По мнению Т., в Г. и Д.К. воплощены 2 коренные противоположные особенности человеч. природы. Все люди принадлежат более или менее к 1 из этих 2 типов. Страдания Г. больнее и язвительнее, чем у Д.К., т.к. Г. сам наносит себе раны, сам себя терзает, обладает самоанализом. Д.К. смешон, но в смехе есть примиряющая и искупляющая сила. Гамлет же внешне не вызывает смеха, но именно в этом его осуждение: сочувствует ему почти всякий, но любить не может никто, т.к. он сам никого не любит. Г. не будет сражаться с ветреными мельницами, он не верит в великанов, но он бы и не напал на них, если бы они и существовали. Г. от малейшей неудачи падает духом и жалуется, а Д.К. нисколько не сомневается в успехе. В основу противопост. Т. поставил этический принцип: их отношение к идеалу. Для Г. основа и цель существования находится в нем самом, для Д.К. – вне его. Этим обуславливается нравственный облик каждого из них: эгоизм, безверие и скептизм, развитый ум и слабая воля, трусость, сосредоточенная на себе рефлексия, самобичевание Г.; вера в истину, альтруизм, самоотверженность и бесстрашие в борьбе с враждебными силами, непреклонная воля, односторонность и духовная ограниченность Д.К. Писатель говорит о необходимости слияния их достоинств – мысли и воли, и понимает невозможность этого. Д.К-ы – разночинец, революционер-демократ, как исторические деятели они всегда трагичны. Они в руках судьбы. Они безумцы, ктр. бессильны найти истину при всем благородстве.
19. Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети", его социальные, этические, эстетические, философские проблемы и их решение. Трагическое начало в романе
Тургеневу пришло в голову выбрать представителем базаровского типа человека неотесанного; он так и сделал и, конечно, рисуя своего героя, не утаил и не закрасил его угловатостей; выбор Тургенева можно объяснить двумя различными причинами: во-первых, личность человека, беспощадно и с полным убеждением отрицающего все, что другие признают высоким и прекрасным, всего чаще вырабатывается при серой обстановке трудовой жизни, от сурового труда грубеют руки, грубеют манеры, грубеют чувства; человек крепнет и прогоняет юношескую мечтательность, избавляется от слезливой чувствительности.
|
В романе "Отцы и дети" дается более широкий охват действительности, чем в предыдущих романах, хотя и в нем действие совершается в обычно избираемых Тургеневым временных рамках – два месяца.
В романе переданы споры "отцов" и "детей", освещающие столкновение и смену двух культур – старой, дворянской культуры и новой, демократической. Конфликт романа «Отцы и дети» в семейных сферах, конечно, не замыкается, но трагическая глубина его выверяется нарушением «семейственности», в связях между поколениями. Противоречия зашли так глубоко, что коснулись природных основ бытия.
В произведении сталкиваются не только два поколения, но и две идеологии: консерваторов Кирсановых и радикально настроенных разночинцев-демократов в лице Базарова. Роман начинается с обычной для жизни дворянских гнезд ситуации – приезда из столицы молодого дворянского отпрыска к отцу в деревню. Воспользовавшись тем, что Николай Петрович Кирсанов в ожидании сына смотрит на дорогу, Тургенев, прибегая к любимому своему приему, рассказывает предысторию его семьи, главой которой был малограмотный, но боевой генерал времен 1812 года. Дворянское гнездо Кирсановых не блистало ни родословной, ни богатством, ни аристократическими связями. Зато оно и не представляло собой гнезда "барства дикого"; в роду Кирсановых не было, как в роду Лаврецких, крепостников-самодуров, грабителей и истязателей крестьян. При невежественном отце братья Кирсановы, обучаясь "чему-нибудь" и "как-нибудь", сумели все же, особенно Павел Петрович, подняться над уровнем провинциальной поместной среды. Обитатели Марьино стараются более или менее идти в ногу с веком. Кажется, что все прочно в дворянском гнезде Кирсановых. Но вслед за этим писатель рисует картину и глубокого упадка хозяйства Николая Петровича и нищету его крепостной деревни. Беглыми, но выразительными штрихами, в самый канун реформы 1861 года, Тургенев показывает кризис жизни и барина и мужика, общенациональную необходимость уничтожения крепостного порядка. Тургенев не питает никаких иллюзий относительно общественной роли "отцов". В прежних своих описаниях поместного дворянского быта писатель редко касался его экономических сторон и деталей. Теперь, показывая почти разоренное поместье Николая Петровича Кирсанова, он отмечает оскудение, хозяйственную беспомощность дворянства, тщетно пытавшегося приспособиться к новым требованиям жизни.
|