Сущность обучения физике через сюжетную линию героев настольной ролевой игры




Общая суть методики сводится к объяснению материала при помощи примеров, показанных в контексте фэнтези, контексте магического мира. Несмотря на кажущуюся ненаучность, такой подход работает ровно аналогично различным "чёрным ящикам" из уже существующих задач. Брошенное под углом к горизонту тело может быть огненным шаром, этот же огненный шар может разогреть газ в сосуде, который частично выйдет или заставит сосуд разорваться – ну а взрыв шара может толкнуть стоящего близко к пропасти персонажа, придав ему ускорение – и, возможно, столкнуть его так, что мы получим уже тело, падающее вертикально вниз.

Подход к проведению занятий в форме ролевой игры разделяется на два основных момента: организация базовых занятий (уроков объяснения нового материала, закрепления знаний, применения знаний на лабораторных работах) и интеграция ролевых элементов в проверочные, самостоятельные и контрольные работы. Им следует идти в комбинации: "интересные" контрольные после стандартных занятий могут не возыметь должного эффекта, тогда как "интересные" занятия, вылившись в стандартные письменные работы, могут вызвать в детях чувство предательства и отторжения. Процитировав один из источников вдохновения для составления задач: "Это, наверное, всё равно, что на День Рождения вместо торта поставить на стол кастрюлю с кашей" [17]. А поскольку любая игровая механика требует построения с детским коллективом доверительных, если даже не дружеских отношений (редкий ребёнок захочет играть со "злой училкой"), подобная ситуация крайне и крайне нежелательна.

Разрабатываемая мной методика проведения базовых занятий ещё не до конца проработана, однако я склоняюсь к использованию построения занятий, отличного от предлагаемых Министерством Образования календарно-тематических планирований. Я считаю целесообразным объединение занятий по каждой теме в т.н. "приключения" – цельные, но при этом поддающиеся корректировкам сюжеты, в которые в качестве диалогов, загадок и ситуаций будут вписаны информация и задачи изучаемого раздела. Оптика может предстать в качестве путешествия на некий демиплан, полный кристаллов, отражающих и преломляющих лучи, порой делая их смертоносными. Тепловые явления 8-го класса могут происходить в тундре или пустыне – и здесь же могут быть существа, атакующие холодом и огнём. Электрические явления могут рассматриваться на примере логова штормового гиганта или лаборатории изобретателя. Механика же и вовсе не имеет ограничений для применения.

В начале каждого раздела будет объяснена информация, аналогичная нескольким параграфам существующих учебников – сюжетно это может быть представлено как получение задания от какого-либо сюжетного персонажа, либо подготовка к предстоящей экспедиции. Лабораторные работы можно представить в виде боевых столкновений или загадок. Оставшаяся часть занятий, не предусматривающих письменных работ, будет посвящена продвижению по сюжету с сопутствующим решением возникающих задач.

В то время, как письменные работы, не являющиеся контрольными, могут быть просто вписаны в сюжет как отдельные этапы приключения, контрольные работы оптимально сделать некой конечной точкой приключения, будь то бой с боссом (в игровом сленге босс-монстрами называют особо сильных врагов, находящихся в конце уровня или сюжета) или иное крупное событие. И, как и подобает финалу, результат контрольной должен иметь отклик у детей. Я представляю текст контрольной работы в виде нескольких сюжетно взаимосвязанных задач, имеющих открытый финал. После проверки средний результат по классу оценивается и оглашается в виде "завершающей ноты": хороший средний результат означает удачное завершение приключения, тогда как контрольная, написанная плохо, будет означать провал – возможно, даже эмоционально тяжёлый провал вроде локальной катастрофы или гибели некоторых связавшихся с группой NPC. Иначе говоря, результат контрольной работы служит рефлексивным моментом, стимулирующим учащихся усерднее работать во время следующего приключения [18].

Среди преимуществ предлагаемой методики можно выделить:

1. Повышенный интерес учащихся. В то время, как сам предмет физики, как минимум, на первых порах всё так же может не привлекать учеников, игровой способ подачи учебного материала несомненно найдёт отклик среди тех детей, кто ещё не скатился полностью в сторону асоциального поведения. Со временем же прогнозируемо сработает принцип действия научно-популярной литературы – и ученики, ранее не проявлявшие к физике интереса, могут в неё "втянуться".

2. Развитие абстрактного и образного мышления. Применение в преподавании аналогий с волшебным миром одновременно позволяет проще представить модель, заявленную в задаче, и требует после провести аналогию с реальным миром. Систематическое применение данных инструментов способствует закреплению способностей к этому.

3. Возможность развития творческого мышления у обеих сторон учебного процесса. Очевидно, что дети, слушая "сказку" и предлагая варианты развития сюжета, развивают своё воображение. Но также способность к творчеству выходит на новый уровень и у преподавателя, который должен "писать" историю в соавторстве с детьми – а это, хоть и, возможно, будучи недооценённым в современном мире, является отнюдь не лишним качеством.

4. Относительная практико-ориентированность заданий. Хоть задания и представлены в магическом ключе, они всё ещё представляют собой отражение реальных вещей и событий. Более того, магия, в задачах, в основном, используется там, где иной неабстрактный концепт применить нельзя, либо там, где она служит лишь причиной начала событий. Соответственно, все преимущества "немагических" практико-ориентированных заданий будут применимы и здесь [19].

5. Защита от списывания. Как ни банально, все задачи, предлагаемые в школе сейчас, уже давно были кем-то решены так, что решение оказалось доступным в сети Интернет. Как показывает практика, школьники безбожно пользуются этим, переписывая решения заданий и не пытаясь даже мало-мальски в них вникать. Они не могут объяснить, что за величина указана в формуле; нередки случаи переписывания в тетрадь символов, появившихся из-за слетевшей кодировки; учебники, взятые к доске, светятся – в общем, ситуация удручает. Новые и, в особенности, заданные неявно (см. 2.3.3.) задачи вынудят детей к попыткам разобраться в задаче и, если уж списывать, то делать это, опираясь на аналогичные задачи, то есть, опять же говоря, разбираться.

Недостатки и ограничения методики:

1. Уязвимость к закостенелому мышлению. Новизна и кажущаяся несерьёзность метода могут привести, во-первых, к попустительскому отношению учеников, а во-вторых, к претензиям со стороны родителей или, как было лично у меня, администрации учебного заведения. И в то время как отношение детей можно скомпенсировать серьёзным выставлением отметок, переубедить взрослых в том, что "задачи тут самые настоящие" [17] – проблема довольно серьёзная, если вообще решаемая.

2. Трудности изложения скомпонованного в сюжет материала детям, не способным воспринимать сложный текст. Нарушения слуха или развития могут помешать пониманию сюжета и сути задач некоторыми детьми. Данная проблема решается выдачей наглядных карточек (либо обращением к учебнику) и предложением во время письменных работ "сухих" версий тех же задач (см. 2.3.3.).

3. Предположительно незначительное снижение эффективности методики при вводе её в старших классах, ранее с ней не сталкивавшихся. Подростки возраста от девятого класса включительно, уже привыкшие к стандартизированному обучению и выработавшие устойчивое поведение в школьной среде, с большей вероятностью сочтут переход на "интересное" обучение признаком слабости или попустительства. В принципе с подростками работать в доброжелательном ключе сложнее, чем с детьми, ещё не вошедшими в пубертатный период.

4. Времязатратность подхода. Стандартные партии в ДнД длятся не один час, и даже за это время по сюжету делается относительно немного. Очевидно, уместить сюжет в полтора-два десятка занятий, длящихся всего лишь по 45 минут, будет довольно трудно. Тем не менее, методика ещё будет дорабатываться и тестироваться мной так, чтобы приключения можно было совместить с расписанием. Одним из решений задачи может быть вынесение части истории на факультативные занятия (которые, прогнозируемо, будут иметь популярность), либо объединение в расписании двух уроков физики в один с целью сокращения времени, тратящегося на организационные моменты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: