3) "Ммм, старые подземелья, обожаю! – бурчала Таши, силясь решить третью загадку. – Вот почему нельзя просто выломать дверь?!" Тем не менее, загадка была, и её надо было решать. Потенциальный проход закрывала печь, в пламени которой стояла непонятная тикающая конструкция. Рядом же с дверцей печи, у самого огня висел термометр, показывающий 270 градусов, а чуть поодаль – табличка со стихом: "Чудесный металл получают из глины. Он прочный и лёгкий, зовут – алюминий. Механизм в 300 грамм, что ты видишь сейчас – Вынеси на мороз – тепла сколько отдаст? " Нарес, сбегав наружу, доложили: такой же термометр на улице показывал -30 градусов …
4) После решения задачи герои наконец смогли спуститься вниз – и то, что они там нашли, их не обрадовало. В зале на груде золота спал молодой красный дракон. Приключенцев бросило в пот – то ли от страха, то ли от того, что они были в шубах, а воздух в зале был нагрет до 20 градусов. "Во имя Семи Преисподних! – не смог сдержать ругательства Текаш, когда дракон, резко повернувшись, расплавил выдохом меч. – Это же два кило стали! Сколько же энергии, сколько теплоты в его пламени?! " Меч, растёкшись на мгновение лужицей, сразу застыл, а дракон медленно приоткрыл один глаз…
5) "ИДИОТ!!!" – заорала на Текаша Таши, понимая, что тихо взять скипетр из кучи и убежать уже не удастся. "Сам знаю! – в тон ей ответил Текаш. – Лучше его отвлеки, пока я буду пытаться его обезвредить! Так. У красных драконов за топливо для огня выступает водород. Но какая его масса приходится на один выдох?.." В поисках ответа Текаш огляделся – и тут же увидев подсказку: дракон, увидев, как Нарес полезли к одному из сундуков с добром, дохнул в их сторону широкой струёй пламени. Нарес удалось отпрыгнуть, но сундучок (кстати, размерами 60х40х40 см) вспыхнул, оставив после себя золотой слиток примерно в треть бывшей высоты. "Так, хорошо. – стараясь успокоиться, думал Текаш. – Плотность золота – 19 г/см3. На сундук пришлось примерно 15% струи. Потерями на сам сундук пренебрегаем. А это значит…"
|
БОНУС. Странная дверь привлекла внимание приключенцев: на ней не было ручки, но висели три чёрных жестяных круга: маленький, средний и большой – а также, табличка с загадкой: "Постучи в нужный круг – дверь открыться должна. Но с умом выбирай – как бы смерть не пришла. Коль три круга нагреем мы, скажем, огнём – То остынет из них всех скорее какой?"
"Простая" версия:
Вариант 1
1) Выберите формулу теплоты плавления.
а) c= б)Q=cm∆t б)Q=λm б)q=
2) Используя таблицу, определите, что нагреется позже: сталь или чугун. Массы и начальные-конечные температуры металлов одинаковы.
3) Сколько теплоты отдаст золотая фигурка массой m=300 г., остывая с t1=+38 °C до t2= -4 °C?
4) Сколько нефти нужно сжечь, чтобы расплавить стальную подкову массой m=400 г., находящуюся при температуре плавления? Потерями энергии пренебречь.
5) На расплавку двух платиновых монет, находящихся при t1=+38 °C, ушло 10 грамм топлива. Диаметр монеты d= 3 см, толщина h=2,5 мм, плотность платины ρ=21 г/см3. Определите вид топлива.
Вариант 2
1) Выберите формулу теплоты сгорания топлива.
а) c= б)Q=qm б)Q=cm∆t б) λ=
2) Свинец массы m находится при температуре +327°C, а олово той же массы – при температуре +232°C. Используя таблицу, определите, какой из металлов расплавится позже, если им будет сообщаться одинаковая дополнительная энергия.
|
3) Сколько теплоты отдаст алюминиевый механизм массой m=300 г., остывая от с t1=+270 °C до t2= -30 °C?
4) Какая теплота потребовалась для расплавления стального меча массой m=2 кг., находившегося при температуре t1=+20 °C?
5) Золото, находившееся в той же комнате, что и меч из прошлой задачи, в сундуке 60х40х40 см, было расплавлено струёй огня, составляющей 15% от общей массы горящего водорода так, что получился слиток высотой в три раза меньше высоты сундука. Плотность золота – 19 г/см3. Какая масса водорода была сожжена? Потерями на разогрев сундука пренебречь.
Заключение
По результатам исследований получены следующие выводы:
1. Выявлена значимость ролевых игр вне развлекательного контекста. Она проявляется в следующих аспектах: стратегический, общеобразовательный, социальный, воспитательно-психологический аспекты. Таким образом ролевые игры позволяют сформировать у игрока стратегическое и критическое мышление, способности к устному счёту, навыки скоростного чтения и анализа текста, развивают коммуникативные способности, ответственность.
2. Раскрыта сущность обучения физике через сюжетную линию героев настольной ролевой игры, выполнена оценка преимуществ и ограничений данного подхода. Проведение занятий в форме ролевой игры может быть организовано на этапе объяснения нового материала, закрепления знаний, применения знаний на лабораторных работах, а также возможна интеграция ролевых элементов в проверочные, самостоятельные и контрольные работы. Главным преимуществом методики является пробуждение интереса у детей и улучшение их отношений с преподавателем. Главным недостатком методики является её времязатратность, снижающая количество задач, приходящихся на один урок.
|
3. Разработаны задания для контроля знаний учащихся, основанные на сюжете приключений героев настольной игры. На основе данных заданий составлены: проверочная работа по теме: «Векторы» (9 класс); самостоятельная работа по теме: «Внутренняя энергия. Теплопроводность. Конвекция» (8 класс); контрольная работа по теме: «Расчёт количества теплоты при нагревании и охлаждении. Горение. Плавление» (8 класс).
4. Разработан примерный учебный план с использованием методики для раздела "Тепловые явления" школьного курса физики (8 класс).
Список литературы
1. Лис, Е.П. Применение игровых элементов на уроке физики / Е.П.Лис // Фiзiка: праблемы выкладання. – 2009. – № 1. – С. 52-55.
2. Pixelkin [Электронный ресурс]: Teaching the classroom with Dungeons & Dragons / E. Watson – 2018. – Mode of access: https://pixelkin.org/2018/02/28/teaching-the-classroom-with-dungeons-dragons/ – Date of access: 10.05.2022.
3. Vice [Электронный ресурс]: The benefits of gaming behind the bars / M. Diver – 2017. – Mode of access: https://www.vice.com/en/article/nevg8w/the-benefits-of-gaming-behind-bars – Date of access: 12.05.2022.
4. Иванов И. С. Настольные игры как нестандартный интерактивный метод обучения бакалавров юриспруденции [Электронный ресурс] / И. С. Иванов, Ж. Б. Иванова, А. С. Кусков//Научно-методический электронный журнал «Концепт» – 2017. – Режим доступа: https://www.единыйурок.рф/index.php/novosti/item/1635--178 – Date of access: 13.12.2021.
5. 826National [Электронный ресурс]: An Arbor Consulting Partners report on 826 National After-School Tutoring Programs – 2017. – Mode of access: https://826national.org/wp-content/uploads/2017/02/826-ASTEvaluationExecSummary2014-WebVersion.pdf – Date of access: 05.03.2022.
6. Citeseerx [Электронный ресурс]: How can school benefit from games / S. Ukdong – 2014. – Mode of access: https://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.395.455&rep=rep1&type=pdf – Date of access: 12.05.2022.
7. Харазян, О.Г. Как провести последний урок четверти, или сценарий одной дидактической игры / О.Г. Харазян, В.И. Глебович // Фiзiка: праблемы выкладання. – 2017. – № 5. – С. 17–26.
8. Харазян, О.Г. Дидактические игры: физическое лото и физическое домино / О.Г. Харазян // Фiзiка: праблемы выкладання. – 2012. – №.5 – С. 25–33.
9. Налегач А.Н. Дидактические игры в обучении физике // Фiзiка: праблемы выкладання. – 2002. – № 3. – С. 54-58.
10. Википедия [Электронный ресурс]: Ролевая игра – 2021. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ролевая_игра – Дата доступа: 21.11.2021.
11. Нож [Электронный ресурс]: Подземелья, драконы и не только: краткая история современных настольных игр / Н. Зайцев. – 2021. – Режим доступа: https://knife.media/board-games/. – Дата доступа: 28.11.2021.
12. D&D: Книга игрока [Электронный ресурс] / М. Мирлс [и др.]; пер. студия PHantom. – 2014. – Режим доступа: https://dungeonsanddragons.ru/bookfull/5ed/5e%20Players%20Handbook%20-%20Книга%20игрока%20RUS.pdf – Дата доступа: 21.11.2021.
13. KQED [Electronic resource]: How 'Dungeons & Dragons' Primes Students for Interdisciplinary Learning, Including STEM / P. Darvasi. – 2018. – Mode of access: https://www.kqed.org/mindshift/51790/how-dungeons-dragons-primes-students-for-interdisciplinary-learning-including-stem. – Date of access: 28.11.2021.
14. Hoskyn J. D&D After School [Electronic resource] / J. Hoskyn // Dragon+. – 2021. – #36. – Mode of access: https://dnd.dragonmag.com/2021/02/23/dd-after-school/content.html. – Date of access: 28.11.2021.
15. Findley C. O. Learning with D&D [Electronic resource] / C.O. Findley // Dragon+. – 2020. – #22. – Mode of access: https://dnd.dragonmag.com/2020/05/01/behind-the-screens-learning-with-dd/content.html. – Date of access: 28.11.2021.
16. Vice [Electronic resource]: How Inmates Play Tabletop RPGs in Prisons Where Dice Are Contraband / E. de Kleer. – 2017. – Mode of access: https://www.vice.com/en/article/padk7z/how-inmates-play-tabletop-rpgs-in-prisons-where-dice-are-contraband. – Date of access: 06.12.2021.
17. Остер Г.Б. Задачник / Г.Б. Остер; под ред. А.Б. Сапрыгиной. – Москва: Росмэн, 1996. – С. 3.
18. Шикеля, Д.В. Методика обучения физике через сюжетную линию героев настольной ролевой игры / Д.В. Шикеля// Физика конденсированного состояния: материалы XXX междунар. науч.-практ. конф. Апирантов, магистрантов и студентов, Гродно, 07 апр. 2022 г./ ГрГУ им.Я. Купалы; редкол.: Г.А. Гачко (гл. ред) [и др.]. – Гродно, 2022.
19. Кисиленко О.Л. Практико-ориентированные задания как средство формирования метапредметных результатов [Электронный ресурс] / О.Л. Кисиленко. – Усть-Илимск, 2019. – Режим доступа: https://www.единыйурок.рф/index.php/novosti/item/1635--178 – Дата доступа: 13.12.2021.
20. D&D: Справочник Воло по монстрам [Электронный ресурс] / Дж. Кроуфорд [и др.]; пер. студия PHantom. – 2016. – Режим доступа: https://dungeonsanddragons.ru/bookfull/Volo%27s%20Guide%20to%20Monsters%20RUS.pdf – Дата доступа: 10.09.2021.
21. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам: ред. приказов Минобразования Респ. Беларусь, 18.06.2010 № 420, 29.09.2010 № 635 // [Электронный ресурс]. – Минск, 2010.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Результаты анкетирования школьников на предмет склонности к играм
Ознакомиться с электронной версией опроса можно по ссылке:
https://forms.gle/TT6ygcXDXdWpZVYX7