Ложный идол естественного отбора 8 глава




Это было примерно то время, когда я понял, как записывать LP-альбомы на мой кассетник. Всякий раз, когда мне было удобно, я одалживал альбом у Джеффа и записывал лучшие песни с него на чистую кассету. Я мог записывать кучу групп и все они были прекрасным дополнением к моей музыкальной коллекции. Я также записывал песни с FM-радио. В те дни радио играло хитовую музыку, хотя станции называли себя "рок". Я не записывал песни Кисс и Лед Зэпелин, потому что они казались мне слишком мейнстримовыми и "затёртыми". Но всякий раз, когда они включали “Roundabout” группы Yes, или короткую версию “Bohemian Rhapsody” by Queen, или “Dogs” by Pink Floyd, я нажимал на красную кнопку записи и на ходу пытался вырезать комментарии диджея радиостанции, чтобы они не записались на кассету. Я не имел средств для покупки хорошей музыкальной коллекции и поэтому был счастлив иметь парочку кассет с великолепной музыкой.

Я никогда не слышал Todd Rundgren на FM-станциях, поэтому я верил, что я знал что-то, чего не знали диджеи. Я думал, что Джефф и я знаем какой-то великий секрет, который лишь немногие удостоились чести знать. Todd Rundgren был для нас невидимым богом, таким могущественым и таким эфимерным, что обычный музыкальный фанат мог даже не надеяться покритиковать его.

Много лет спустя у меня появилась возможность поработать с ним, как с продюсером, над одним из альбомов Bad Religion. Как человек он был растрёпанный, дерзкий и нетерпеливый. Другим членам группы очень не нравилась его манера работы, но, поскольку я был знаком с его работами, я видел наше сотрудничество как творческий шаг вперёд. Альбом, который мы выпустили, The New America, по-прежнему один из моих самых любимых. Но процесс каждодневной работы с ним в студии сказался на моём детском идеализме. Вместо бога он стал для меня просто коллегой. То, чему я поклонялся в нём, стало уменьшаться по мере того, как я видел отрицательные черты его характера. Тем не менее его талант уникален. Он лучший гитарист из тех, с кем я работал и его песенное мастерство феноменально. В конце концов, я получил нечто более важное от Тодда, чем моя детская лесть могла обеспечить. Я приобрёл практическое вдохновение и друга - что может быть более значимым?

Я никогда не посещал формальные музыкальные уроки, но я проводил много времени за пианино моей матери, изучая аккорды самостоятельно. Большинство вечеров после школы, если не слушал музыку, я проводил за пианино, мечтая о выступлениях. Первые песни, которые я научился играть, были песни Todd Rundgren. Пение было естественным для меня, поэтому я часто придумывал слова и пел песни с простыми аккордами. Я написал свою первую песню приблизительно в третьем классе, но текст был простым, что любой детсадовец мог бы написать такой: “Bye bye bye bye, seen her blue eyes, I seen her blue eyes, and I couldn’t recognize, I taught her how to dance, but she didn’t take a chance, I taught her how to dance.”

Такое времяпрепровождение было источником компании и комфорта в тихом мире запертого ребёнка, в доме разведённых родителей. Я не часто зависал с моим старшим братом, а мать была занята на работе, поэтому вся моя активность после школы концентрировалась вокруг стереосистемы и пианино. В основном, я убивал время до выходных, когда я мог вернуться в дом отца в Расине и играть в спортивные игры с друзьями.

 

Этот ранний детский опыт оказал глубокое влияние на мою жизнь. Я уверен, что некоторые аккорды, которые я написал для песен Bad Religion, были те самые, которые я играл на пианино после школы в Милуоки. И несомненно отсутствие религии в моём воспитании повлияло на моё мировоззрение. Мне никогда не нужно было восставать против гневного бога и рисковать попасть в ад.

Многое из того, что мы считаем самыми важными вопросами в жизни - откуда мы появились, как нам себя вести, чему мы должны верить, наше предназначение во вселенной - несомненно берёт начало в наших детских переживаниях. Истории, традиции и модели поведения тех, кто окружает нас, не говоря уже о последствиях травматических событий, часто не могут быть отменены тем, что мы узнаём позже в жизни, кроме, вероятно, подверженности изменению. Возможно, некоторые из этих убеждений почти постоянны, поскольку они включены в нервные соединения, созданные в наших развивающихся мозгах во время ранних лет жизни, что могло бы объяснить, почему людям сложно бросить вызов своим наиболее сильным убеждениям. (7. Возможно, что мозг содержит определённые "когнитивные структуры", которые являются врождёнными. Если это правда, а это основное утверждение когнитивных психологов, тогда социальное "отпечатывание", которое происходит в течение первых нескольких лет жизни, обеспечивает сравнительно малое влияние на мировоззрение позже в жизни, поскольку, предположительно, врожденные структуры мировоззрения были созданы при рождении. Если, тем не менее, глубоко укоренившиеся убеждения это результат личного опыта и не имеют отношение к врождённым структурам мозга, то социальное окружение и образование могут сыграть ключевую роль в определении мировоззрения человека. Для большей информации касаемой мозга, смотри Jean-Pierre Changeux, Neuronal Man (New York: Pantheon, 1985); Francis Crick, The Astonishing Hypothesis (New York: Scribner, 1994); Antonio R. Damasio, Descartes’ Error: Emotion,

Reason, and the Human Brain (New York: Avon, 1994); Gerald M. Edelman and Giulio Tononi, A Universe of Consciousness, How Matter Becomes Imagination (New York: Basic Books, 2000); Joseph LeDoux,

Synaptic Self, How Our Brains Become Who We Are (New York: Viking, 2002); and Steven Pinker, The Blank Slate (New York: Penguin, 2003).

Большинство детей заставляют подчиняться и делать, что им говорят. Их мировоззрение выложено за них их родителями и другими взрослыми, которые ожидают, что они примут это мировоззрение без оговорок. Восстание против этих родительских запретов невероятно сложно и иногда невозможно, особенно, когда родительские ожидания выражаются так косвенно, что мы не узнаём их источник. Для детей в религиозной семье, в особенности, религия формирует внутренне согласованную логику их жизни и писание стирает всякое желание быть настроенным скептически. Как указывает писание 14:23 "Тот, у кого есть сомнения, будет осуждён."

Религиозные убеждения также могут быть связаны с характером человека. Исследования показали, что верующие имеют тенденцию быть более добросовестными и менее открыты для новых впечатлений, в то время как неверующие люди, как правило, более открыты для новых впечатлений и более социально-активны. (8.Vassilis Saroglou and Antonio Muñoz-García, “Individual Differences in Religion

and Spirituality: An Issue of Personality Traits and/or Values,” Journal for the Scientific Study of Religion 47 (2008), 83–101. See also Bruce Hunsberger, Michael Pratt, and S. Mark Pancer, “A Longitudinal Study of Religious Doubts in High School and Beyond: Relationships, Stability, and Searching for Answers,” Journal for the Scientific Study of Religion 41 (2002), 255–266.) В дополнение к этому, крупное событие может поставить нас на определённый путь мышления или ощущения, что может быть причиной того, почему так много религий имеют этапы развития в подростковом возрасте, как бар-мицвы или подтверждения. Религиозное образование в форме воскресных школ, церковно-приходских школ или молитвенных групп, могут усилить рлигиозные нормы. Со всеми этими влияниями на наше религиозное мировоззрение, удивительно, что вообще кто-то меняет свою точку зрения.

Но многие люди меняют. (9. Bob Altemeyer and Bruce E. Hunsberger, Amazing Conversions: Why Some Turn to Faith and Others Abandon Religion (Amherst, New York: Prometheus Books, 1997). Also see Altemeyer and Hunsberger, Atheists: A Groundbreaking Study of America’s Nonbelievers (Amherst, New York: Prometheus Books, 1997). Многие молодые люди, воспитанные в сильно религиозных семьях, в конечном счёте отказываются от своей веры в Бога. Почти все из них начинают с задавания вопросов: Почему женщины не могут быть священниками? Как может Бог влиять на физический мир? Почему Бог допускает столько страданий? Пробел расширяется всё больше между их мировоззрением и мировоззрением религиозных людей вокруг них. Они могут начать ставить под сомнение фундаменты, на которых была построена их вера. Многие из таких людей переживают отвержение родителей и друзей и всё равно упорствуют в своём поиске истины. Многие находят свой путь к тому, что является мировоззрением натуралиста, в котором они используют человеческую силу открытий, чтобы изучать то, что существует в мире за пределами их собственных голов, а что является плодом их воображения. Для меня эти истории показывают большое мужество и упорство перед лицом пугающей оппозиции.

Признавать, что люди или социальные учреждения вводят вас в заблуждение очень трудно, особенно если эти люди близкие члены вашей семьи. Большинство людей, которые отвергают научный подход, отчаянно пытаются сохранить свои взгляды на мир и новая информация угрожающая для них. Принятие новой информации означает нахождение способа рассуждать и возможно понимать своё собственное поведение. Это может означать разрыв с семьёй и друзьями или постоянная борьба с целью скрытия правды от тех, кто вокруг тебя.

Некоторые люди идут на компромисс с натуралистической точкой зрения говоря: "Я не религиозен, но я чувствую духовность." Мне всегда трудно давалось понимание того, что же они хотят сказать этим. Когда я спрашиваю их, они обычно говорят: "Ты не поймёшь во что я верю," или "Это моя собственная, личная форма веры." Другими словами, они не желают подвергать свои убеждения изучению. Некоторые из этих людей чувствуют неудобство по отношению к традиционным религиям. Они могут чувствовать, что ни одна из религий не представляет их точку зрения. Они могли быть выращены в религиозной семье, но не приняли многое из того, чему их учили. Но они по-прежнему жаждут сверхъестественных объяснений сложных жизненных вопросов.

Некоторые люди утверждают, что духовность означает, что "Я верю в вещи более великие, чем я сам." Эти верующие могут быть как монистами, так и дуалистами. Фактически, я сам верю в вещи, которые более великие, чем я сам. Но я стойкий монист, который довольно хорошо себя чувствует, будучи частью хаотического, непредсказуемого, разворачивающегося органического события, которое началось миллиарды лет назад.

Другие определяют духовность с точки зрения трепета или чуда, что они могут называть "тайнами" естественного мира. Я люблю тайны и не шарахаюсь от вещей в которых я не уверен. Наоборот, я мотивирован узнать больше о таких вещах, уверен, что новые истины облегчат раскрытие тайн и добавят ощущение связи с естественным миром. И только потому что что-то является загадочным не означает, что мы должны автоматически приходить к выводу, что наука не может объяснить это. На самом деле, эти тайны не такие уж и тайны для тех, кто исследовал их. Учёные, возможно, не очень хороши в общении и разъяснении широкой общественности своих достижений, но если бы научные

объяснения были бы более широко известны, всё меньше людей могли бы использовать понятие "духовность".

Люди имеют так много разных убеждений и верований, что сложно определить сколько именно людей верит в Бога. Как я утверждал ранее, число людей, которые желали бы назвать себя "атеистами" очень мало в США. Но много других людей являются атеистами, хотя себя так не называют. Хотя они и несклонны называть себя так, их верования тем не менее не имеют ничего общего с Богом Священного Писания и могут быть, таким образом, оскорбительными для традиционно набожных людей. Согласно некоторым опросам, более 20 процентов американцев считают себя атеистами, агностиками, духовными, верующими в восточные религии или некоторыми другими видами атеизма или агностицизма.(10. Frank Newport, “This Christmas, 78% of Americans Identify as Christian,” Gallup, 2009.) Вместе эта группа такая же большая, как и любая конфессия в Америке.(11. Brian J. Grim and David Masci, “The Demographics of Faith,” Pew Research Center, Washington, D.C., 2008.)

Число людей, которые не верят в Бога гораздо выше в других странах: 31% в Британии, 48% во Франции, 54% в Норвегии. (12. Числа в этом параграфе приведены из Phil Zuckerman, “Atheism: Contemporary Numbers and Patterns,” in The Cambridge Companion to Atheism, Michael Martin, ed. (New York:

Cambridge University Press, 2007), 47–65.) Опросы обнаружили, что 82 процента Шведов не верят в "личного бога". Считая атеистов, агностиков и неверующих во всех странах, цифра людей, не являющихся теистами, будет между 500 и 750 миллионами людей на планете. И во многих странах, включая США, показатели числа неверующих растут. Это большая доля человеческой популяции, приблизительно эквивалентная долям верующих в основные религии мира. Я подозреваю, что многие из этих людей обладают некоторым типом натуралистического мировоззрения, хотя никаких общих опросов на эту тему не существует.

Страны с большим процентным соотношением неверующих находятся среди самых свободных, стабильных, хорошо образованных и самых здоровых наций на земле. В рейтинге стран с индексом человеческого развития, ожидаемой продолжительности жизни, грамотности населения и достижений образования, первая пятёрка самых развитых стран это Норвегия, Швеция, Австралия, Канада и Нидерланды. Все они имеют наибольший процент неверующих людей. Пятьдесят стран внизу рейтинга все крайне религиозны. Нации с самым высоким уровнем убийств, как правило, наиболее религиозны. Страны с наибольшим уровнем гендерного равенства наименее религиозны. Эти сравнения не говорят ничего о том, что атеизм ведёт к позитивным социальным показателям или наоборот. Но идея, что атеисты почему-то менее нравственны, менее честны и не заслуживают доверия, была опровергнуты путём исследований.

 

Я не продвигаю атеизм в своих песнях или когда обучаю студентов. Во время моих лекций о Чарльзе Дарвине, например, я редко упоминаю решающие причины почему Дарвин отказался от теизма. Гораздо более важным является его теоретизирования о биологических явлениях. Фокус внимания студентов на вводном уровне, где я преподаю, должен быть на процессах и взаимосвязях в природе. Дискуссии на тему были ли виды специально созданы неким божеством имеют лишь второстепенное значение и просто нет времени, чтобы обсуждать это на вводных лекциях по биологии.

Тем не менее я рад, что могу поделиться своим мнением, если кто-то спрашивает. Дарвин показал, что человеческие существа являются частью природы. Хотя мы имеем уникальные характеристики, мы не более возвышенны или продвинуты, чем другие виды. (В конце концов, все виды уникальны.) Когда студенты понимают логику этого вывода, это, как правило, может поколебать их уверенность в привилегированном положении человечества, как любимого детища Бога. Или по-крайней мере они могут более тщательно продумать свои убеждения и предположения.

Когда я пишу песни, я пытаюсь не делать так, как сделал в случае со мной Мистер Горский. Я не заставляю соблюдать определённое мировоззрение. Я просто показываю, что может быть иной способ смотреть на вещи, который более продуктивен, чем традиционные религиозные взгляды. Возможно это отражение опыта, который у меня был, когда я слушал "Иисус Христос Суперзвезда", но я всегда верил, что песни могут менять людей значительным образом - не только в том, что они чувствуют, но и как они думают. Если, как некоторые учёные утверждают, музыка даёт другой тип изучения, нежели "изучение по книге", тогда пение об идеях, а не о чувствах, может быть способом включиться в эти другие модели изучения. (13. Существует множество научных причин, которые оправдывают моё убеждение, что музыка имеет большое влияние на то, как люди думают. Смотри Anthony Storr, Music and the Mind (New York: Free Press, 1992), and Oliver Sacks, Musicophilia: Tales of Music and the Brain (New York: Alfred A. Knopf, 2007). Из-за этого и, конечно же, из-за того, как мои родители обращались со мной, я всегда решительно поддерживал своих детей, если они хотели слушать их айподы вместо чтения заданий. Я понимаю, что обычно это приём чтобы не делать домашнюю работу, но я верю, тем не менее, что они узнают что-то значимое, слушая музыку.

Когда я начал писать собственные тексты, я стремился больше задавать вопросы, чем делать неоспоримые утверждения. Я всегда считал, что когда делаешь слишком сильное утверждение в песне, то ухудшаешь её художественную целостность. Например, есть место в песне "God Song" из альбома Bad Religion Against the Grain, где я написал текст немного догматично:

 

И неужели эти ноги в древние времена

Ступили на зелёные пастбища Америки?

И неужели этот антропоцентричный Бог

Ослабел своими мыслями и убеждениями

Такими незамеченными?

Я так не думаю. Он там же, с другими, залегает на дне,

Соперничает с теми, кому вы продали свою жизнь,

Чтобы благословить душу.

И неужели они сказали вам, как думать,

Очистили ваш разум от сепсиса и автономии?

Или вы избежали внимательного изучения

И развлекли себя порочностью?

Теперь мы все видим, религия это просто

Искусственная мишура, бесполезная

В нашей расширяющейся глобальной культурной эффективности

Теперь разве вы не боитесь этого тупика,

Который мы построили перед своим будущим?

Близко как никогда и так сурово.

 

По моему мнению, худшая строчка в этой песне это та, где я делаю чёткое заявление о религии ("религия это просто искусственная мишура"). Остальная часть песни вызывает в воображении образы, применительные ко всем, вне зависимости верят ли они в Бога или нет. А самые убедительные строчки в песне, по моему мнению, это вопросы. Эта песня была всегда любима фанатами, верующими и неверующими одинаково, и частично успех этой песни, я думаю, это вопросы, которые слушатели спрашивают у самих себя.

Многие песни Bad Religion могли служить как боевой клич для атеистов, но Бретт и я всегда старались сторониться прямых утверждений о революции или дешёвых острот, которым не хватает глубины и смысла. Написание музыкальной картины широкими штрихами позволяет слушателю делать свои собственные выводы. В песне "Atheist Peace" с альбома "The Empire Strikes First" я написал:

 

Может быть уже слишком поздно для интеллектуальной дискуссии,

Но осадок путаницы остаётся.

Изменение со временем и развито замученные умы

Это источники боли среднего гражданина.

Скажите мне за что мы сражаемся? Я больше не помню

Только временная отсрочка

И мир может прекратиться, если мы не усмирим зверя

От веры, которую вы выпускаете

Приходит мир атеиста.

Политические силы берут лютые холодные ветра протеста

И современная эпоха появилась триумфально.

Но теперь мы кажется в тупике и время де-эволюционировать

И пережить вновь тёмные страницы истории.

Скажите мне за что мы сражаемся? Никакого прогресса не вышло из войны

Только ложное ощущение преувеличения.

И мир не будет ждать правды на тарелке,

Но мы готовы к празднику в мире атеиста.

 

Эта песня могла бы перейти в жёсткую атаку на всех верующих. Но я больше хотел мотивировать людей, чем критиковать их. Сократов метод оспаривания всегда приносит лучшие результаты, чем грубые атаки, по-крайней мере для меня. Когда люди рады видеть мир таким какой он есть и интересоваться откуда он появился и что это означает, они готовы учиться. Прямо как те, кто в конечном счёте отворачивается от религии, начиная задавать вопросы, те, кто поднимают вопросы, могут устанавливать свои взгляды на мир на основе доказательств и разума, а не догм. Они могут вступать во взаимодействие с миром напрямую, без необходимости прорываться через пелену предубеждений.

Я стараюсь быть осторожным в своих утверждениях о натуралистическом мировоззрении. Я понимаю, что некоторые люди боятся Бога, который склоняет их способность быть интроспективными или скептическими. Другие люди ненавидят Бога, что может наложить различные наборы препятствий для конструктивного исследования или диалога. Богобоязненные говорят, что жизнь на земле руководится разумным существом и наша конечная цель в жизни должна быть сосредоточена на том, что случится с нами, когда мы умрём. Богоненавистники верят, что религиозные верующие это куча дармоедов с промытыми мозгами. Некоторые из этих богоненавистников сформировали свои собственные социальных группы со своими основополагающими документами и местами сбора (даже если только в Интернете) и квази-религиозный смысл сообщества. Негласный напев песни “Come Join Us” проявляется на их веб-страницах и публичных лекциях. На мой взгляд, эти организации могут начать звучать очень похоже на тех, кого они поносят. (14. Песня “Come Join Us" ("Присоединяйся к нам") с альбома Bad Religion "The Gray Race" это саркастическая тирада о стадном инстинкте:

 

так ты говоришь, что должен знать почему мир движется

и не можешь найти истину в вещах, которые обнаружил

и ты напуган до смерти, потому что зло изобилует

приходи и присоединяйся к нам

ну, я слышал, что ты ищешь место, где был бы своим

полное единомышленников и с такими же целями

семью, за которую можно уцепиться и назвать братской

приходи и присоединяйся к нам

всё, чего мы хотим это изменить твоё мнение

всё, что тебе нужно сделать это закрыть глаза

приходи и присоединяйся к нам, присоединяйся к нам, присоединяйся к нам

разве ты не видишь неприятности, в которых погрязли люди

и они лишь хотят использовать тебя в своих интересах

но я клянусь, что мы отличаемся от них от всех

приходи и присоединяйся к нам

я могу сказать, что ты ищешь жизненный путь

где истина определяется согласованностью

полной зашифрованных, произвольных деректив

приходи и присоединяйся к нам

всё, что нам нужно это твой маленький разум

превратить его в один из наших

ты можешь прожить жизнь по течению и в одиночестве,

в отчаянии, заброшенным, своими силами

но мы ищем нескольких стойких клонов

приходи и присоединяйся к нам, присоединяйся к нам, присоединяйся к нам

независимые, довольные собой, революционные,

интеллектуальные, смелые, сильные и эрудированные

если ты не один из них, то ты уже с нами

поэтому приходи и присоединяйся к нам, присоединяйся к нам, присоединяйся к нам!)

 

Религия имеет дело с основополагающими вопросами: Откуда я пришёл? Какая у меня цель в жизни? И какой смысл пытаться? Существует так много таких глобальных вопросов и они крайне сложны и вне времени, что разумно принять, что наши наиболее значимые общественные учреждения созданы, чтобы обеспечить всеобъемлющие ответы, которые позволят удовлетворить большинство из них. Вопросы, предусмотренные религией, например, лежат в пределах утверждений вроде: "Вы испорчены, но не беспокойтесь, потому что Бог создал вас такими", или "Бог хочет, чтобы вы прожили хорошую жизнь", или "Бог совершенен и ни его разум ни воля не должны ставиться под вопрос". Другими словами, места для обсуждения нет, когда дело доходит до этих основополагающих вопросов.

Некоторые решения из популярных атеистических книг могут показаться такими же догматичными. Если вы верите в Бога, то вы возможно жертва "морального терроризма" (15. Выражение "моральный терроризм" из книги Хитченса в главе названной "Религия это насилие над детьми?" Смотри Hitchens, God Is Not Great: How Religion Poisons Everything, 218) или вы живёте с промытыми мозгами, но это понятно, потому что в ваш мозг было "зашито" это, когда вы были молоды и есть небольшая надежда, что это можно "переформатировать", когда вы уже взрослые. Такие рассуждения скорее сбрасывают со счетов, а не стимулируют интерес и желание продолжать исследовать важные жизненные вопросы.

А эти вопросы как раз те самые, которые мы должны обсуждать наиболее рьяно.Что говорят ископаемые доказательства о том, откуда мы пришли? Насколько далеко в прошлое мы можем проследить молекулярное происхождение жизни? Как может быть замедлено старение? Какие формы жизни могут существовать на других планетах? Все ответы на эти вопросы складываются в "большую картину". И я верю, что существует столько же тайн, окружающих натуралистические сферы исследования, так же как и в медитации или молитве. Но процесс отличается. Традиция натуралистов это обмен информацией и сравнение данных. Люди из любого уголка планеты могут связываться друг с другом на языке науки. Полярность дебатов атеист/верующий предотвращает эту гармоничную социальную активность.

Пора отбросить бесконечные и непрекращающиеся споры о существовании Бога. Нам нужно сфокусироваться на жизни и на творческой силе, и на неизбежной трагедии, присущей жизни.

 

 


Глава 5.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: