Использование в процессе обучения игр давно зарекомендовало себя в качестве подхода, существенно повышающего интерес учеников к занятиям и, как следствие, эффективность этих занятий. В развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала, так как это приведёт лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них лишь частичный интерес к предмету, который не будет являться постоянным [1]. Мой личный опыт работы, равно как и опыт других педагогов, показывает: многие дети, кажущиеся с первого взгляда безнадёжными бездельниками, на проверку оказываются просто недостаточно заинтересованными – и если педагогу удаётся подобрать к ним "ключик", их отношение к учёбе и поведение могут кардинально измениться. И игры являются довольно универсальным "ключом". А если проблема заключается скорее в скованности ученика, нежели в его предполагаемой лени, эффективность игры в аспекте вовлечения его в учебный процесс возрастает в разы [2].
Скука в принципе является большим врагом для человека – особенно в ограниченной среде вроде школы. Возможно, у читающего это вызовет некоторые предубеждения, но мне хотелось бы процитировать статью о доступе к видеоиграм в американских тюрьмах, найденную во время сбора информации: "Когда люди скучают, они становятся нервными, раздражительными, возникают драки и всё такое. <…> Многие прибегают к селф-харму (причинению себе боли). Когда тебе скучно, ты начинаешь об этом думать" [3]. Как бы ни резало глаз сравнение, в школе также именно скука становится первым, что толкает ребёнка на нарушение дисциплины – служащей, кстати говоря, основной её причиной. Попытки же восстановить тишину в классе "силовым" методом, при помощи строгого отношения к детям, по моим наблюдениям, становятся всё менее эффективны по мере взросления детей. Следовательно, выгодно искать иной подход, пытаться заинтересовать учащихся (что с увеличением их возраста, признаю, также усложняется) – и тут на помощь, помимо харизматичного поведения учителя, приходят именно игры [2].
|
Помимо обучающего воздействия, свойственного только определённому проценту игр (преимущественно играм, специально на это нацеленным), любая игра обладает психотерапевтическим эффектом. В частности, настольные игры предлагают использовать для борьбы с профессиональным выгоранием у педагогов, работников социальных и психологических служб [4]. Аналогичное действие игры (в том числе, на уроках) оказывают и на учеников: скучный тянущийся будто бы вечность урок оставляет без сил, тогда как активный и интересный этих сил придаёт.
Пояснение: AST – After School Tutoring, внешкольные занятия
Рисунок 1 – Анкетирование участников и волонтёров программы 826
На обучении с использованием игровых методик построена деятельность американской НКО 826 National. Их волонтёры предоставляют дополнительные занятия в игровой форме – и такой подход даёт плоды (Рисунок 1) [5].
Людям, и, в особенности, детям тяжело запомнить значение слов, когда всё объяснение этого значения сводится к другим ничем не подкреплённым словам. Доказано, что человеку проще запомнить слово в связке с неким прошлым опытом – действиями, образами, диалогами или аналогиями. Так слову придаётся контекстное значение, а не только вербальное. Настольные и видеоигры, например, всегда подают новые термины в некоторой ситуации – и этот же подход выгоден для школ [6].
|
Моё собственное исследование, проведённое в форме анкеты, показывает, что любовь к играм свойственна не только американским детям. Из всего массива опрошенных не более 10% заявили, что они не играют в игры (Рисунок 2). Дополнительный анализ ответивших показал, что, неожиданно, количество выбравших этот вариант слабо коррелирует с возрастом респондентов [Приложение А]. Следовательно, введение в школе игровой формы обучения физике, по меньшей мере, должно учащихся заинтересовать.
Рисунок 2 – Результат анкетирования (Google Forms)
Расширить существующие дидактические игры [7-9] я планирую, используя механики настольных ролевых игр.