В соответствии со ст. 13 Закона о торговой деятельности Покупателям-торговым сетям и Поставщикам запрещается:
1) создавать дискриминационные условия, определяемые в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции»,
2) создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других ХС.
Данные действия могут проявляться, в том числе, посредством взимания с Поставщиков различной платы за идентичные по своей природе, содержанию и объему услуг по рекламированию товаров путем демонстрации образцов товаров[33];
3) нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования;
4) навязывать контрагенту условия:
а) о запрете на заключение ХС договоров поставки продовольственных товаров с другими ХС, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими ХС на аналогичных или иных условиях;
б) об ответственности за неисполнение обязательства ХС о поставках продовольственных товаров на более выгодных условиях, чем условия для других ХС, осуществляющих аналогичную деятельность;
в) о предоставлении ХС контрагенту сведений о заключаемых данным ХС договорах с другими ХС, осуществляющими аналогичную деятельность;
г) о снижении Поставщиком цены продовольственных товаров до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже ХС, осуществляющими аналогичную деятельность;
д) о возврате Поставщику продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством РФ.
ФАС России в письме «О разъяснении части 1 статьи 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 15 июля 2010 г. № ИА/22313 указал, что согласно п. 3.11.8 Санитарных правил и норм «Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий» СанПиН 2.3.4.545-96, утвержденных постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 25 сентября 1996 г. № 20, по истечении сроков, указанных в данном пункте, продажа хлеба и хлебобулочных изделий запрещается, и они подлежат изъятию из торгового зала и возвращаются поставщику как черствые. В связи с этим включение в договор указанного условия не является нарушением запрета, установленного ч. 1 ст. 13 Закона о торговой деятельности.
|
В отношении данного ограничения высказана правовая позиция арбитражных судов: посредством указанной нормы осуществляется защита конкуренции путем ограничения навязывания невыгодных для контрагентов условий, а не запрет включения спорного условия в текст договора. Если не доказан факт навязывания условия о возврате непроданной продукции, то в этом случае нет оснований применять к Покупателю санкции[34];
е) иные условия, не относящиеся к предмету договора и(или) содержащие существенные признаки условий, предусмотренных выше в пунктах «а»–«д».
Данные запреты содержатся и в Федеральном законе «О защите конкуренции» (ст. 10). ФАС России в письме «О разъяснениях части 1 статьи 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 15 июля 2010 г. № ИА/22313 указала, что навязыванием контрагенту условий договора является направление ХС, осуществляющим торговую деятельность, договора с невыгодными для контрагента условиями, которые им правомерно оспариваются, однако данная организация отказывается или уклоняется от согласования и принятия предложений контрагента;
|
5) заключать между собой для осуществления торговой деятельности договор, по которому товар передается для реализации третьему лицу без перехода к такому лицу права собственности на товар, в том числе договор комиссии, договор поручения, агентский договор или смешанный договор, содержащий элементы одного или всех указанных договоров, за исключением заключения указанных договоров внутри одной группы лиц, определяемой в соответствии с ФЗ «О защите конкуренции», и (или) заключения указанных договоров между ХС, образующими торговую сеть, либо исполнять (реализовывать) такие договоры.
Антимонопольный запрет установлен и в ст. 14 Закона о торговой деятельности, суть которого заключается в следующем. Покупатель-торговая сеть (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает 25 процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта РФ, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения. Сделка, совершенная с нарушением данных требований, ничтожна.
|
Таким образом, закон запретил торговым сетям (ритейлерам) с 25- процентным участием доли рынка открывать новые магазины в регионе и они теряют возможность обходить этот запрет при помощи заключения договора коммерческой концессии (п. 1 ст. 1027 ГК РФ)[35].
Указанной нормой Закона о торговой деятельности определен порог доминирования, который противоречит ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции».
Предприниматели полагают, что подобный запрет практически не оставляет торговым сетям шанса развиваться в небольших городах и поселениях[36]. ФАС России, в свою очередь, считает, что в действующей редакции ст. 14 Закона о торговой деятельности ограничений и препятствий для развития сетей не создается, так как пороговое значение в 25 процентов достаточно условно: при наличии у сети доли, равной 24,9 процента, она имеет право приобрести любое количество торговых объектов в рамках одной сделки, тем самым увеличив свою долю вплоть до 100 процентов[37].
Законом о торговой деятельности установлены также антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности. Согласно ст. 15 закона данным органам запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В частности запрещается:
1) возложение на Покупателей, Поставщиков обязанности по участию в повторной (дополнительной по отношению к проведенной в соответствии с федеральными законами) проверке качества и безопасности товаров, в региональной или муниципальной системе качества товаров, за исключением случаев, если такая обязанность передана органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в установленном порядке;
2) понуждение Покупателей, Поставщиков к участию в прохождении контрольных и (или) разрешительных процедур, установленных нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами в дополнение к предусмотренным федеральными законами процедурам и являющихся условиями организации и осуществления торговой деятельности на территории субъекта РФ или муниципального образования (аттестация торговых объектов, аккредитация ХС, сертификатов соответствия, соответствие торговых объектов требованиям законодательства РФ);
3) понуждение Покупателей, Поставщиков продавать товары по ценам, определенным в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов РФ (за исключением случаев, если такие органы в установленном порядке наделены правом осуществлять государственное регулирование цен на товары) или органами местного самоуправления;
4) принятие иных нормативных правовых актов, решений, предусматривающих:
а) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров между субъектами РФ, между муниципальными образованиями в границах субъекта РФ;
б) введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов РФ, территориях муниципальных образований в границах субъектов РФ;
в) понуждение Покупателей к заключению в приоритетном порядке договоров поставки с определенными Поставщиками, Поставщиков – к заключению в приоритетном порядке договоров поставки с Покупателями;
г) установление для Покупателей ограничений выбора Поставщиков, а для Покупателей – ограничений выбора Покупателей;
д) дискриминацию Покупателей, Поставщиков в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.