Понятие и виды торговой деятельности. Общая характеристика Закона о торговой деятельности




ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Понятие и виды торговой деятельности. Общая характеристика Закона о торговой деятельности

Требования к организации и осуществлению торговой деятельности

3. Антимонопольное регулирование торговой деятельности

Особенности размещения нестационарных торговых объектов. Организация и виды ярмарок

5. Понятие розничного рынка и его виды

6. Субъекты розничного рынка

7. Организация розничного рынка

 

• Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ

• ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2006 г. N 271-ФЗ

• Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечни отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены …» от 15.07.2010 г. № 530

• Заключение Министерства экономического развития РФ «Об оценке положений Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 30.06.2012 г.

• Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров. Согласован с ФАС России 14.12.2012 г.

 

 

Понятие и виды торговой деятельности. Общая характеристика Закона о торговой деятельности

 

Торговая отрасль имеет огромное значение для экономики страны, она является лидером по обеспечению занятости для населения: общая численность занятых в ней в 2013 г. составила более 12,4 млн. человек – 18,3% от среднегодовой численности по видам экономической деятельности; она традиционно является местом или способом занятости для высвобождаемых из производственных секторов работников[1].

Несмотря на значимость данной отрасли для экономики страны, у нас долгое время отсутствовала правовая база о торговой деятельности. В Концепции развития законодательства РФ на период 2008–2011 г.г., утвержденной Торгово-промышленной палатой РФ, констатируется, что в России нет единого законодательного акта прямого действия, определяющего общие основы регулирования торговли. Отдельные нормы, затрагивающие отношения в этой сфере, содержатся в гражданском законодательстве, законодательстве о защите прав потребителей, техническом регулировании, лицензировании и т.д. Они дополняются более чем 600 подзаконными актами. Данный вывод характерен и для современного периода.

Принятый 28 декабря 2009 г. Федеральный закон N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговой деятельности), вступивший в силу с 1 февраля 2010 г., по идее законодателя должен был устранить существовавший правовой вакуум и выступить в качестве системообразующего акта[2]. Однако сфера его применения ограничена, так как,

во-первых, из под его воздействия выведены отношения, связанные с организацией и осуществлением: внешнеторговой деятельности; деятельности по проведению организованных торгов; деятельности по продаже товаров на розничных рынках; купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов, товаров, ограниченных в обороте[3];

во-вторых, его нормы рассчитаны только на продажу продовольственных товаров;

Под продовольственными товарами понимаются продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки;

в-третьих, его нормы предназначены для урегулирования отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность (далее – Покупатель) и хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставку производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи (далее – Поставщик). В качестве хозяйствующих субъектов (далее – ХС) могут выступать коммерческие юридические лица, индивидуальные предприниматели и потребительские кооперативы, производящие или перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию. Отношения между указанными лицами облекаются в договор поставки или договор контрактации[4]. Таким образом, из круга субъектов, на который распространяется Закон о торговой деятельности, исключены непосредственные потребители продовольственных товаров. На отношения с их участием распространяются нормы ГК РФ, Закон РФ «О защите прав потребителей» и другие нормативные правовые акты.

К Покупателям и Продавцам относятся в том числе дилеры и дистрибьюторы[5]. Дилерские и дистрибьюторские договоры находят широкое применение на практике, хотя в законодательстве существует правовой вакуум относительно статуса указанных лиц. В порядке исключения можно назвать Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, где под дилерской деятельностью признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам.

На практике дилеры работают не только с ценными бумагами, но и с иными товарами. К признакам дилерской деятельности относят: 1) дилеры всегда действуют в собственных интересах, а не в интересах клиентов; 2) целью их деятельности является перепродажа товаров; 3) их действия всегда спекулятивны – прибыль складывается из разности между продажной и покупной ценой товара, а не из вознаграждений клиентов, как у брокеров; 4) дилер всегда выступает в торговом обороте в качестве торговца, а не как посредник[6].

Дистрибьютор – торговая организация, осуществляющая оптовую закупку товаров с целью последующего их сбыта покупателям на региональных рынках. Он выстраивает систему продаж и заинтересован в максимальном объеме реализации без предпочтения к конкретному виду продукции; интерес производителя состоит в том, чтобы в максимальном объеме и в кратчайшие сроки реализовывалась именно его продукция, так как от этого зависит прибыль, развитие и рост производства. Содержать большую структуру отдела продаж для производителя невыгодно, поэтому зачастую он отдает предпочтение профессиональным компаниям, которые осуществляют продажи, закупая при этом у производителя продукцию большими партиями[7].

По дистрибьюторскому договору одна сторона (дистрибьютор) в рамках ведения предпринимательской деятельности обязуется приобретать товар у другой стороны (поставщика) и осуществлять или организовывать его продвижение на определенной территории, а поставщик обязуется не поставлять товар для реализации на этой территории самостоятельно или при участии третьих лиц, в том числе не продавать товар третьим лицам для распространения на этой территории[8].

Как отмечается в Заключении Министерства экономического развития РФ от 30 июня 2012 г. «Об оценке положений Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», на долю канала продаж через дистрибьюторов может приходиться более 80 процентов всех поставок продовольственных товаров производителей. Ограничительные требования, установленные в законе, сужают сферу посреднических операций. В связи с этим были высказаны предложения (в т.ч. и ФАС России) о необходимости вывода данных операций из-под действия Закона о торговой деятельности[9].

Под сферу действия статей 13 и 14 Закона о торговой деятельности не подпадают также отношения между Покупателем и Продавцом, выручка которых (их группы лиц, определяемой в соответствии с антимонопольным законодательством) от реализации товаров за последний календарный год не превышает 400 млн.руб.

Закон о торговой деятельности из числа Покупателей выделяет торговые сети, устанавливая для них более повышенные требования (см. п. 3 ч. 1 ст. 5, ст. 9, ч. 1 ст. 13, ч. 1 ст. 14). В то же время, положения статей 13 и 14 не распространяется на Покупателей, совокупная выручка от реализации товаров в рамках одной торговой сети за последний календарный год не превышает 400 млн.руб.

Торговая сеть–совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании ХС или нескольким ХС, входящим в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции», или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым обозначением или иным средством индивидуализации.

Например, торговая сеть автосалонов автомобилей различных торговых марок, объединенная по признаку общего собственника этих автосалонов, осуществляющих их централизованное управление (холдинг); торговая дилерская сеть автосалонов, объединенная по признаку единой торговой марки («Мерседес», «Форд» и т.д.), каждый из автосалонов которой имеет отдельного собственника и самостоятельно осуществляет управление своей деятельностью в пределах рекомендаций и требований, предъявляемых владельцем торговой марки.

На практике часто одно и то же торговое предприятие одновременно является торговым объектом в нескольких торговых сетях. Например, автомобильный салон определенной торговой марки одновременно может входить в торговую сеть владельца торговой марки (что обеспечивает ему возможность использования последних передовых технологий продаж и обслуживания автомобилей) и быть элементом сети единого собственника торговой сети автомобильных салонов, осуществляющего продажу и обслуживание автомобилей различных торговых марок (что значительно повышает его конкурентоспособность на рынке автомобильной продукции за счет высокого профессионализма сотрудников, возможностей использования преимуществ корпоративного управления и т.д.)[10].

Торговый объект, в свою очередь,– здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Закон о торговой деятельности определил, что торговая деятельность – вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров. К торговой деятельности данный закон относит оптовую торговлю – вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, и розничную торговлю – вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В Методических рекомендациях по совершенствованию правового регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов Российской Федерации от 23 марта 2015 г. № ЕВ-5999/08 Минпромторга России к видам торговой деятельности отнесена также мелкорозничная торговля – торговая деятельность, осуществляемая с использованием нестационарных торговых объектов, мобильных торговых объектов, а также развозная и разносная торговля, и торговля на ярмарках, праздничных и иных разовых массовых мероприятиях.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. № 771-ст, выделяет и мелкооптовую торговлю.

Отнесение вида деятельности к оптовой или розничной торговле влечет определенные правовые последствия: заключение различных договоров с контрагентами, применение разного режима налогообложения[11].

Закон о торговой деятельности направлен на урегулирование двух видов отношений: во-первых, отношений, возникающих между Покупателями и Поставщиками; во-вторых, отношений, возникающих между органами государственной власти, органами местного самоуправления и ХС в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности. В связи с этим в юридической литературе было отмечено, что данный закон носит смешанный характер, соединяя в себе нормы частноправового и публично-правового регулирования. С одной стороны, он устанавливает правила заключения и исполнения гражданско-правовых договоров, с другой – содержит нормы, касающиеся антимонопольного регулирования, государственного и муниципального контроля и надзора в области торговой деятельности[12].

С данным выводом сложно согласиться, поскольку Закон о торговой деятельности не содержит норм о заключении и исполнении гражданско-правовых договоров, – он императивно предписывает определенные правила поведения ХС при организации торговой деятельности, а также при ее осуществлении на стадии заключения договора поставки. В связи с этим данный закон по своей направленности в большей мере является публично-правовым. Аналогичной точки зрения придерживается и Л.В. Андреева[13].

Как следует из Закона о торговой деятельности, целями его принятия являются:

1) обеспечение единства экономического пространства в РФ путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности; 2) развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров; 3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов, баланса экономических интересов Покупателей и Поставщиков, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения; 4) разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

В юридической литературе справедливо отмечается, что данные цели закона неконкретны и могут распространяться на любой другой правовой акт в сфере торговой деятельности[14]. Более того, отдельные заявленные цели принятия Закона о торговой деятельности не достигнуты на стадии его принятия, другие же – на стадии исполнения. Прежде всего, в законе весьма поверхностно описаны права и обязанности Покупателей и Продавцов при организации и осуществлении торговой деятельности (ст. 8), хотя установление требований к организации и осуществлению торговой деятельности выступает по данному закону и методом государственного регулирования торговой деятельности (ст. 4); во-вторых, на стадии принятия закона нарушен баланс экономических интересов Покупателей и Продавцов в пользу Покупателей путем легализации вознаграждения за поставку «определенного количества» продовольственных товаров; в-третьих, на стадии исполнения закона не выявлено его влияние на развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения и т.д.[15]

Закон о торговой деятельности также предусматривает методы государственного регулирования торговой деятельности: 1) установление требований к ее организации и осуществлению; 2) антимонопольное регулирование в этой области; 3) информационное обеспечение в этой области; 4) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в этой области.

В условиях законодательной неопределенности относительно понятия «методы государственного регулирования предпринимательской деятельности», когда происходит смешение понятий – методы, формы, способы, средства, инструменты и т.д. государственного регулирования предпринимательской деятельности[16], весьма сложно дать оценку о правомерности использования указанных «методов». Но в любом случае к таковым не может относиться информационное обеспечение торговой деятельности, поскольку оно представляет собой особый вид целенаправленной деятельности, обслуживающей как сферу торговли, так и управление ею[17]. Что касается государственного контроля (надзора), муниципального контроля в сфере торговой деятельности, то нормы Закона о торговой деятельности являются «пустыми», так как носят отсылочный характер, не предусматривая каких-либо особенностей по сравнению с положениями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Содержание Закона о торговой деятельности свидетельствует, что он фактически посвящен вопросам: правилам поведения ХС при организации торговой деятельности, а также при ее осуществлении на стадии заключения договора поставки, а также требованиям по заключению и исполнению договора поставки продовольственных товаров (ст. 8-9); особенностям размещения нестационарных торговых объектов (ст. 10) и ярмарок (ст. 11); антимонопольного регулирования торговой деятельности (ст. 13, 14, 15).

Торговой деятельности как виду предпринимательской деятельности наряду с Законом о торговой деятельности посвящен также Федеральный закон «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ (далее – Закон о розничных рынках), нормы которого направлены на упорядочение отношений на розничных рынках. В отношении вопросов организации торговой деятельности ХС, касающихся упорядочивания отношений с участием потребителей, и не относящихся к розничным рынкам, специальное законодательство до настоящего времени еще не принято (если не брать во внимание Закон РФ «О защите прав потребителей»).

В целом можно прийти к выводу, что несмотря на предпринятые попытки по усовершенствованию торгового законодательства, оно все еще носит отрывочный, противоречивый характер, по сути своей является несистематизированной совокупностью юридических норм, которые не дают представления о системе организации торговой деятельности и ее основных элементах[18].

Как отмечается в литературе, такое пренебрежительное отношение к торговле как виду человеческой деятельности сложилось уже в Древнем Риме, в котором данным видом деятельности занимались рабы, вольноотпущенники и иностранцы. Такое отношение к торговле во многом не изжито и до настоящего времени. Между тем, по статистическим данным торговля вносит большой вклад в создание ВВП (около 20 %)[19].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: