Иван Александрович Гончаров (1812-91) – великий русский писатель, автор знаменитых романов “Обломов” и “Обрыв”, литературный критик и публицист, а также обладатель гражданского чина “Действительный статский советник”.
Родился в Симбирске, в купеческой семье. В возрасте семи лет Иван потерял отца. Будущий писатель обучался в частном пансионе недалеко от дома. Затем в возрасте десяти лет по настоянию матери уехал учиться в Москву в коммерческое училище, где провел восемь лет. Учеба давалась ему сложно и была неинтересна. В 1831 году Гончаров поступил в Московский университет на факультет словесности, который спустя три года успешно закончил. После возвращения в родные края, Гончаров служил секретарем губернатора. Служба была скучной и малоинтересной, поэтому продлилась всего год. Гончаров отправился в Петербург, где устроился в министерство финансов переводчиком и работал до 1852 года.
Важный факт биографии Гончарова: он увлекался чтением с раннего возраста. Уже в 15 лет он прочел многие произведения Карамзина, Пушкина, Державина, Хераскова, Озёрова и многих других. С самого детства у него проявился талант к сочинительству и интерес к гуманитарным наукам.
И.А. Гончаров принадлежал к активной литературной части русского общества середины 19 века. Учился на факультете словесности Московского университета. Общался с Белинским, Герценом, Огаревым. Белинский выступил первым критиком романа «Обыкновенная история». Гончаров перенял опыт теоретика «натуральной школы», принципы этого направления получили воплощение в его творчестве. Однако сам Гончаров не принимал революционных убеждений Белинского. Прозаик заинтересовал Герцена своей борьбой с крайностями романтизма и антикрепостнической позицией.
|
Вместе с братьями Майковыми выступал на страницах рукописного альманаха «Подснежник». Писал поначалу стихи, которые пустил в большую литературу по незрелости. У Гончарова были широкие литературные связи, однако до конца своей жизни он не участвовал в общественном движении. Не считал литературную деятельность основной работой.
Главное качество Гончарова-прозаика: умение изображать подробности быта (это свойство возникло на основе принципов «натуральной школы»). Гончаров дал своеобразную картину быта русского дворянства на протяжении 3х десятилетий (интервал между романами).
Также Гончаров проявлял интерес к характеру, стремился соотносить характер с обстоятельствами. Подобно художнику останавливался на мельчайших деталях. Однако глубокого психологического анализа характера у автора нет.
Современники характеризовали Гончарова как одного из самых объективных писателей в литературе русского реализма.Ведь автор описывал то, что уже давно устоялось и было характерно для русской жизни (быт поместных крестьян, их слуг, дворовых). Многие современники отмечали эпическую манеру писателя: склонность к широким обобщениям, к эпическому мирообразу, в частности, при описании природных, определенную лаконичность в проявлении лирического начала.
Характеры героев статичны, лишены динамики развития. Если же происходит вдруг эволюция, то она поэтапна. Характеры типичны – типы эпохи, среды. Можно говорить об индивидуальном начале.
Широкую известность Гончарову принес роман «Обыкновенная история» (1844-47). Центральная тема – тема враждебности пошлого мира – красоте, искусству. Эта проблема из разряда вечных обрела свою актуальность в 30-40 годы, в период активного формирования буржуазного общества.
|
На следующий год после публикации романа «ОИ» Гончаров начал работу над романом «Обломов », однако процесс написания растянулся на 10 лет. В 1852 году Гончарову предложили принять участие в качестве секретаря (летописца) в кругосветном путешествии в Японию, куда была отправлена экспедиция на фрегате «Паллада» под руководством адмирала Путятина для заключения торговых отношений. Результат – цикл путевых очерков «Фрегат Паллада», основанный на дневниковых записях. В них нет восторженного пафоса. Автор стремится к вдумчивому описанию, он с сочувствием относится к населению, которое изучал во время плавания. Гончаров выступает как художник и ученый. Данные очерки можно назвать реалистическим путешествием. В произведении виден интерес к простому матросу, который своими умениями и нравственными качествами превосходит офицера.
После завершения очерков Гончаров работает над романом «Обломов». Его появление было вызвано эпохой кризиса русской жизни, в свою очередь подготовленного крепостнической системой. Под «обломовщиной» Гончаров подразумевал жизнь не только русского дворянства, но и другие стороны русской действительности – покой, идеал спокойствия, чреваты застоем, смертью духовной жизни. Само это явление Гончаров оценивает отрицательно. В романе подчеркивается вечное противостояние между деятельностью и бездеятельностью. Произведение «Обломов» появилось накануне отмены крепостного права. Он был очень злободневным. В последние годы, окрыленный успехом романа, Гончаров намерен продолжить споры о герое и русской жизни.
|
Роман «Обрыв» закончен в 1868 году. Здесь впервые появляется герой, близкий к революционному движению, который находится в оппозиции с обществом. В замысле романа было показать ссылку героя и жену, которая последовала за своим мужем. Роман был закончен в 60е, изменился характер героя и отношения Гончарова к нигилистам. Первоначальное название «Сюжет из жизни Райского». Фигура Райского связывает собой сюжетно не связанные друг с другом части. Своеобразие сюжетной организации заключается в том, что Райский собирает материал для своего романа из романа с Верой. Так формируется особая структура – роман в романе.
В 60е годы Гончаров вступает в полемику с демократической литературой, где любовь не занимает главные позиции, тогда как для Гончарова роман не может быть без любви. В ранних романах писателя любовь – испытание для героя. Но в «Обрыве» любовь всюду. В романе прослеживается, что Гончарову были не чужды идеи прогресса, но в то же время он считал, что прогресс должен уживаться и с прошлым, в частности не отвергать идеи семьи и брака. Роман «Обрыв» – самый тенденциозный, публицистический роман Гончарова. Автор утверждал идеи патриархальности, за что был не принят со стороны критики.
В 70-80е годы Гончаров выступает, как автор интересных статей: «Мильон терзаний» о «Горе от ума»; «Заметки о личности Белинского», «Лучше поздно, чем никогда», где подводит итог своему творчеству.
Творчество Гончарова глубоко своеобразно. Своеобразен стиль произведений: эпически замедленное, изобилующее тщательно отобранными, глубоко продуманными бытовыми и психологическими подробностями повествования о частной жизни немногочисленных героев, взятой в повседневном течении. Подчеркнутая объективность письма сочетается с философско-эстетической и художественной концептуальностью. Четкость композиционного строения произведений, в основе – сопоставление противоположных нравственно-психологических типов.
Настойчивое обращение к фольклору, приданиям и мифам связано с Гончаровской теорией типического (тип слагается из долгих и многих повторений). Гончаров словно и не выходит за рамки современности и семейно-бытового уклада. Его внимание приковано к процессам смены общественных укладов – разрушению патриархального строя и формированию буржуазного (образы деловых людей: Петра, Адуева, Штольца, Тушина).
Своеобразие позиции Гончарова заключается в том, что свой идеал он не связывает ни с отжившим, ни с новым. На обоих полюсах он видит добро и зло, объективную логику реальной жизни, видит разнородные явления в их живой противоречивой цельности. Для Гончарова характерна диалектичность в создании характера, нет исключительно отрицательных и положительных героев. Носителями идеального начала в романах Гончарова оказываются женские образы. Они в центре композиции, между полюсами конфликта, они – источник света, с ними связано жизнеутверждающее начало в романах Гончарова.