклюзии. 14

1.4 Задержка психического развития у младших школьников. Особенности развития и обучения. 15

Выводы по 1 разделу. 21

2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫВНЕДРЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ.. 24

2.1 Понятие и принципы коррекционно- развивающей работы.. 24

2.2 Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ. 26

2.3 Специально коррекционно- развивающие методики, применяемые в условиях инклюзивного образования. 28

Выводы по 2 разделу. 34

3 ОПЫТНО-ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 36

3.1 Констатирующий эксперимент. 36

3.3 Контрольный эксперимент. 40

Выводы по 3 разделу. 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 49

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 51

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время во всех странах мира и в любых социальных группах общества имеются люди с ограниченными возможностями здоровья, те, кого в нашей стране принято называть инвалидами. Их число в мире значительно и продолжает расти. В традиционной для России системе образования детей с той или иной формой нарушения, дети с особенностями развития получают образование в специальных (коррекционных) учебных заведениях, на дому или в специальных школах-интернатах. За последние десятилетия в России по объективным и субъективным причинам произошло существенное изменение отношения общества к лицам с проблемами здоровья и оценке возможностей детей с особыми образовательными потребностями. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности.

Среди решаемых в настоящее время проблем социально-экономического оздоровления общества особое и важное место занимает создание и внедрение в педагогическую практику инклюзивного образования. Поэтому коррекционная работа приобрела особую необходимость.

Существует множество коррекционно- развивающих программ в условиях инклюзивного образование, но отсутствуют единая программа, поскольку каждый человек индивидуален. Каждому ученику стоит подбирать и корректировать коррекционно-развивающую программу, чтобы добиться положительного результата. Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка.

Инклюзивное образование для России находится в стадии становления. Внедрение инклюзивных технологий началось в России только в 90-е годы прошлого века. Социальные аспекты инклюзивного образования исследовали Л. И. Акатов, Н. В. Антипьева, Д. В. Зайцев, П. Романов и др. Р. Жаворонков, В. З. Кантор, Н. Н. Малофеев, Е. Ю. Шинкарева исследовали правовые аспекты инклюзивного образования.

Объект исследования: процесс инклюзивного образования

Предмет исследования: корреционно- развивающие программы и их эффективность.

Гипотеза: использование правильно подобранных коррекционно-развивающих программ эффективно скажется на процесс развития ребенка ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Цель: разработка и апробация индивидуального коррекционно- развивающего плана работы и проведения его для эффективности обучения и развития младшего школьника в условиях инклюзивного образования.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогической и методической работы на тему коррекционно-развивающие программы в условиях инклюзивного образования.

2. Выявить психологические особенности детей с задержкой психического развития.

3. Изучить принципы коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками.

4. Исследовать особенности развития познавательной и эмоционально-волевой сфер у детей с задержкой психического развития

5. Провести опытно-экспериментальную работу по внедрению коррекционно-развивающих программ для младших школьников с задержкой психического развития.

6. Проанализировать результаты экспериментальной работы и сделать выводы по гипотезе исследования

В ходе исследования были использованы теоретические и эмпирические методы исследования.

Теоретические методы исследования: анализ психолого - педагогической, методической литературы по теме исследования.

Эмпирические методы исследования: эксперимент, наблюдение, диагностика.

Понятийно категориальный аппарат:

Обучение — это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие человека.

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Коррекционная педагогика — область педагогического знания, предметом которой является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей.

Коррекционно-развивающая программа – это индивидуально разрабатываемый для каждого ребенка комплекс мероприятий, направленных на восстановление или компенсацию его способностей к выполнению того или иного вида деятельности.

Для прохождения практической экспериментальной части было выбрано Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа № 1 города Бор Нижегородской области. Для осуществления эксперимента был определен 1 класс в количестве 24 человек. Дети ОВЗ – 2 человека (ЗПР).


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: