ОПЫТНО-ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Констатирующий эксперимент

Для прохождения практической экспериментальной части было выбрано Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа №1 города Бор Нижегородской области, директором которой является Шевцов Михаил Владимирович. Для осуществления эксперимента был определен 1 «В» класс в количестве 24 человек, из них 2 человека с ОВЗ. Классным руководителем данного класса является Смирнова Ирина Валентиновна.

Целью констатирующего эксперимента является выявление определенного направления инклюзивного образования.

В ходе консультаций с классным руководителем и школьным логопедом было принято решение рассматривать задержку психического развития, как направление инклюзивного образования.

Для получения необходимой информации производилось наблюдение за классом в учебное и внеурочное время, анализировались школьные принадлежности, взаимодействие детей друг с другом, изучение сопровождающей документации. Подобраны методики диагностики, которые позволят не только выявить задержку психического развития, но и особенности развития познавательной и эмоционально- волевой сфер. Диагностика состояла из блоков, в каждом определенные задания.

Таблица 3- Диагностические блоки ЗПР

Блок 1. Особенности памяти; Методика «Запоминания 10 слов» (по А.Р. Лурия)
Блок 2. Особенности внимания и работоспособности; Методика Пьерона — Рузера;
Блок 3. Особенности невербального и вербально-логического мышления; Методика для исследования уровня сформированности понятийного мышления (Л. С. Выготский- Л.С. Сахарова);
Блок 4. Понимание сложных логико-грамматических речевых конструкций; Понимание временных последовательностей и интервалов времени;
Блок 5. Практический; «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» (С. Д. Забрамная, О.В.Боровик).

Диагностика проводилась в течение недели в виде игры. Каждый день учащиеся получали письма с заданиями, которые они выполняли на переменах и во время группы продленного дня. Для проверки некоторых заданий требовалось время, поэтому не отказывали в помощи учителя начальных классов, психолог и логопед.

Результаты диагностики показали, что большинство учащихся класса продемонстрировали высокий результат. Результаты диагностики представлены в таблице 4.

Таблица 4- Результаты диагностики

  Блок 1. Блок 2. Блок 3. Блок 4. Блок 5. Всего
1. Всеволод А.            
2. Анастасия А.            
3. Артемий А.            
4. Лидия Б.            
5. София В.            
6. Валерия Г.            
7. Роман Д.            
8. Елизавета Е.            
9. Эмин И.            
10. Леонид К.            
11. Дмитрий К.            
12. Кристина К.            
13. Арина К.            
14. Вероника О.            
15. Кирилл Р.            
16. Софья С.            
17. Дмитрий С.            
18. Михаил С.            
19. Анастасия С.            
20. Диана Т.            
21. Роман М.            
22. Дмитрий П.            
23. Милана Ч.            
24. Юлия Ч.            
  Максимальное количество баллов: 25

 

Анализ исследования показал, что 13 учеников получили высокий результат, 9- средний, а 2 ученика – низкий. Полученные результаты представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Результаты диагностики на выявление ЗПР у младших школьников.

 
 
 

 

Формирующий эксперимент

 

В ходе диагностики выявлена задержка психического развития у 2 учеников. Данные ученики являются детьми ОВЗ. Несмотря на индивидуальные особенности каждого, они продемонстрировали примерно одинаковый результат.

Перед нами стоит цель разработка и апробация коррекционно- развивающего плана работы и проведения его для эффективности обучения и развития младших школьников. Составляем коррекционно-развивающую план работы с детьми с ЗПР, учитывая особенности ЗПР, основные принципы, индивидуальные и возрастные особенности учащихся. При составлении коррекционно- развивающего плана работы используется методы, приемы, коррекционно-развивающие программы. Перед разработкой плана консультируемся с классным руководителем, психологом и логопедом. При планировании коррекционно-развивающего плана работы следует учесть познавательную и эмоционально-волевую сферы. Занятие проводятся в течение 2 недель. Помимо плана проводится школьные, классные мероприятия. Особое внимание уделяется, как ребенок взаимодействует с одноклассниками во время парных и групповых работ на уроке, как учащиеся общаются на переменах. Рассмотрим коррекционно- развивающий план работы.

Таблица 5- Коррекционно- развивающий план работы с детьми с ЗПР

Темы Кол-во часов Содержание
1. Вводное занятие. Интересы. Увлечения.   Рассказ «Мои интересы»; Мероприятие «Музыкальные инструменты» (Приложение А);
  Эмоции и чувства. Взаимоотношение с родителями.   Невербальные игры: «Изобрази сказку», «Давление», «Тихий разговор», «Подарок другу», «Передача чувств» (Приложение Б); Мероприятие с родителями «Душевный разговор»
3. Развитие памяти, внимания, мышления.   Упражнения и игры: «Играйка-собирайка», «Отгадай по карточке», «Подбирай, называй, запоминай», «Найди пару», «Лабирнты»; Интерактивная игра «Морские обитатели»; Беседа с пазлами;
4. Коррекция и развитие речи. Общение.   Подготовка артикуляционного аппарата: «Сказка о Веселом язычке»; Игры: «Отхлопай слово», «Паровозик», «Узнай по голосу», «Повтори»; Мероприятие «По дороге вежливых слов»
5. Отношения к окружающему миру.   Мероприятие «Дружба» (Приложение В); Лепка животных; Игры: «Клубочек», «Гусеница»; Создание плаката с классом «Мы едины».

 

Чтобы преступить к проведению занятий по коррекционно-развивающему плану, необходимо было провести консультацию с родителями. На консультации присутствовали родители учащихся с ЗПР с классным руководителем. В ходе обсуждения родители решили принять предложения и поучаствовать в эксперименте. Родители получили рекомендации, как взаимодействовать с детьми с ЗПР (Приложение Г).

Контрольный эксперимент

Цель контрольного эксперимента – доказать эффективность проделанной работы, обобщить результаты, сделать выводы. Для того, чтобы понять как повлияла коррекционно-развивающая работа с учащимися младшего школьного возраста с ЗПР, был проведен диагностический срез по той же методике, что и на констатирующем этапе эксперимента, но участвовали только учащиеся с ЗПР.

Таблица 6 - Результаты диагностического среза

Учащиеся с ЗПР Блок 1. Блок 2. Блок 3. Блок 4. Блок 5. Всего
1. Всеволод А.            
2. Леонид К.            
Максимальное количество баллов: 25

Коррекционно-развивающая работа дала свои результаты, как можно заменить, что значительно увеличились результаты учащихся с ЗПР. Первый учащийся с ЗПР достиг среднего уровня. Это доказывает, что целенаправленная коррекционно-развивающая работа приводит к положительным результатам. Можно отметить, что ребенок делал задания не только правильно и намного быстрее. Сравнительные результаты первого учащегося с ЗПР (Всеволода А.) констатирующего и контрольного этапа представлены на рисунке 2:

Рисунок 2- Сравнительные результаты первого учащегося с ЗПР (Всеволода А.) констатирующего и контрольного этапа

Второй учащийся продемонстрировал достаточно прогрессивный результат, в отличие от прошлого, но остался на низком уровне, поскольку средний уровень начинается с 10-22 баллов. Но можно заметить сдвиг и ребенок делал задания намного быстрее, чем в первый раз. Сравнительные результаты второго учащегося с ЗПР (Леонид К.) констатирующего и контрольного этапа представлены на рисунке 3:

Рисунок 3- Сравнительные результаты второго учащегося с ЗПР (Леонид К.) констатирующего и контрольного этапа представлены на рисунке 3:

Таким образом, можно сделать вывод, что каждому учащемуся с ЗПР необходимо разрабатывать и проводить коррекционно-развивающую работу индивидуально. Разработанный коррекционно-развивающий план более эффективно повлиял на обучение и развитие первого учащегося с ЗПР (Всеволода А.). Поскольку ребенок быстро адаптировался к новым условиям и занимался с удовольствием. По мнению классного руководителя, ему не хватает внимания со стороны родителей. Коррекционно-развивающая работа смогла не только обучать и развивать младшего школьника, но и помогло наладить отношение с родителями.

Диагностика продемонстрировала, что у каждого учащиеся с ЗПР были блоки заданий, с которыми они не смогли справиться. Первый учащийся (Всеволод А.) набрал всего 3 балла из 25 баллов возможных. По данным диагностики у него были сложности с заданиями, которые опирались на особенности памяти, внимания, работоспособности, невербального и вербально-логического мышления. Мальчик больше проявил себя в 4 блоке, который предполагал понимание сложных логико-грамматических речевых конструкций.

В процессе коррекционно-развивающей работы показатели увеличились до среднего уровня. За повторный срез после проведенной двухнедельной работы Всеволод А. набрал из 25 баллов 16 баллов. Учащийся набрал максимальный балл по 4 блоку, который отвечал за речь. Прогресс показал еще блок 1 и блок 5, которые отвечали за особенность памяти и практическую деятельность. Как можно заметить, что прогресс есть, довольно обширный, но идеальный. Поскольку для лучшего прогресса необходимо длительная коррекционно-развивающая работа.

Если рассматривать, как повлияла коррекционно-развивающая работа на второго учащегося (Леонид К.), то можно отметить, что он немного отстает от первого учащегося (Всеволода А.). В диагностике набрал 4 балла из 25 баллов. Были задания, которые он не смог сделать. Данные задания опирались на особенности внимания и работоспособности, невербального и вербально-логического мышления. Самый высокий результат был набран по 5 блоку практическому, учащийся из 5 баллов набрал 2 балла. После проведения коррекционно- развивающий работы ученик повысил свой результат, набрав по всем блокам баллы, но, к сожалению, он остался на низком уровне, поскольку с 10 баллов начинается средний уровень, а у него лишь 9 баллов. Но можно заметить прогресс, хотя если сравнивать с первый учеником, он менее заметный. Есть предположение, что план нуждается в корректировке к данному ученику, ребенок был менее активен и достаточно долго находились точки соприкосновения с родителями и учеником, что могло затормозить процесс.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми ЗПР была эффективна для процесса обучения и развития младших школьников.

 

Выводы по 3 разделу

Нами была проведена работа на базе средней школы №1. В нашем исследовании эффективность применения коррекционно-развивающих программ в условиях инклюзивного образования участвовали обучающиеся первого класса, в количестве 24 человек, из них 2 ученика ОВЗ.

Диагностика на выявление ЗПР проводилась в течение недели в виде игры, каждый день был новый блок, который в свою очередь диагностировал особенности познавательной и эмоционально-волевой сфер у младших школьников.

В результате диагностики выявлены 2 ученика с ЗПР, для их развития и обучения была разработана коррекционно-развивающая работа на срок 2 недели. Администрация школы позволила проводить занятия во внеурочное время, предоставив кабинет. Классный руководитель в свою очередь консультировала и позволяла давать учащимся с ЗПР другие задания для них во время мероприятий. Это позволила больше уделить времени на коррекционно-развивающую работу. Проводимые занятие для учащихся с ЗПР включали в себя мероприятия, игры, консультации, беседы, интерактивные путешествия, логопедические упражнения и т.д.

Каждое проводимое занятие опиралась на блоки диагностики, методы и приемы с детьми ЗПР, рассмотренные программы, которые были основой плана коррекционно-развивающей работы. Каждое новое занятие начиналось с того, что ученик делился, как себя он себя чувствует, какие эмоции испытывает, что его злит или чем он недоволен. На первых занятиях находился подход к каждому ученику ЗПР, а именно увлечения, интересы, что хочет и что любит. На последующих занятиях ребенок учиться выражать свои эмоции при помощи игры. В этот период затрагивается взаимодействия ученика с его родителями, производятся консультации с учащимся вместе с родителями, отдельная консультация с родителями и классным руководителем.

Развитие памяти, внимания, мышления происходит со всем классом, но и индивидуально. Основа взята из программ, но подобраны такие игры и задания, которые интересны учащимся. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в любой игре, было желание сделать задание и достигнуть желаемого.

На занятиях коррекции и развитие речи помогал школьный логопед, а также проводились мероприятия с классом, которые касались толерантности, вежливости, доброжелательности при общении с взрослыми, с одноклассниками. Отношение к окружающему миру неотъемлемая часть жизнь, поэтому проводились занятия с классом, индивидуальные, на которых дети раскрывали себя и как они относятся к окружающему миру. После это проводились игры, мероприятия, акции и т.д.

После эксперимента проводился диагностический срез с учащимися с ЗПР. Диагностика показала, что результаты значительно повысились, первый ученик (Всеволод А.) набрал 16 баллов из 25 баллов и смог перейти на средний уровень. Второй ученик (Леонид К.) из ранее 4 набрал 9 баллов из 25 возможных баллов. Заметим, что результаты видны, но у одного они более явные, поскольку ребенок быстро адаптировался, другому понадобилось больше времени. Поскольку коррекционно-развивающая работа была запланирована лишь на 2 недели, то можно сказать, что она была эффективна за столь короткий срок. Чтобы достичь большего результата, необходимо разработать длительный план коррекционно-развивающей работы, чтобы увидеть больший прогресс. Коррекционно-развивающая работа будет эффективна тогда, когда она будет своевременно проведена, в ней будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей. Проведение коррекционно-развивающих работ с детьми младшего школьного возраста с ЗПР, благоприятно повлияло на динамику развития.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данного исследования являлось разработка и апробация индивидуального коррекционно- развивающего плана работы и проведения его для эффективности обучения и развития младшего школьника в условиях инклюзивного образования.

В ходе исследование была изучена теоретическая основа изучения проблемы инклюзивного образования, которая в свою очередь в настоящее время развивается и совершенствуется. Инклюзивное образование для России находится в стадии становления. Внедрение инклюзивных технологий началось в России только в 90-е годы прошлого века. Особое место в инклюзивном образовании занимает задержка психического развития, поскольку замечается тенденция неуспеваемости как результат развития учащегося.

В период изучения ЗПР у младших школьников, проводилась диагностика с учетом особенностей данного направления. Диагностика разработана в виде блоков, которые охватывали познавательную и эмоционально-волевую сферы. Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь. Поэтому диагностика касалась всех этих составляющих.

Перед диагностикой проводилось родительское собрание, чтобы объяснить родителям мотив действий, значимость каждого ребенка, значение «инклюзивное образование», «задержка психического развития». С детьми у которых дети с ЗПР проводились консультации, участвовали в коррекционно-развивающей работе.

После выявление ЗПР была разработана коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками. При составлении плана работы учитывали методы, приемы и рассматривались на примере программ с детьми ЗПР, консультации с логопедом, психологом, классным руководителем. Занятие проводились четко по коррекционно-развивающему плану работы, индивидуально и совместно с классом. Классный руководитель, родители помогали в проведении работы с детьми с ЗПР. Коррекционно- развивающая работа с учениками с ЗПР привела к положительным результатом. Но прогресс есть, но он требует больше времени, поскольку 2 недели это слишком мало. Лучше проводить коррекционно-развивающую работу на более длительный срок. Важно, чтобы ребенок шел на контакт, для этого нужно расположить ребенка к себе, узнать его интересы, что он любит, а что нет, данная информация поможет скорректировать работу и сделать ее более продуктивной.

Можно сделать вывод, что применение коррекционно-развивающих программ эффективно скажется на развитии младших школьников в условиях инклюзивного образования.

Для проверки гипотезы о том, что использование правильно подобранных коррекционно-развивающих программ эффективно скажется на процесс развития ребенка ОВЗ в условиях инклюзивного образования был проведен эксперимент. Теоретически обоснованные положения, приведенные в исследовании, результаты педагогического эксперимента позволяют сделать вывод о подтверждении выдвинутой гипотезы: предполагается, что разработанная коррекционно-развивающая работа эффективно сказывается на развитии и обучении младших школьников с ЗПР. Проводимые мероприятия и занятия продуктивно повлияли на деятельности ребенка. Коррекционно-развивающая работа с учащимися, имеющие задержку психического развития, будет иметь результат, если: план работы будет систематизирован и направлен на получение результата, проводимая работа сопутствовала с консультациями для родителей с ЗПР, учитывались индивидуальные и возрастные особенности учащихся, ребенок с ЗПР идет взаимодействует и стремиться выполнять задания.

Таким образом, цель исследовательской работы была достигнута, все задачи исследования решены, гипотеза подтверждена теоретически и экспериментально.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: