На тему: Эффективность применения коррекционно - развивающих программ в условиях инклюзивного образования
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Выполнила
Студент____________Е.Л. Иванова
Группа 446 А курс 4
Руководитель_________С.А. Козлова
Рецензент____________Ф.В. Повшедная
Нижний Новгород
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 6
1.1 История возникновения и концепция развития инклюзивного образования 6
1.2 Основные направления и принципы инклюзивного образования. 11
1.3 Достоинства и недостатки инклюзии. 14
1.4 Задержка психического развития у младших школьников. Особенности развития и обучения. 15
Выводы по 1 разделу. 21
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫВНЕДРЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ.. 24
2.1 Понятие и принципы коррекционно- развивающей работы.. 24
2.2 Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ. 26
2.3 Специально коррекционно- развивающие методики, применяемые в условиях инклюзивного образования. 28
Выводы по 2 разделу. 34
3 ОПЫТНО-ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 36
3.1 Констатирующий эксперимент. 36
3.3 Контрольный эксперимент. 40
Выводы по 3 разделу. 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 49
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 51
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время во всех странах мира и в любых социальных группах общества имеются люди с ограниченными возможностями здоровья, те, кого в нашей стране принято называть инвалидами. Их число в мире значительно и продолжает расти. В традиционной для России системе образования детей с той или иной формой нарушения, дети с особенностями развития получают образование в специальных (коррекционных) учебных заведениях, на дому или в специальных школах-интернатах. За последние десятилетия в России по объективным и субъективным причинам произошло существенное изменение отношения общества к лицам с проблемами здоровья и оценке возможностей детей с особыми образовательными потребностями. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности.
Среди решаемых в настоящее время проблем социально-экономического оздоровления общества особое и важное место занимает создание и внедрение в педагогическую практику инклюзивного образования. Поэтому коррекционная работа приобрела особую необходимость.
Существует множество коррекционно- развивающих программ в условиях инклюзивного образование, но отсутствуют единая программа, поскольку каждый человек индивидуален. Каждому ученику стоит подбирать и корректировать коррекционно-развивающую программу, чтобы добиться положительного результата. Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка.
Инклюзивное образование для России находится в стадии становления. Внедрение инклюзивных технологий началось в России только в 90-е годы прошлого века. Социальные аспекты инклюзивного образования исследовали Л. И. Акатов, Н. В. Антипьева, Д. В. Зайцев, П. Романов и др. Р. Жаворонков, В. З. Кантор, Н. Н. Малофеев, Е. Ю. Шинкарева исследовали правовые аспекты инклюзивного образования.
Объект исследования: процесс инклюзивного образования
Предмет исследования: корреционно- развивающие программы и их эффективность.
Гипотеза: использование правильно подобранных коррекционно-развивающих программ эффективно скажется на процесс развития ребенка ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Цель: разработка и апробация индивидуального коррекционно- развивающего плана работы и проведения его для эффективности обучения и развития младшего школьника в условиях инклюзивного образования.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогической и методической работы на тему коррекционно-развивающие программы в условиях инклюзивного образования.
2. Выявить психологические особенности детей с задержкой психического развития.
3. Изучить принципы коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками.
4. Исследовать особенности развития познавательной и эмоционально-волевой сфер у детей с задержкой психического развития
5. Провести опытно-экспериментальную работу по внедрению коррекционно-развивающих программ для младших школьников с задержкой психического развития.
6. Проанализировать результаты экспериментальной работы и сделать выводы по гипотезе исследования
В ходе исследования были использованы теоретические и эмпирические методы исследования.
Теоретические методы исследования: анализ психолого - педагогической, методической литературы по теме исследования.
Эмпирические методы исследования: эксперимент, наблюдение, диагностика.
Понятийно категориальный аппарат:
Обучение — это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие человека.
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Коррекционная педагогика — область педагогического знания, предметом которой является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей.
Коррекционно-развивающая программа – это индивидуально разрабатываемый для каждого ребенка комплекс мероприятий, направленных на восстановление или компенсацию его способностей к выполнению того или иного вида деятельности.
Для прохождения практической экспериментальной части было выбрано Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа № 1 города Бор Нижегородской области. Для осуществления эксперимента был определен 1 класс в количестве 24 человек. Дети ОВЗ – 2 человека (ЗПР).
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ