Закон о розничных рынках регулирует отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также устанавливает права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность (ст. 1).
Данный закон не распространяется на деятельность по продаже:
1) энергетических ресурсов на розничных рынках;
2) товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках, организуемых органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления вне пределов розничных рынков и имеющих временный характер.
Сфера данного закона шире, чем Закона о торговой деятельности, – под его воздействие подпадают как продовольственные, так и непродовольственные товары.
Розничный рынок – это имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места.
Из данного определения следует, что на розничном рынке может осуществляться деятельность по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг. Но, с другой стороны, в нем указаны только две правовые формы данной деятельности, – договор купли-продажи и договор бытового подряда; договор же на оказание возмездных услуг в нем не обозначен. В связи с этим все же не ясно, – может ли деятельность по оказанию возмездных услуг осуществляться на розничных рынках или нет?
На основе положений ст. 11 Закона о розничных рынках следует вывод, что основное отличие розничных рынков от ярмарок заключается в том, что ярмарки всегда носят временный характер и не «привязаны» к капитальным строениям. Розничные же рынки должны создаваться на базе капитальных объектов.
|
Как отмечается в литературе, выбор законодателем именно такого объекта обусловлен, во-первых, тем, что стационарность капитального, а фактически – недвижимого имущества позволяет государству более эффективно воздействовать на его собственника (одно дело бросить десяток-два контейнеров или боксов и начать новое дело где-нибудь в соседнем районе, другое – оставить капитальный объект, зарегистрированный в установленном порядке). Имеющее значительно более высокую ценность капитальное здание может стать объектом, на который могут быть обращены имущественные требования контрагентов, потребителей и т.д.; во-вторых, обеспечением безопасности, защиты жизни и здоровья людей, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, нормального и предсказуемого развития торговой инфраструктуры[38].
Закон о розничных рынках предусмотрел четыре возможных типа таких рынков:
– универсальный рынок– это рынок, на котором менее 80 процентов торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемого в соответствии с номенклатурой товаров, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли.
Термин «универсальный» означает – (от лат. universalis – общий, всеобщий): 1) разносторонний; всеобъемлющий; 2) пригодный для многих целей, выполняющий разнообразные функции.
|
Для потребителя понятие универсальный рынок означает то, что на таком рынке он может приобрести различные товары (например, продовольственные товары и бытовую технику).
Номенклатура товаров – это совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых данным продавцом или производителем. В настоящее время действует номенклатура товаров, утвержденная приказом Минэкономразвития России от 26 февраля 2007 г. N 56 «Об утверждении номенклатуры товаров, определяющей классы товаров (в целях определения типов розничных рынков)»;
– специализированный рынок – это рынок, на котором 80 и более процентов торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемого в соответствии с номенклатурой товаров. Например, строительных, продовольственных товаров и т.п.;
– сельскохозяйственный рынок – это специализированный рынок, на котором осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции.
Продажа сельскохозяйственной продукции на сельскохозяйственном рынке должна осуществляться в соответствии с «Перечнем сельскохозяйственной продукции, продажа которой осуществляется на сельскохозяйственном рынке и сельскохозяйственном кооперативном рынке», утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 мая 2007 г. N 297. Данный перечень включает в себя весь спектр товаров, производимых и изготовляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями, начиная от продуктов питания и заканчивая изделиями художественных промыслов и одеждой;
– сельскохозяйственный кооперативный рынок – специализированный сельскохозяйственный рынок, управление которым осуществляется управляющей рынком компанией, зарегистрированной в форме сельскохозяйственного потребительского кооператива, и на котором осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции в соответствии с «Перечнем сельскохозяйственной продукции, продажа которой осуществляется на сельскохозяйственном рынке и сельскохозяйственном кооперативном рынке», утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 мая 2007 г. N 297.