2.3.1. Проверочная работа по теме "Векторы" (9 класс)
Данная работа – моя первая попытка написания тематических задач. Она ещё не связана ни с чем другим, являясь своеобразной "вещью в себе". Здесь я ещё не очень хорошо разобрался в том, как следует описывать происходящее в задачах, из-за чего они представляют из себя стандартные задания, лишь содержащие в тексте некую предысторию. Также здесь перед текстом указана стоимость заданий, представленная как очки опыта (EXP, от "experience"), за которые получаются уровни-отметки (LV, от "level"). Таблица опыта-уровней аналогична таблице оценки заданий, представленной в методических документах [21]. Это должно было обеспечить лучшее понимание детьми системы оценивания, но в конечном счёте не изменило ничего, кроме появления со стороны администрации школы претензий насчёт оформления.
В печатном варианте перед заданиями был расположен текст с описаниями персонажей, сопровождавшийся следующим:
Эта троица путешествует по свету, ища сокровища и приключений на свою голову. В этот раз судьба завела их в Храм Векторов…
Опыт (EXP), необходимый для получения уровней (отметок):
Уровень | ||||||||||
Опыт | 3-5 | 6-8 | 9-11 | 12-14 | 15-18 | 19-23 | 24-28 | 29-30 |
1) (2 EXP) Группа, войдя в Храм, увидела пол-ловушку. Очевидно, ступать можно лишь на плитки, где написаны векторные величины. Выпишите их.
Сила тяжести | Вес | Период | Заряд | Длина |
Время | Давление | Частота | Молярная масса | Энергия |
Перемещение | Площадь | Плотность | Ускорение | Яркость |
Масса | Объём | Работа | Импульс | Сила упругости |
2) (4 EXP) Пройдя пол, герои видят полуобвалившуюся стену, на которой написано что-то, похожее на предупреждение: "НЕ ЗАБЫВАЙТЕ: ВЕКТОРЫРАВНЫМЕЖДУ СОБОЙ, ЕСЛИ…" Дополните фразу.
|
3) (6 EXP) Обвалившаяся стена ведёт наружу ("Юртрус меня возьми!" – восклицает Таши, – "И почему мы не зашли с севера?!"), а на пути к сокровищам возвышается огромная дверь. Настолько огромная, что даже Таши, толкая с силой F, не может её сдвинуть. В помощь ей Текаш создаёт пять её призрачных копий, обладающих каждая той же силой – и, толкнув дверь вшестером, они её всё же открывают. Какая сила для этого понадобилась?
4) (8 EXP) Да, этот храм явно строили гиганты: на это указывает и следующая ловушка – магические потоки, отталкивающие сравнительно лёгких существ. Но прикинув немного, Нарес понимает, что летающее существо может, перескакивая из потока в поток, добраться до огороженного антимагическим полем кристалла, по-видимому, питающего всю конструкцию. Так что, они отращивает крылья и прыгает в поток. Куда занесёт Нарес, если потоки перемещают их от исходной точки (в метрах): 3 к ЮВ, 5 к С, 1 к З, 2 к СВ, 5 к В, 3 к ЮЗ, 2 к З, 1 к ЮВ, 2 к Ю, 1 к СЗ, 5 к В, 4 к СЗ, 2 к З, 1 к С, 6 к В? Нарисуйте вектор итогового перемещения и то, как он был получен (необходимо максимально упростить, чтобы не было тысячи линий).
5) (10 EXP) После аккуратного выковыривания кристалла для последующей продажи, путь к сокровищу был открыт – но на пути встала новая преграда: подземная река подмыла комнату, и теперь на её месте бурный поток, направленный к востоку (входу). Изобразите результирующую (сумму) векторов всех сил, действующих на Таши, плывущую на дно и на запад за золотишком.
|
2.3.2. Самостоятельная работа по теме "Внутренняя энергия. Теплопроводность. Конвекция" (8 класс)
Данная работа, будучи написанной до получения реакции на первую, всё так же содержит стоимость задач. Здесь задания уже более литературны, а вопросы каждой задачи выделены жирным шрифтом для облегчения восприятия. Самостоятельная работа, будучи посвящённой тепловым явлениям, разделена на два варианта, связанных соответственно с очень жарким и очень холодным местом. В соответствии с направленностью пройденных тем, все задания в ней качественные.
ВАРИАНТ 1 (Пустыня)
1) (2 EXP) По объявлению из таверны, группа пришла к чиновнику по имени Т а риж. Тот рассказал, что ему нужен Амулет Теплопроводности, дабы "так сказать, задать жару соперникам". "Однако, вы уж простите, – добавил Тариж под конец, – но такие вещи обычно окружают кучей пустышек. Так что, тест на вшивость. Вот вы сможете понять, где происходит одна только теплопроводность: в руках, которыми я растираю лицо, в паре, идущем из моего рта на морозе, или в руках, которыми я глажу своего тёплого кота? Где?"
2) (4 EXP) "Уж не плати он столько – шута с два я бы за это взялся!" – недовольно ворчал Текаш, удаляясь от дома чиновника. "А зачем ему именно этот амулет? – задумчиво поинтересовались Нарес. – Почему теплопроводность?" "Да всё просто, – уже чуть более мягко ответил Текаш. – Она отличается от конвекции тем, что…" Дополните предложение.
3) (6 EXP) Путь предстоял в пустыню – и надо было закупиться всем необходимым. На базаре Таши приметила меховые палатки-юрты и сразу же пошла торговаться за них. "Зачем мех?! Мы же не в горы собрались, а в пустыню, а там градусов под 50 днём! А ночью будем идти!" – попытался вразумить её Текаш. "Нет! – упрямо стояла на своём Таши. - В нашем племени жарким летом в палатке из меха всегда было хорошо!" Кто из них прав? Почему?
|
4) (8 EXP) По мере приближения к великой пустыне растительность редела, а солнце, казалось, светило всё ярче. Нарес было поручено осмотреть местность – и полиморф взлетели, отрастив себе крылья. Нарес нравилось подолгу зависать в воздухе, паря и чувствуя себя ближе к небожителям. А здесь, возле жаркой пустыни, махать крыльями, казалось, и вовсе было не нужно, - так парение давалось легко. Почему возле пустыни парить проще? Какое явление вообще это позволяет?
5) (10 EXP) На первом же ночлеге Таши попросила Текаша вскипятить им воды, чтобы заварить травы. "Нет, ну ты нас точно угробить хочешь! – воскликнул волшебник. – И без того жарко, так ещё и горячее пить!" "Не хочешь – дело твоё. Нам с Нарес нагрей." – не без ехидства заметила варварка. Кто прав здесь? Может ли горячий чай помочь в жару и, если да, то как?
ВАРИАНТ 2 (Тундра)
1) (2 EXP) По объявлению из таверны, группа пришла к купцу по имени К о мин. Тот рассказал, что ему нужен Посох Конвекции, дабы манипуляцией над потоками облегчать ношу животным. "Однако, вы уж простите," – добавил Комин под конец, – "но такие вещи обычно окружают кучей пустышек. Так что, тест на вшивость. Вот вы сможете понять, где происходит конвекция: в ложке, которую я кинул на лёд, в котелке молока над огнём, или в жарящемся над костром баране? Где?"
2) (4 EXP) По дороге от купца группа завела разговор об охране посоха. По легенде, эти стражи ледяных пустошей, будучи глухими и незрячими, чувствовали энергию внутри всего, что их окружало. "Энергию как силу духа?" – предположили Нарес. "Да нет, – ответил Текаш. – Всё куда прозаичнее. Внутреннюю энергию, движение частиц внутри всего сущего. Так что, надо будет выставлять приманки с большой внутренней энергией – а поднять её можно двумя способами: …" Дополните предложение.
3) (6 EXP) "Смотрите, какие я замечательные шубы купил! – хвалился Текаш. – Плотные, вылежанные – торговец хвалился, что через такие тепло вообще не уйдёт!" "Во имя всех богов, ты хоть раз шубу носил?! – почти хором воскликнули Таши и Нарес. – "Где этот торговец?! Сейчас мы ему покажем, как старые шубы за новинку выдавать!" Объясните негодование товарищей. Чем плоха слежавшаяся шуба?
4) (8 EXP) Уже в тундре герои набрели на одинокую избушку. Там было, казалось бы, пусто – и лишь на втором этаже в кровати лежало замёрзшее тело жаболюда. "Не бойтесь, – успокоил товарищей Текаш, – они хладнокровные, и замерзание их не убьёт. Но он может что-то знать. Разводим костёр: будем растапливать!" "И шубу на него запасную надеть, чтобы быстрее оттаял!" – добавила Таши. Насколько удачна её идея?
5) (10 EXP) Растаявший жаболюд и впрямь ожил и даже согласился нарисовать героям примерную карту. Уже смеркалось, и группа решила остаться в избушке. А какой ночлег без историй? Начала Таши: "Говорят, некоторые монахи настолько быстро и сильно могут бить руками, что могут запечь таким образом курицу!" "Брехня! – перебил Текаш. – "Там какая скорость и сила нужна! Хотя, кто их знает…" Если предположить, что такое возможно, за счёт чего произойдёт нагревание курицы? Оцените, что из касающегося темы самостоятельной работы будет происходить с курицей, пока по ней бьют.
2.3.3. Контрольная работа по теме "Расчёт количества теплоты при нагревании и охлаждении. Горение. Плавление" (8 класс)
Данная работа представляет собой логическое продолжение представленной ранее самостоятельной работы. Здесь преимущественно количественные задачи заданы неявно: условия, как, например, материал, из которого сделана остывающая фигурка, вплетены в текст задачи, будучи, однако, выделены жирным шрифтом для простоты восприятия в условиях ограниченного времени. Специально для детей, не уверенных в своей способности расшифровать "красивый" текст, дополнительно напечатаны "простые" версии тех же задач ("простые" означает, что те же задачи представлены в стандартном школьном виде). Также в "красивую" версию добавлено необязательное "бонусное" задание, призванное скомпенсировать мелкие огрехи в работах у тех учеников, кто решился не брать "простой" вариант. Бонус, что и указывается при печати, не даёт перейти на новый уровень сложности (например, поднять 6 до 7), но может подарить дополнительные очки, нужные для имеющегося (например, поднять 7 до 8). При подсчёте он оценивается в то количество очков, сколько задач ученик попытался решить. Таблица оценки убрана.
ВАРИАНТ 1 (Пустыня)
1) После долгих дней пути герои наконец добрались до дворца, где, по их информации, должен был храниться Амулет Теплопроводности. Дверь оказалась заперта и взлому не поддавалась – но на ней было четыре разных кольца с надписями и висела табличка с загадкой: "Четыре кольца – жизни три унесут. Найдите плавления здесь теплоту! "
а) c= б) Q=cm∆t в) Q=λm г) q=
2) Следующая головоломка представляла собой пару подвесных мостов, факелы на длинных шестах – и, вновь же, надпись: "Нагрев цепи, ты без труда их опустишь. Но первой нагретой никто рад не будет. Хоть тычь наугад, а хоть не рискуй: Что нагреется позже: сталь или чугун? "
Ответьте на вопрос, используя таблицу.
3) "И что за гений придумал на пути к трону ставить столько препятствий?! – не выдержала Таши, когда за второй загадкой оказалась и третья. – Я понимаю, в гробнице, но тут же дворец!" Тем не менее, загадка была, и её надо было решать. Над "клавишами" с цифрами сидела блестящая фигурка обезьяны, окружённая пятнами засохшей крови и держащая в лапах табличку: "Стоит в одиночестве золотой идол. Хоть в нём полкило, он не терпит обиды. Но пустынная ночь холодна, будто лёд: сколько же теплоты статуя отдаёт? " "Надо думать логически, – рассуждал Текаш. – Здесь сказано про ночь – а температура ночью в пустыне падает от +38 до -4 градусов. Тогда…"
4) После решения задачи герои наконец вошли в тронный зал, где их уже ждал хозяин: недобро, но широко улыбающийся ифрит (огненный джинн). Сражаться с ним было слишком опасно – и герои решили заключить сделку. "Амулет? – захохотал Фарух (так звали ифрита). – Да никаких проблем, добра навалом! Но развлеките меня ещё немного!" С этими словами он, щёлкнув пальцами, создал в центре зала печь, в которой лежала докрасна раскалённая подкова. "Вот вам подкова, 400 граммов чистой стали. Нагрета, как видите, - вот-вот поплавится. А вот вы скажите мне, сколько нужно долить в печку нефти, чтобы её только расплавить, а больше не греть? Само собой, наружу тепло не выйдет, магия, как-никак."
5) Увидев, что задача решена, Фарух резко переменился в лице. "Дьявол бы вас побрал… Ладно! Вот вам ваш амулет – только сперва достаньте его!" – С этими словами ифрит зло расхохотался и вновь щёлкнул пальцами. Печка исчезла, но на её месте вырос пьедестал, окружённый пламенем. И на его вершине сквозь огонь виднелся медальон. "Можешь что-либо сделать?" – прошептали Нарес, обращаясь к Текашу. "Могу… - задумчиво ответил полуэльф. – Этот огонь немагический, там что-то горит – и если поймём, что, то я смогу превратить топливо во что-то негорючее."
Без лишних вопросов Нарес метнулись к огню и, нарастив на себя "панцирь", чтобы не так палило, бросили в него пару платиновых монет, шепнув в кулак с ними пару заклятий. Монеты расплавились – и полиморф с осознанием крикнули: "Текаш! На две монеты ушло 10 грамм топлива! " "Отлично! – защёлкали счёты в голове эльфа. – Так, если сейчас +38 градусов, диаметр монеты 3 см, толщина 2,5 мм, а плотность платины 21 г/см3, то получается…"
БОНУС. Странная дверь привлекла внимание приключенцев: на ней не было ручки, но было три отпечатанных ладони: чёрная, серая и белая – а также, табличка с загадкой: "Не спеши руку класть, коль страшит тебя яд – Но подумай над тем, что тебе говорят: Коль огонь поднести к каждой из трёх кистей, то, нагревшись, какая остынет скорей?"
ВАРИАНТ 2 (Тундра)
1) После долгих дней пути герои наконец добрались до древнего храма, где, по их информации, должен был храниться Скипетр Конвекции. Четыре двери – по одной на сторону света – были опалены, и лишь одинокое пятно с надписью светлело на каждой: это были формулы и слово "Гори!" "Так… - рассуждал Текаш, едва увернувшись от потока пламени, вырвавшегося в его сторону при попытке открыть первую. – Полагаю, надо выбрать из дверей ту, где написано что-то, связанное с горением – например, теплоту сгорания топлива!"
а) c= б)Q=qm в)Q=cm∆t г) λ=
2) Следующая головоломка представляла собой пару слитков металла, от которых шёл жар, формы для литья под ними и надпись: " Свинец полыхает, ведь в нём три-два-семь. На два-три-два олово есть подле с нем. Ты слиток расплавь, но, подумав, ответь: Что расплавится позже, начнёшь коль их греть? "