Женские образы в творчестве И.С. Тургенева и И.А. Гончарова, их оценка современниками. Русские критики об образах героинь И.С. Тургенева и И.А. Гончарова




Романы Тургенева и Гончарова, помимо худ.красоты, заставляют задуматься над теми аспектами жизни, о ктр. ранее читатель и не размышлял. Их героинь можно разделить на главные и второстепенные, причем роли второго плана отдаются авторами женщинам обычным, традиционным, их образы противопоставляются главным героиням книг, тем самым подчеркивается необычность женщин первого плана.

В романе Тургенева образом "нежной традиционности", "женской обычности" можно назвать Фенечку. Ласковая и тихая, она ведет хозяйство, нянчится с ребенком, ее не волнует проблема бытия, вопросы мировой значимости. С детства она видела свое счастье в семье и доме, муже и ребенке. Она по-своему красива, способна заинтересовать любого из окружающих ее мужчин, но ненадолго. Аналогом Фенечки в романе Гончарова является, без сомнения, Агафья Матвеевна Пшеницына. Она тоже живет в своем мире, ограниченном стенами ее дома. Она царствует в этом мире кастрюль и сковород. Но нельзя отрицать, что и Фенечка, и Агафья Матвеевна достаточно поэтичны. Их любовь, не управляемая никакой внешней идеей, почти безмолвная, может быть и жертвенна. Любовь преобразила Фенечку. Из простой, заурядной женщины она превратилась в женщину, готовую пожертвовать всем ради любимого человека. Даже Ольга Ильинская, несбывшаяся любовь Обломова, не переживает смерть некогда близкого ей человека так же искренно, как Пшеницына.

Переходя к образам Ольги Ильинской и Анны Сергеевны Одинцовой, хочется сказать, что они новы и необычны. Одинцова и Ольга похожи лишь тем, что стоят на голову выше остальных по своему мировоззрению, мироощущению, переживаниям и развитию. Для рус.лит-ры Ольга – новый образ. Она полюбила, чтобы перевоспитать, полюбила "из идейных соображений". Тургенев и Гончаров стремились показать в своих романах разные образы рус.женщин своего времени.

В романе "Отцы и дети" Тургенев показал нам три основных женских образа: образ Анны Сергеевны Одинцовой, образ Катерины Сергеевны Локтевой и образ Фенечки. Тургенев описывает Анну Сергеевну и Катерину Сергеевну совсем противоположными. Анна Сергеевна кокетлива, очень опытна в отношениях с мужчинами, разговорчива. А Катерина Сергеевна робка, молчалива, "беспрестанно краснеет и быстро переводит дух". Она больше любит читать, размышлять о жизни, о книгах, о людях, чем танцевать на балах и кокетничать с мужчинами.

В романе Гончарова "Обломов" показаны только два основных женских образа, тоже противоположных друг другу. Это образ Ольги Ильинской и образ Агафьи Пшеницыной. Их внешность так же противоположна, как и облики Анны Сергеевны и Катерины. И хотя у каждой женщины своя жизнь, свои переживания, их объединяет любовь и желание быть счастливыми.

Тург.девушки – это передовые люди своего времени, это душа России. Они часто похожи друг на друга. Тургенев дает высокую оценку героическому энтузиазму, честности, преданности делу и силе воле женщин. Худ.совершенны женские образы, созданные и Гончаровым. Они отличаются энергией, умом, нравственной силой, верой в высокое назначение чел-ка, отражают прогрессивные стремления рус.общества. «Тург.девушка» –утонченная, нежная, образованная, свободолюбивая. Героини Т. более «мягкие», а Г. более «сильные» и свободолюбивые. Тургеневские образы привлекают необыкновенной добротой и способностью к состраданию. Они обладают способность сильно любить, способны на безумный поступок. У Гончарова – энергия и сила. Они производят естественное жизненное впечатление, в отличие от идеализированных героинь Тургенева.

Наталья Ласунская («Рудин») – показано пробуждение идей лучшей дворянской молодежи, пробуждение молодой души, зарождение любви к духовно близкому чел-ку. Ася – воплощение молодости, здоровья, красоты, натура гордая и прямая. Лиза Калитина («Дворянское гнездо») – чел-к удивительной нравственной чистоты и чуткости. Елена Стахова («Накануне») – активна, целеустремленна, она страстно желает быть полезной и нужной людям, и живет ожиданием настоящего дела. Главная ее черта – самопожертвование.

Наденька Любецкая («Обыкновенная история») – «отражение своего времени». У нее есть право распоряжаться своим внутр. миром. Лизавета Александровна («ОИ») – отражает пробуждающееся и растущее самосознание рус.женщины, утверждение ее права на счастье, на самостоят.духовную жизнь. Ольга Ильинская («Обломов») – самые лучшие черты рус.женщины и вообще, ктр. видел Г. в рус.чел-ке: отсутствие искусственности, красота не застывшая, а живая. Вера («Обрыв») – чел-к ищущий новой дороги в жизни, стремящейся познать ее тайны, воплотившая гуманные стремления, нравственную чистоту и силу передовой рус.молодежи. Марфенька («Обрыв») – символ ясной земной красоты, Мадонна домашнего очага, человеческой теплоты и уюта.

Как Тургенев, так и Гончаров умели нарисовать пленительные женские портреты и создали целую галерею прекрасных женских образов. Тургеневу удалось создать яркий, запоминающийся тип русской девушки. Одни исследователи утверждают, что писатель взял их примеры из жизни, другие доказывают, что тургеневские девушки существовали только в воображении автора как некий идеал, которому стали следовать в жизни. Как бы то ни было, тургеневские девушки в нашем восприятии – это поразительно-глубокие, тонкие, смелые, беззаветно любящие, бескомпромиссные и мудрые героини. К сожалению, они часто превосходят своих избранников в духовном плане по силе воли и целеустремлённости. Они влюбляются в недостойных людей, но, даже разочаровавшись, не теряют свой внутренний стержень. В ряду тургеневских девушек стоит Лиза Калитина из романа "Дворянское гнездо", Наталья Ласунская из романа "Рудин" и, конечно, особое место принадлежит Асе из одноимённой повести Тургенева. Да, все эти героини обладают разными характерами, но сущность у них одна, впрочем, их объединяет и трагическая судьба. Многие личностные качества позволяют провести параллели между Асей, Лизой Калитиной и Натальей Ласунской. Романист наделяет всех своих героинь чертами пленительной женственности, сказывающейся не только в милой внешности, но и в душевной мягкости и грации. Деликатность здесь не означает бесхарактерности. Отличительная особенность женских образов Тургенева в том именно и состоит, что при своей внешней мягкости они сохраняют полную непримиримость в отношении воспитавшей их консервативной среды. Во всех них „ огонь“ горит вопреки их родным, их семьям, только и думающим о том, как бы этот огонь затушить. Все они независимы и живут „собственной своею жизнию“.

К особенностям таланта Гончарова тоже нужно отнести его необыкновенное мастерство рисовать женские характеры. В первом романе Гончарова это мастерство обнаружилось в обрисовке характеров Наденьки и Елизаветы Адуевой. Ещё значительнее сказалось оно в романе "Обломов" – в изображении Ольги Ильинской и Пшеницыной. Любимые героини писателя – одновременно и идеал писателя, и мера для сравнения-сопоставления с лучшими представителями гончаровских мужских образов. У гончаровских героинь сильно подчеркнуты "общеродовые человеческие свойства". Так линия женских образов Наденька Любецкая - Ольга Ильинская - Вера представляют собой представительницы (или потенциальные представительницы) типа неудовлетворенной любовницы-просветительницы. А в линии Агафья Матвеевна - Марфенька обе женщины предстают идеальными образами жены-матери. Если поставить характеры Лизаветы Александровны, Ольги Ильинской и Веры в один ряд, то они представляют собой норму "человечности" в представлении Гончарова. Типологическое сходство есть и между другими женскими образами. Например, мать Наденьки Любецкой, тетка Ольги Ильинской, бабушка Татьяна Марковна представлены в гончаровской трилогии как типы "опекающего материнского ока". Дополнительным примером могут служить и Наденька Любецкая, и Полина Крицкая, как тип суетной столичной жительницы. Каждый женский образ в романах Гончарова отмечен печатью своего времени. Такова провинциальная помещица "старого века" Анна Павловна (мать Александра Адуева) с её самоотверженным, но наивным чадолюбием, с заботами о материально-телесном благополучии сына. Именно материнская забота о благе сына составляет суть характера Анны Павловны, определяют содержание её жизни, придавая ей смысл и полноту. В немудрёной природе этой женщины отразились стародавние понятия о назначении слабого пола в семье и обществе.

«Кроме старушки в Базарове, то есть матери Евгения и вообще матерей, особенно светских барынь, которые все, впрочем, похожи одна на другую (мать Лизы, мать Елены), да матери Лаврецкого, бывшей крепостной, да еще простых баб, все женщины и девицы Тургенева невыносимы своей деланностью и, простите, фальшью. Лиза, Елена – это не русские девицы, а какие-то Пифии, вещающие, изобилующие претензиями не по чину.Ирина в "Дыме", Одинцова в "Отцах и детях", вообще львицы, жгучие, аппетитные, ненасытные, чего-то ищущие – все они чепуха. Как вспомнишь толстовскую Анну Каренину, то все эти тургеневские барыни со своими соблазнительными плечами летят к чорту. Женские отрицательные типы, где Тургенев слегка карикатурит (Кукшина) или шутит (описание балов), нарисованы замечательно и удались ему до такой степени, что, как говорится, комар носа не подточит. Описания природы хороши, но... чувствую, что мы уже отвыкаем от описания такого рода и что нужно что-то другое." (Чехов Суворину, 24 февраля 1893 г.)

Александр Островский тоже не совсем лестно отзывается, пожалуй, об одном из самых чистых образов Тургенева – девушке Асе: «Золотуха, загнанная внутрь».

Писарев: "из женских личностей, выведенных в романах г. Гончарова, только Ольга Сергеевна Ильинская до некоторой степени заслуживает анализа. Создания Гончарова не выясняют нам ни одного явления жизни, и, следовательно, мы можем взглянуть на всю его деятельность как на явление чрезвычайно оригинальное, но вместе с тем в высокой степени бесполезное. Автор пытается объяснить происхождение выведенного им женского характера, но попытки эти оказываются совершенно неудачными. Говоря вскользь о развитии Ольги, Гончаров указывает только на два обстоятельства, отличавшие собою ее жизнь от жизни других девушек, принадлежащих к тому же слою общества. Первым обстоятельством является отрицательное влияние тетки, вторым – положительное влияние Штольца. Тетка, заменившая Ольге родителей, не мешала ей делать что угодно, а Штольц в досужные минуты учил ее уму-разуму; первое обстоятельство довольно правдоподобно: сироты обыкновенно растут свободнее, чем дети, воспитывающиеся в родительском доме; они терпят больше горя, но зато развиваются самобытнее и становятся тверже, именно потому, что их не охватывает со всех сторон расслабляющая атмосфера слепой любви и неотразимого деспотизма. Ольге было удобнее развиваться под надзором тетки, чем под руководством матери; но ведь тетка могла дать только отрицательный элемент; она могла до известной степени не мешать развитию, а условия жизни, выбор чтения, кружок знакомых должны были направлять силы молодого ума в ту или другую сторону.»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: