Проблематика: Обломов обобщил в себе те черты, которые были присущи его отцам и дедам. Он воплотил в себе чисто русский национальный характер. Автор дает развернутую портретную характеристику героя, которая указывает уже нам на некоторые черты его характера. Бесспорно, перед нами человек добродушный, незлобивый, мечтательный и ленивый.
Проблема «обломовщины» как исторического и социального явления среди русских мещан, не желающих перенимать новые общественные устои и меняться; вопросы значения жизни героя, его личного счастья, места в обществе и мире вообще. Обломов является типичным «лишним человеком», для которого стремящийся в будущее мир был недоступен и далек, тогда как эфемерная, существующая по сути только в мечтах, идеальная Обломовка была чем-то близким и более реальным, чем даже чувства Обломова к Ольге. Понятие среды, формирующей человеческий характер, у Гончарова безмерно расширяется.
Пусть суетятся, строят планы, снуют и толкутся, начальствуют и лакействуют другие. А Обломов живет спокойно и несуетно, подобно былинному герою Илье Муромцу, сиднем сидит тридцать лет и три года. В жизни деловых людей Обломов не видит поприща, отвечающего высшему назначению человека. Так не лучше ли оставаться обломовцем, но сохранить в себе человечность и доброту сердца, чем быть суетным карьеристом, черствым и бессердечным?
Герои:
· Обломов, Илья Ильич – помещик, дворянин, живущий в Петербурге. Ведёт ленивый образ жизни, не занимаясь ничем, кроме рассуждений. Живёт в своём идеальном мире, считая, что в этом его истинное предназначение. Чтобы показать, что в мире того времени не нашлось еще настоящих «людей дела», Гончаров проводит нашего героя через любовные испытания (испытание с Ольгой он не проходит, так как все его действия ограничивались только словами; испытание с Агафьей Пшеницыной было даже не испытанием, никто из них не понял, что произошло. Выбор между волнением и вечным дискомфортом и спокойствием и комфортом)
|
· Захар – слуга Обломова, верный ему ещё с детства. Любит его, но особенной любовью: грубит и спорит, но при этом всегда с ним (и с его родом). Отражение Обломовских нравов.
· Штольц, Андрей Иванович – друг детства Обломова, наполовину немец, практичный и деятельный. Двоякий взгляд на образ: с одной стороны – антипод Обломова, с другой – точная его копия. Одинаковая концепция действий: Обломов не делает ничего, в чем не уверен, в чем не чувствует свою целостность, Штольц же чувствует уверенность во всем, что делает. Этот герой не является «человеком дела» в чистом виде. Гончаров больше оставляет надежд на светлое будущее, когда появятся люди деятельнее Штольца. По мере развития романа читатель убеждается, что никаких широких идеалов у героя нет, что практика его направлена на личное преуспеяние и мещанский комфорт.
· Тарантьев, Михей Андреевич – знакомый Обломова, жуликоватый и хитрый. Соглашается помогать Обломову только за определённую плату. Каждый его приход становится торгами (также постоянно что-то берет и не возвращает). Аферист.
· Ильинская, Ольга Сергеевна – дворянка, возлюбленная Обломова, затем жена Штольца. Ольга чужая в своей среде. Но она не жертва, потому что в ней есть и ум, и решительность, чтобы отстаивать право на свою жизненную позицию, на поведение, не ориентированное на общепринятые нормы. Не случайно Обломов воспринял Ольгу как воплощение того идеала, о котором он грезил. Едва Ольга спела “Casta diva”, он сразу “узнал” ее. Не только Обломов “узнал” Ольгу, но и она его. Любовь для Ольги становится не только испытанием. “Где она брала уроки жизни?” – с восхищением думает о ней Штольц, который любит Ольгу именно такую, преображенную любовью. Обломов и Ольга ждут друг от друга невозможного. Она от него – деятельности, воли, энергии; в ее представлении он должен стать похожим на Штольца, но только сохранив при этом лучшее, что есть в его душе. Он от нее – безоглядной, самоотверженной любви. И оба они обманываются, убеждая себя, что это возможно, а потому неизбежен конец их любви. Ольга любит того Обломова, которого создала она сама в своем воображении, которого она искренне хотела создать в жизни. “Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, – а ты уж давно умер”, – с трудом выговаривает Ольга суровый приговор и задает горький вопрос: “Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал/ Что сгубило тебя? Нет имени этому злу.” “Есть, – отвечает Илья. – Обломовщина!” Трагедия Ольги и Обломова становится окончательным приговором тому явлению, которое изобразил Гончаров.
|
· Анисья – жена Захара.
· Пшеницына, Агафья Матвеевна – хозяйка квартиры, в которой жил Обломов, затем его жена. Она дала Обломову все условия, чтобы он окончательно стал тем, кем хотел. Комфорт стал выше всяких дел.
· Мухояров, Иван Матвеевич – брат Пшеницыной, чиновник.
|
· Алексеев – знакомый Обломова, неопределенный и всегда со всем согласный. Бледный человек, никто не знает, кто он, никто не помнит точно его имя и внешность. Никто не вспомнит о нем после смерти.
Особенности жанра:
Роман «Обломов» написан в традициях литературного направления реализм, о чем свидетельствуют следующие признаки: центральный конфликт произведения, развивающийся между главным героем и обществом, которое не разделяет его образа жизни; реалистичное изображение действительности, отражающее многие бытовые исторические факты; наличие типичных для той эпохи персонажей – чиновников, предпринимателей, мещан, слуг и др., которые взаимодействуют между собой, а в процессе повествования явственно прослеживается развитие (либо деградация) личности главных героев. Жанровая специфика произведения позволяет трактовать его, прежде всего, как социально-бытовой роман, раскрывающее проблему «обломовщины» в современную автору эпоху, ее пагубное действие на мещан.