Торговая деятельность может осуществляться как в стационарных, так и нестационарных торговых объектах. Закон о торговой деятельности устанавливает только некоторые правила по размещению нестационарных торговых объектов и требования к организации ярмарок и продажи товаров на них, обойдя вниманием стационарные торговые объекты и правила продажи в них.
Нестационарный торговый объект – торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанный прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (ст. 2).
В Методических рекомендациях по совершенствованию правового регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов РФ, утвержденных Министерством промышленности и торговли РФ от 23 марта 2015 г. № ЕВ-5999/08, уточнена терминология нестационарных торговых объектов в соответствии с современными требованиями рынка. Нестационарные торговые объекты – торговые объекты, не являющиеся объектами недвижимости, представляющие из себя сооружения или конструкции без колес и без функции постоянного перемещения. Они классифицированы на:
– некапитальные торговые объекты – сооружения, не являющиеся объектами недвижимости, используемые для предпринимательской торговой деятельности, устанавливаемые или возводимые на длительный срок, демонтаж которых невозможен без причинения им такого ущерба, в результате которого теряются свойства объекта);
– киоски и торговые автоматы (небольшие, до 20 кв.м. торговые объекты без зала обслуживания покупателей, используемые для предпринимательской торговой деятельности, хотя и занимающие определенное место на длительный срок, но переносимые на другое место посредством технических средств без потери их свойств и качеств);
|
– постоянно действующие лотки, уличные холодильники для мороженого и прохладительных напитков (не на колесах), сезонные кафе, конструкции для продажи плодоовощной продукции при стационарных магазинах, временные конструкции и площадки (торговые объекты, представляющие из себя легкие, в том числе сборно-разборные конструкции с возможностью неоднократного использования в разных местах, используемые субъектами предпринимательской деятельности).
Кроме того, обозначены мобильные торговые объекты:
– объекты развозной торговли – торговые объекты на колесах (на базе автомобиля, прицепа, велосипеда);
– мобильные торговые объекты на базе транспортных средств – поставленные на учет в установленном порядке ТС, специально оборудованные для торговой деятельности (автомагазины, автолавки, автокафе, автоцистерны, автоприцепы);
– мобильные торговые объекты, приводимые в движение мускульной силой человека – велосипеды.
Нестационарная торговля оказывает весомое влияние на развитие малого бизнеса, на развитие самозанятости в целом, – в России насчитывается порядка 200 тыс. нестационарных объектов круглогодичного размещения (лотки, павильоны, киоски) и около 60 тыс. нестационарных торговых объектов сезонного размещения (летнее кафе, бахчевые развалы, сезонные лотки и елочные базары). На 2014 г. число граждан, непосредственно стоящих за прилавками в данных торговых объектах, оценивается в более чем 1.5 млн.человек, без учета иных трудовых ресурсов (рабочий персонал, работники компаний-поставщиков и др.), привлеченных тем или иным образом в данную сферу, и самих предпринимателей.
|
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем 60 процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.
Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте (торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения), в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством РФ.
|
В Методических рекомендациях по совершенствованию правового регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов РФ указаны варианты юридического оформления размещения нестационарных торговых объектов: договор аренды земельного участка; договор на размещение (эксплуатацию) нестационарного торгового объекта. Первую форму рекомендуется применять для киосков, павильонов, торговых автоматов, сезонных кафе, бахчевых развалов, елочных базаров и прочих объектов, являющихся сооружениями, не демонтируемыми и не вывозимыми с места по итогам торгового дня, а также для лотков сезонного и круглогодичного размещения (постоянно размещаемым на одном и том же месте). Договор на размещение (эксплуатацию) нестационарного торгового объекта рекомендуется заключать в тех случаях, когда градостроительные нормы и нормы земельного законодательства не позволяют формирование земельного участка и предоставление его в аренду.
Договор на размещение (эксплуатацию) нестационарного торгового объекта относится к категории непоименованных договоров. Из Методических рекомендаций не ясно, что будет выступать в качестве его предмета и иных существенных условий.
В указанных рекомендациях закреплен принцип – «меняется место – сохраняется бизнес».
В Законе о торговой деятельности отсутствует определение ярмарки. Данный пробел устранен в Методических рекомендациях ярмарочной торговли в РФ, утвержденных Минпромторгом России 3 марта 2015 г. № ЕВ-3949/08. Ярмарка – самостоятельный торговый формат, представляющий собой ограниченное во времени, как правило, периодически повторяющееся торговое или торгово-праздничное мероприятие, организуемое в заранее определенном месте (на ярмарочной площадке), с установленным временем и сроком проведения, а также периодичностью (для регулярных ярмарок), на котором множество продавцов (участников ярмарки) предлагают покупателям товары (работы, услуги) в соответствии с типом (специализацией) ярмарки.
В Методических рекомендациях ярмарочной торговли в РФ подчеркивается значимость ярмарки, которые являются эффективным бизнес-инкубатором – инфраструктурой, позволяющей с минимальными затратами и рисками начинающему предпринимателю открыть торговое дело, а небольшому производителю – открыть или расширить производство с гарантированным сбытом.
Ярмарки подлежат определенной классификации: в зависимости от периодичности их проведения выделяют регулярные и разовые ярмарки; в зависимости от товарной специализации – универсальные и специализированные.
Ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, иными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее – организатор ярмарки).
Организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления торговых мест на ярмарке. Он опубликовывает в средствах массовой информации и размещает на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о плане мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров на ней.
Торговые места на ярмарке предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также гражданам (в том числе гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством).
Размер платы за предоставление оборудованных торговых мест на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (уборка территории, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги), определяется организатором ярмарки с учетом необходимости компенсации затрат на организацию ярмарки и продажи товаров на ней.