В 1856 публикацией романа «Рудин» Тургенев открывает серию произведений, написанных в этом новом для него жанре. Далее следуют «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым», «Новь». Начиная с «Р.» в произв. видится философское начало. Эта новая манера способствовала новой концепции личности. Т. считал, что человеч. личность не может быть понята до конца. Этим он близок романтикам. Идеальное для его героев живет в искусстве, красоте, природе. Его герои меньше зависят от быта, противопост ему. В образе Рудина звучит тема судьбы. Как Рудин не может без России, так и Россия не может без таких людей, как он. Здесь также несовместимость 2 поколений. В каждой судьбе есть что-то трагическое, прикрытое пошлой жизнью. Тургенев большое место уделяет любовной теме, которая, однако всегда даётся в сплетении с исторической темой, а точнее с темой смены поколений. Пробуждение у Тургенева интереса к злободневной исторической теме имеет связь с переменами, начавшимися в России после смерти в 1855 году Николая 1. На смену авторитарному правлению приходит более мягкое и открытое Европе правление Александра 2. Оживились надежды западников. Воскресла вера в возможность исторического прогресса. Тург. задавался «?»: что м/сделать дворянин в совр. условиях, когда надо решать конкретные вопросы.
Рудин – образованный чел-к, но он не замечает, что не понимает людей. Он не м/выдержать испытания любовью. Наталья по неопытности решила, что пылкие речи Рудина и есть дей-я, но это б/не так. Жизнь Рудина клонилась к закату. Его сердце очерствлено образованностью, он все анализирует и сравнивает. Даже после объяснения с Натальей он долго анализирует счастлив он или нет, хотя это д/б быть понятно и так. После краха их романа Рудин начинает заниматься приктич. делами. Но сразу замахивается на невыполнимое – сделать реку пригодной для судоходства, перестроить систему преподавания в гимназии, он парит в облаках. Лежнев – его антипод, он наоборот жмется к земле. В финале Рудин гибнет на парижских баррикадах 1848 г. Это бессмысленный конец, т.к. жизнь Рудина бессмысленна. В Рудине мы узнаем знакомый тип «лишнего человека». Он много и горячо говорит, но неспособен найти себе дело, точку приложения сил. Всем заметна его склонность к красивой фразе и красивой позе. А вот на поступок он оказывается неспособен: даже на зов любви он побоялся ответить.
|
Наташа – очаровательный пример цельной и думающей тургеневской девушки – проявляет себя куда более решительной натурой. Слабость героя вызывает разочарование. Однако гораздо больше в Рудине замечательных черт романтика, пылкого правдоискателя, человека, который способен пожертвовать жизнью за свои идеалы. Гибель на баррикадах полностью оправдывает Рудина в глазах читателя.
Наталья не походит на обыкновенную провинциальную барышню. В сферу ее интереса попадает «весь Пушкин», серьезные научного характера издания. Тогда как Волынцев, судя по восклицанию, подобных книг никогда не читал, хотя ему неловко это признать. Позднее мы узнаем, что «Волынцев к литературе влечения не чувствовал, а стихов просто боялся». Наталья боится ненароком оскорбить неискушенного собеседника. В этом отношении, и во многих других, Наталья предстает противоположностью своей надменной матери. Наталья – типичная героиня тургеневской прозы: воспитанная, скромная, нежная, не по годам умная, с богатым внутренним миром, а главное – способная на большие и искренние чувства, на самопожертвование во имя любви.
|
Тонкой иронией проникнута характеристика Дарьи Михайловны. В ее обращении сквозит «оттенок презрения столичной львицы к окружавшим ее мелким существам». В молодости Ласунская была очень красива и пользовалась большим успехом в свете – «поэты писали ей стихи, молодые люди в нее влюблялись, важные господа волочились за ней». Но красота, которая когда-то затмевала ее человеческую сущность, пропала. Но Дарья Михайловна продолжает жаждать поклонения окружающих. И поскольку прежние «масштабы» ей недоступны, она «царит» в узком кругу своей гостиной. Симпатию вызывает молодой учитель Басистов. Человеческие слабости («любил поесть, любил поспать») лишь добавляют привлекательности: «Басистов был рослый малый, с простым лицом, большим носом, крупными губами и свиными глазками, некрасивый и неловкий, но добрый, честный и прямой, любил хорошую книгу, горячую беседу». (Некоторые литературоведы видят в Базарове продолжение Рудина, но это момент спорный).
17. Жанровые и стилистические особенности романов И.С. Тургенева. "Дворянское гнездо". Русская тема в романе
Написан во 2 период творчества (1848-61) – циклы романов об идейной жизни России. В 1859е годы перед Тургеневым встает новая большая идейно-художественной задача – показать "мгновенья перелома" русской жизни.
Характерные особенности – подчеркнутая непрерывность повествования; представители своего времени, приуроченные к определенному идеологическому или политическому движению; наличие исторической определенности, связанной с его стремлением передать "самый образ и давление времени»; новеллистический характер; ведущие герои выходят за пределы интимно-личных переживаний в широкий мир духовных интересов. Романы Тургенева стали историческими не по теме, а по способу изображения.
|
Рудин, Лаврецкий, Инсаров и другие сосредоточенно размышляют над проблемой "общего блага", о необходимости радикальных преобразований народной жизни.
Способом достижения эпической масштабности в тургеневском романе является особое преломление принципа историзма: в романе происходит сложное взаимопроникновение хронологических аспектов. Настоящее время, в котором развертывается действие, насквозь пронизано прошлым, объясняющим истоки корни изображаемых явлений, событий, характеров.
Тургенева продолжает волновать судьба дворянской интеллигенции, которая в лице Лаврецкого сознает бесцельность и никчемность своего существования. Осознав положение дворянского интеллигента, Т. понимает, что это уже, хотя и недалекое, но все же прошлое России, а потому пытается определить нового героя времени. И таким новым героем романов писателя становится вначале болгарин Инсаров, увлекающий на путь борьбы за свободу и справедливость русскую девушку Елену Стахову («Накануне», 1860), а потом, уже в 60х, разночинец Базаров («Отцы и дети», 1862).
Тургеневу были близки и понятны герои, вышедшие из дворянских гнезд; он относится к ним и изображает их с трогательным участием. Это нашло отражение в подчеркнутом психологизме образов главных действующих лиц (Лаврецкого и Лизы Калитиной). Любимые герои писатели способны тонко чувствовать природу и музыку.
Впервые Тургенев много места уделяет предыстории героев. Так, для формирования личности Лаврецкого немаловажное значение имело то, что мать его была крепостной крестьянкой, а отец – помещиком. Он сумел выработать твердые жизненные принципы. Ему присуще чувство ответственности перед родиной, желание принести ей практическую пользу.
Важное место занимает в «Дворянском гнезде» лирическая тема России, сознание особенностей ее исторического пути. Эта проблематика наиболее отчетливо выражена в идейном споре Лаврецкого с «западником» Паншиным. Показательно, что Лиза Калитина полностью на стороне Лаврецкого: «русский склад ума ее радовал». Справедливо замечание Лотмана, что «в домах Лаврецких и Калитиных родились и созрели духовные ценности, которые навсегда останутся достоянием русского общества, как бы оно ни переменилось».
Нравственная проблематика «Дворянского гнезда» тесно связана с двумя повестями, написанными Тургеневым ранее: «Фаустом» и «Асей». Столкновение таких понятий, как долг и личное счастье, определяет существо конфликта романа. Сами эти понятия наполняются высоким нравственным и в конечном счете – общественным смыслом, становятся одними из важнейших критериев оценки личности. Лиза Калитина, как и пушкинская Татьяна, полностью принимает народное представление о долге и морали, воспитанное у нее няней Агафьей. В исследовательской литературе иногда в этом усматривают слабость тургеневской героини, приводящую ее к смирению, покорности, религии.
Есть и другое мнение, согласно которому за традиционными формами аскетизма Лизы Калитиной кроются элементы нового этического идеала. Жертвенный порыв героини, ее стремление приобщиться к вселенскому горю предвещают новую эпоху, несущую идеалы самоотвержения, готовности идти на гибель за величественную идею, за счастье народа, что станет характерным для русской жизни и литературы конца 60-70х годов.
Тема «лишних людей» у Тургенева по существу заканчивалась в «Дворянском гнезде». Лаврецкий приходит к твердому сознанию, что силы его поколения исчерпаны. Но ему не дано заглянуть в будущее. В эпилоге он, одинокий и разочарованный, думает, глядя на играющую молодежь: «Играйте, веселитесь, растите, молодые силы, жизнь у вас впереди, и вам легче будет жить». Так был намечен переход к следующим романам Тургенева, в которых главную роль играли уже «молодые силы» новой, демократической России.
Излюбленное место действия в тургеневских произведениях – "дворянские гнезда" с царящей в них атмосферой возвышенных переживаний. Их судьба волнует Тургенева и один из своих романов, который так и называется "Дворянское гнездо", проникнут чувством тревоги за их судьбу.
Этот роман проникнут сознанием того, что "дворянские гнезда" вырождаются. Критически освещает Тургенев дворянские родословные Лаврецких и Калитиных, видя в них летопись крепостнического произвола, причудливую смесь "барства дикого" и аристократического преклонения перед Западной Европой.
18. Роман "Накануне". Речь "Гамлет и Дон Кихот". Концепция личности в творчестве И.С. Тургенева. Герои писателя в оценке критики 1860-х годов. Тургенев и журнал "Современник"
Роман «Накануне»
История написания. Во второй половине 1850х годов Тургенев, по взглядам либерал-демократ, отвергавший идеи революционно настроенных разночинцев, стал задумываться о возможности создания героя, чьи позиции не вступали бы в противоречие с его собственными, более умеренными, чаяниями, но который при этом был бы достаточно революционным, чтобы не вызвать насмешек со стороны более радикальных коллег по «Современнику». Роман основан на реальных событиях. В 1855 году сосед Тургенева, помещик Василий Каратеев, отправлявшийся в Крым в качестве офицера дворянского ополчения, оставил писателю рукопись автобиографической повести. В повести рассказывалось о любви автора к девушке, которая предпочла ему болгарина – студента Московского университета. Этим человеком был Николай Катранов. Он приехал в Россию в 1848 году и поступил в Московский университет. После того, как в 1853 году начинается русско-турецкая война, а среди болгарской молодёжи оживает революционный дух, Катранов с русской женой Ларисой возвращается в родной город Свиштов. Его планам, однако, воспрепятствовала вспышка скоротечной чахотки, и он скончался во время лечения в Венеции в мае того же года.
Идеи и мотивы романа были подробно проанализированы с прогрессивных позиций Добролюбовым в журнале «Современник» в январе 1860 года (статья «Когда же придет настоящий день?»).
Главной задачей в своей статье Добролюбов ставит разъяснение тех явлений действительности, которые вызвали художественное произведение. До сих пор путь Тургенева исходил из сферы высших идей и стремления внести в них грубую и пошлую действительность. Сборы на борьбу и страдания героя, хлопотавшего о победе своих начал, и его падение пред подавляющею силою людской пошлости и составляли обыкновенно интерес повестей Тургенева. Таким образом, «лишнего человека» сменял Пасынков, Пасынкова – Рудин, Рудина – Лаврецкий. Но в последнее время в обществе обнаружились требования, совершенно отличные от тех, которыми вызван был к жизни Рудин и вся его братия. В течение того периода времени, пока рисовались перед нами все эти просвещенные поборники истины и добра, подросли новые люди, для которых любовь к истине и честность стремлений уже не в диковинку. Прежних сеятелей добра, людей рудинского закала уважают, как старых наставников, но редко кто расположен выслушивать опять те уроки, которые с такою жадностью принимались прежде. В повести Тургенева мы встречаем другие типы, нежели к каким привыкли в его произведениях прежнего периода.
Если в предыдущих романах Т. изображал прошлое, рисовал образы людей 40х гг., то в «Накануне» он воспроизводил современность, откликался на те заветные думы, ктр. волновали всех мыслящих и передовых людей. Не идеалисты-мечтатели, а новые люди, положительные герои, подвижники дела были выведены в романе.
Героем избирается болг.революционер Инсаров. Вся его жизнь направлена на освобождение Болгарии. Юная Елена олицетворяет Россию накануне перемен. На нее претендуют молодой ученый Берсенев, скульптор и живописец Шубин, чиновник Курнатовский и революционер Инсаров, ктр. она и выбирает (т.е. Россия).
Инсаров – чел-к гражданского подвига, своей целеустремленностью, честностью, волей, убежденностью он увлекает Елену. Инсаров только тогда отвечает Елене взаимностью, когда убеждается, что она пожертвует всем ради Болгарии. Но мать Елены несчастна, что дочь уехала. Елена задается вопросом стоит ли горем матери платить за идею. В конце оба они приходят к выводу, что любовь и борьба несовместимы. Кое-что есть и плохое в Инсарове – он упрям, разночинец. Это видно в отношении автора к герою. Елена же, следуя Инсарову, становится типом «дон Кихота». Но Инсаров все же остается героем, он думал не только о Болгарии, но и будущем России. Т. призывал к реформе, и эти герои те, ктр. приведут к ней и к лучшему будущему.
Большое значение отводится теме любви. Любовь как единство убеждений. Т. связывает любовь с идеологией. История любви И. и Е. трагична. Елена чувствует себя виноватой перед матерью, перед родными и перед самим Инсаровым. Инсаров погибает, и Елена думает, что ее любовь во многом погубила его. Но и Инсаров чувствует вину перед Е. Ими любовь была воспринята как наслаждение, как счастье незаслуженное – вот их чувство вины.
Почему же Инсаров не русский, а болгарин? В России Т. не нашел нужного героя, уже созревшего. Он – революционер, ктр. пока нет в России. «Накануне» – роман о порыве России к переменам. Т. приводит такую мысль: болгары все – от князей до крестьян готовы пожертвовать всем ради свободы родины. Т. призывал к единству. Добролюбов в статье «Когда же придет настоящий день?» противопоставил задачи болгар и русских: у Болгарии внешние враги, а у России – внутренние. Т. был категорически не согласен, просил Некрасова не печатать эту статью, а когда ее опубликовали порвал с «Современником» навсегда.