Розничный рынок находится в ведении управляющей рынком компании, которая должна отвечать следующим требованиям:
1) должна являться юридическим лицом.
Закон о розничных рынках не уточняет организационно-правовую форму компании; она может быть создана, например, в форме ООО, АО, МУП, ФГУП. В отношении некоммерческих организаций закон в императивном порядке предписывает, что сельскохозяйственный кооперативный рынок может управляться только некоммерческой организацией – сельскохозяйственным потребительским кооперативом.
Предмет деятельности управляющей компании ограничен. Она (за исключением управляющей сельскохозяйственным кооперативным рынком) не вправе осуществлять деятельность по закупке товаров в целях их продажи на управляемом ею рынке (ч. 3 ст. 22 Закон о розничных рынках). Данное ограничение направлено на избежание конфликта интересов, то есть управляющая рынком компания должна управлять, а не торговать, иначе могут возникнуть злоупотребления с ее стороны при распределении торговых мест[39].
В то же время управляющая рынком компания кроме предоставления торговых мест может осуществлять иные виды деятельности, например, сдавать в аренду магазины, отдельные площади на них, предоставлять площади объектов недвижимости, расположенных на рынке, для размещения рекламы и др.;
2) должна состоять на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка;
3) должна иметь на законном основании объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация розничного рынка.
В Законе о розничном рынке не указано, на каком праве должно быть закреплено данное имущество за управляющей компанией. Представляется, что это может быть право собственности, право хозяйственного ведения, аренда;
|
4) должна иметь разрешение на право организации рынка.
Данное разрешениевыдается на основании Правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 марта 2007 г. N 148. Разрешение выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования.
Решение о предоставлении разрешения принимается органом местного самоуправления в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня поступления этого заявления, на основании плана, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта РФ и утвержденным органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта РФ и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта РФ в рынках того или иного типа.
Планом должны предусматриваться места расположения предполагаемых рынков, их количество и типы.
Заявителю может быть отказано в предоставлении разрешения по следующим основаниям: отсутствие права на объект или объекты недвижимости в пределах территории, на которой предполагается организовать рынок в соответствии с планом; несоответствие плану места расположения объекта или объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, а также типа рынка, который предполагается организовать; подача заявления о предоставлении разрешения с нарушением требований Закона о розничных рынках.
|
В разрешении указываются: наименование органа местного самоуправления, выдавшего разрешение; полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименования, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, место расположения объекта или объектов недвижимости, где предполагается организовать рынок; тип рынка; срок действия разрешения; идентификационный номер налогоплательщика; номер разрешения; дата принятия решения о предоставлении разрешения.
Разрешение выдается на срок, не превышающий 5 лет. В случае, если юридическому лицу объект или объекты недвижимости, где предполагается организовать рынок, принадлежат на праве аренды, срок действия такого разрешения определяется с учетом срока действия договора аренды.
Срок действия разрешения по его окончании может быть продлен по заявлению юридического лица. Действие разрешения может быть приостановлено в случае административного приостановления деятельности управляющей рынком компании в порядке, установленном КоАП РФ.
Разрешение на право организации розничного рынка сродни лицензии на право осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. Требование о получении данного разрешения управляющей компанией установлено исходя из публичных интересов.
Розничный рынок должен состоять из торговых мест, под которым понимается место (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведенное управляющей рынком компанией, используемое для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг).
|
Палатка – это легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.
Павильон – это строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.
Киоск в торговле – это оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас. Киоски сооружаются самостоятельно или внутри крупных общественных зданий.
Розничный рынок должен иметь паспорт безопасности – документ, определяющий соответствие рынка требованиям безопасности, в том числе антитеррористической безопасности. Требования к паспорту безопасности рынка изложены в постановлении Правительства РФ от 28 апреля 2007 г. № 255 «Об утверждении требований к оформлению паспорта безопасности розничного рынка и перечню содержащихся в нем сведений». В частности, в нем должны быть указаны следующие сведения: наименование рынка с указанием его типа; наличие разрешения на право организации рынка, выданного компании, с указанием даты, номера, срока действия и наименования органа, выдавшего указанное разрешение; ФИО руководителя компании и ее должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по предупреждению террористических актов, их номера рабочих и домашних телефонов; адрес рынка; количество торговых мест в соответствии со схемой размещения торговых мест; перечень видов товаров, реализуемых на рынке; наименование услуг (работ), оказываемых (выполняемых) на рынке; режим работы рынка; расчетная максимальная посещаемость рынка; численность работников по штатному расписанию, численность арендаторов торговых мест, численность продавцов; наличие инструкций о действиях службы охраны и работников рынка по предупреждению и ликвидации последствий террористических актов; наличие схем оповещения должностных лиц компании, органов внутренних дел, контрольных и надзорных органов, территориальных органов безопасности в случае совершения террористических актов; наличие схем эвакуации; наличие автоматизированных систем контроля и обеспечения безопасности; наличие медпункта и т.д.
К паспорту безопасности розничного рынка прилагаются также планы и схемы, разработанные совместно с согласующими органами: ситуационный план, на котором указываются линии застройки, границы участка и санитарно-защитной зоны рынка, расположенные на территории рынка здания, строения и сооружения, стоянки автотранспорта, места хранения взрывоопасных, химически опасных и пожароопасных материалов и товаров, расположение гидрантов (скважин, колодцев), подъездные пути, транспортные коммуникации на территории рынка, названия примыкающих к ней улиц; поэтажные планы расположенных на территории рынка зданий и сооружений, а также схемы размещения технологического и торгового оборудования; схемы инженерных коммуникаций рынка.
Орган государственной власти субъекта РФ формирует и ведет реестр рынков, в котором содержатся следующие сведения: номер разрешения; сведения, указанные в разрешении; основание и срок приостановления и возобновления действия разрешения; основание и дата аннулирования разрешения; основание и дата продления срока действия разрешения; основание и дата прекращения действия разрешения; иные определенные органом государственной власти субъекта РФ сведения.
Следующий субъект розничного рынка – это лица, намеренные осуществлять торговлю на розничном рынке. Закон о розничных рынках обозначает их как «лица, с которыми могут быть заключены договоры о предоставлении торгового места»): юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, гражданин (в том числе гражданин – глава крестьянского (фермерского) хозяйства, член такого хозяйства, гражданин, ведущий личное подсобное хозяйство или занимающийся садоводством, огородничеством, животноводством).
При заключении договоров о предоставлении торговых мест должны предоставляться следующие сведения:
1) сведения о заявителе: а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименования, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, – для юридических лиц; б) ФИО индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей; в) ФИО гражданина, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, сведения о гражданстве, реквизиты документа, подтверждающего ведение гражданином крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства или занятие садоводством, огородничеством, животноводством;
2) идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке заявителя на учет в налоговом органе;
3) срок предоставления торгового места и цели его использования;
4) перечень продавцов, привлекаемых заявителем, и сведения о них, включающие в себя ФИО физического лица, данные документа, удостоверяющего его личность, сведения о его гражданстве и правовые основания его привлечения к деятельности на рынке;
5) информация о товаропроизводителе, в том числе об осуществляемом им виде деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также о классе предполагаемых к продаже на рынке товаров в соответствии с номенклатурой товаров.
Форма договора о предоставлении торгового места устанавливается органами государственной власти субъектов РФ.
До недавнего времени в судебной практике неоднозначно оценивалась правовая природа договора на предоставление торгового места. Одни суды квалифицировали данный договор как договор на оказание возмездных услуг[40]; другие приходили к выводу, что договор о предоставлении торговых мест не поименован в ГК РФ, и, следовательно, суд может применить к нему положения Закона о розничных рынках[41]; ряд судов исходило из того, что данный договор по своей природе является договором аренды[42].
Вопрос о правовой природе договора на предоставление торгового места имел в большей мере практическое значение, так как споры между сторонами возникали чаще всего о правомерности управляющей компании изменения платы за предоставление торгового места и о периодичности такого изменения. Такой спор возникал в силу того, что Закон о розничных рынках содержит лишь общую норму о том, что цена договора о предоставлении торгового места определяется управляющей рынком компанией самостоятельно.
Неопределенность ситуации была разрешена Президиумом ВАС РФ, который в постановлении от 19 ноября 2013 г. по Делу № 8668/13 указал, что к договору на предоставление торгового места на розничном рынке применяются в том числе положения ГК РФ об аренде, а, следовательно, размер платы за предоставление торгового места на розничном рынке можно менять не чаще одного раза в год.
Более того, в данном постановлении сделан и другой важный вывод: если договором о предоставлении места на розничном рынке предусмотрена обязанность управляющей компании обеспечивать арендаторов энерго-, тепло- и водоснабжением, осуществлять ежедневную уборку общих мест территории рынка, организовывать охрану территории рынка, то к этому договору должны применяться не только правила о договоре подряда, но и договора на оказание возмездных услуг (гл. 39 ГК РФ).
Непосредственную торговлю осуществляет продавец – индивидуальный предприниматель, гражданин, которые заключили с управляющей рынком компанией договор о предоставлении торгового места и непосредственно осуществляют на торговом месте деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке, а также привлекаемые лицом, с которым заключен договор о предоставлении торгового места, для осуществления указанной деятельности физические лица.
Т.о., продавец – это физическое лицо; юридическое лицо не может выступать продавцом. Юридическое лицо заключает с управляющей рынком компанией договор на предоставление торгового места и осуществляет деятельность по продаже товаров (оказанию услуг, выполнению работ) с помощью привлеченного работника – продавца.
Предоставление торговых мест иностранным гражданам, зарегистрированным в качестве ИП, а также лицам, привлекающим иностранных работников в качестве продавцов, осуществляется управляющей рынком компанией с учетом установленной Правительством РФ допустимой доли иностранных работников, используемых на рынках.
Сокращение Правительством РФ допустимой доли иностранных работников, используемых на рынках, является основанием для прекращения трудового договора или досрочного расторжения гражданско-правового договора, заключенных с иностранным работником. Досрочное расторжение указанного гражданско-правового договора осуществляется без обращения в суд (п. 6 ст. 22 Закона о розничных рынках). Данное положение послужило основанием для обозначения закона, посвященного розничному рынку, столь «экзотическим» образом.
Продавцу управляющей рынком компанией выдается карточка продавца – документ, содержащий основные сведения о продавце:
1) наименование и тип рынка; 2) сведения о продавце, включающие в себя ФИО физического лица, данные документа, удостоверяющего его личность, сведения о его гражданстве и правовые основания его привлечения к деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке; 3) место расположения торгового места в соответствии со схемой размещения торговых мест; 4) сведения о лице, которому торговое место предоставлено по договору о предоставлении торгового места.
В карточку продавца также должна быть вклеена его фотография, за исключением случая осуществления такой деятельности на сельскохозяйственном рынке, сельскохозяйственном кооперативном рынке.
Кроме карточки продавца ему выдается нагрудная карточка с указанием ФИО, наименования лица, заключившего с управляющей рынком компанией договор о предоставлении торгового места. В личную нагрудную карточку должна быть вклеена фотография физического лица.
Управляющая рынком компания формирует реестр продавцов и реестр договоров о предоставлении торговых мест. Данные реестры выполняют, скорее всего, учетную функцию.
Одной из основных целей принятия Закона о розничных рынках является защита отечественного товаропроизводителя. Под нимпонимаются зарегистрированные юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а также гражданин (в том числе гражданин, – глава крестьянского (фермерского) хозяйства, член такого хозяйства, гражданин, ведущий личное подсобное хозяйство или занимающийся садоводством, огородничеством, животноводством). Данные лица одновременно должны отвечать признакам: а) осуществлять производство сельскохозяйственной продукции и б) осуществлять продажу товаров собственного производства. Иными словами, основным критерием для законодателя при определении понятия товаропроизводителя выступает реализация товаров собственного производства.