Беляев И. А. 2005 Система жанров в творчестве Тургенева
К началу 1850х годов из жанрового многообразия предыдущих десятилетий в жанровой системе Тургенева выделяются два ведущих жанра: повесть и роман как наиболее полно отвечающие творческо-мировоззренческой индивидуальности писателя. Однако жанровый дуализм последующих десятилетий в творчестве Тургенева был сформирован и обусловлен всем предыдущим периодом жанровых поисков 1830-нач.1850х годов. Возвращаясь к раннему лирическому наследию Тургенева, возможно также предположить, что творческий успех «Записок охотника», в которых несомненно сказался и собственный опыт лирической циклизации (помимо общей направленности литературы 40х годов к собиранию малых форм), а затем и поиски в области крупных эпических жанров (повесть и роман), выведут деятельность Тургенева-поэта на периферию его художественных интересов и его жанровой системы. Отказ от «больших» комедий был во многом связан с пониманием Тургеневым того, что поставленные в них художественные задачи органичнее решать в других жанрах – в повести и романе, формирование которых происходило в творческой лаборатории писателя почти одновременно. В этой связи интересной представляется одна особенность «сосуществования» этих двух жанров, проявившаяся уже в данном конкретном случае: повесть «Два приятеля» и роман «Два поколения» отличаются сходством заглавий, в которых, однако, высказывается разная степень универсализации. Обращалось также внимание на жанровое родство и преемственность тургеневских повести и романа, на факт принципиального единства их проблематики и сюжета. Закономерен вопрос, зачем «одно и то же» содержание Тургеневу нужно было облекать сначала в форму повести, а затем романа, или наоборот. Проще всего ответить на этот вопрос так: тургеневская повесть 1850х годов была своего рода «предварительным этюдом» для тургеневского романа, а роман впоследствии стал экспериментальной площадкой для повести. Называл крупные пр-я повестями, термин "повесть" у Тургенева – "неизбежный спутник сомнения".Как бы то ни было, при всем сходстве двух произведений, написанных в один период, они были задуманы и созданы писателем в разных жанровых традициях. И какие бы определения ни давал им автор вначале, уже на стадии замысла ему было очевидно, что это произведения разных жанров. "Ася" из "рассказа" стала "повестью", "Дворянское гнездо" из "повести" – "романом".
|
Перу Тургенева принадлежит несколько повестей о любви – «Клара Милич», «Вешние воды», «Первая любовь». Все они, так или иначе, посвящены первому чувству. Главным героем этих повестей является молодой человек, от лица которого, чаще всего, и ведется повествование.
Надо сказать, что в повестях Тургенева о любви много автобиографического. И в «Кларе Милич», и в «Вешних водах» объектами любви главного героя становятся иностранки (или женщины, в которых течет нерусская кровь). Мы знаем, что роковой любовью в жизни самого писателя была оперная певица Полина Виардо. Детали облика этой женщины, ее характера, а также чувства Тургенева к ней неуловимо присутствуют на страницах его повестей, посвященных любви.
Рассказчиком в них, как правило, является герой, молодой человек. Объединяет повести и ретроспективная композиция – чаще всего произведение представляет собой воспоминание уже зрелого человека о событиях юности, которые оставили сильнейший след в его душе или кардинальным образом повлияли на его судьбу.
|
Так, в «Вешних водах» любовь Санина к Джемме не угасла и по прошествии нескольких десятков лет. В мистической повести «После смерти» любовь героев преодолела саму смерть – Яков материализует Клару силой своего чувства, а затем сам умирает, чтобы быть со своей возлюбленной.
Герои повестей Тургенева о любви – из разряда «нетронутых». Это чистые душой и разумом люди, способные искренне и сильно любить, мечтать, совершать безумные поступки, жить, а не существовать (вспомним хотя бы контраст Дмитрия Санина и господина Клюбера из «Вешних вод»). Интересно, что главными героями повестей Тургенева о любви, так или иначе, становятся женщины. Именно их образ писатель выдвигает на первый план – любуясь их красотой, свежестью, только им присущей прелестью (Джемма, Клара Милич). Но не все женские образы в повестях Тургенева положительны. Есть среди них и дьявольские создания, разрушающие, уничтожающие, играющие, но все же влекущие с непреодолимой силой (Марья Николаевна Полозова, отчасти княжна Засекина). Но, в любом случае, женщины изображаются Тургеневым как роковые существа, способные вдохновить мужчину на любое безумство.
Объединяющей чертой произведений Тургенева о любви является и их несчастливый финал. Это касается и «Первой любви», и «Вешних вод», и отчасти «Клары Милич». Героев этих произведений ждет разлука, душевные муки, большая внутренняя работа. Часто кого-то из них ожидает смерть.
|
«Первая любовь». Первую любовь испытывает каждый человек? Тургенев в своем произведении говорит, что нет. В прологе автор изображает сцену ночного разговора хозяина с двумя задержавшимися в его доме гостями. Из разговора мужчин мы понимаем, что первая любовь обходит стороной пошлое и обыденное сознание. 1-ый гость, Сергей Николаевич, говорит: “У меня не было первой любви, я прямо начал со второй. Когда я в первый раз приволокнулся за одной весьма миленькой барышней, я ухаживал за ней так, как будто дело это было мне не внове”. “Приволокнулся” – этот человек не только опошляет само понятие любви; он пытается зачеркнуть принципиальное свойство первой любви - ее способность делать хорошо знакомый мир новым.
Будничной, приземленной, ритуализированной, неискренней, вынужденной выглядит история первой влюбленности хозяина дома: “нас сосватали, мы очень скоро полюбились друг другу и вступили в брак, не мешкая, словом, “все у нас шло как по маслу”. А Тургенев считал, что любовь – это удар. Она забирает всего человека без остатка и требует преображения, поэтому ее потом и вспоминаешь всю жизнь.
Владимир Петрович, 2-ой гость, был одарен первой любовью, он знает, что она значит для человека в юности и для всей его последующей судьбы. Он отчетливо сознает, кто перед ним и что ему предстоит защищать само понятие “любовь”, поэтому он просит время, чтобы записать историю, до сих пор живущую в нем, ведь говорить о таком нельзя всуе.
Многих своих героев Тургенев испытывает любовью, потому что это чувство преображает человека, делает его лучше.