· Образ Вольдемара. Рассказ ведется от лица главного героя Владимира Петровича, человека лет сорока. Он вспоминает историю, произошедшую с ним, 16-летним юношей. Прототипом молодого героя повести, по словам самого писателя, послужил он сам: “Этот мальчик- ваш покорный слуга”. Сменяют друг друга длинные, светлые, теплые дни лета. Жизнь идет своей чередой без гувернера в прогулках с книгой в руке, вскачь на верховой лошадке. Мальчик представляет себя рыцарем на турнире. Дамы сердца у него пока еще нет, но вся его душа готова к встрече с ней. В нем живут два полярных чувства: грусти и радости. Грустит и плачет он от созерцания “красоты вечера” и чтения “ певучего стиха”. Но одновременно так радостно наблюдать ему вокруг себя красивый мир, что “сквозь слезы и сквозь грусть” неудержимо “проступало чувство молодой, закипающей жизни ”. Тургенев называет предчувствие Володи “полусознанным, стыдливым”, так как оно связано с грезами юного сердца о “призраке женской любви”. Юношеское сознание сосредоточено на мечте о рыцарском служении Прекрасной Даме. И в этом он достойный сын своего отца.
· Образ Петра Васильевича. Прототип героя – отец писателя Сергей Николаевич, который женился на Варваре Петровне (матери Т.) по расчету. В течение всей жизни он сохранит свою внутреннюю независимость и подчеркнутую холодность в супружеском союзе. “Воробьиная ночь” показала, что чувство, которое испытывает Владимир настоящее и очень серьезное, его счастливый сон на заре словно затишье перед той бурей страданий и страстей, которые обрушатся на юношу, и именно отец станет причиной этих страданий.
Сейчас о своем отце говорит 40- летний человек, но даже по прошествии двух десятков лет после его смерти он продолжает смотреть на него с обожанием и преклонением. “Я любил его, я любовался им, он казался мне образцом мужчины”. По- прежнему незабываемо лицо отца: умное, красивое, светлое, незабываемы те короткие минуты, когда он позволял мальчику находиться рядом с собой. Но от этого привязанность к отцу не делалась меньше.
|
Именно отец помогает сыну понять вековечный смысл любви: “ Чужое я внедрилось в твое: ты расширен – и ты нарушен и твое я умерщвлено”.
В памяти Владимира Петровича отец остался человеком чести. Женившись по расчету на женщине “старше его десятью годами” и будучи зависим от нее материально, он терпит много лет недостойное себя положение. Единственное, что помогает ему в вынужденных жизненных обстоятельствах оставаться внутренне независимой личностью – это его строгость, холодность и отдаленность в отношениях с женой. Поэтому трудно представить ситуацию, в которой бы отец мог о чем-либо просить ее. Тем не менее дважды Петру Васильевичу придется встать на колени перед женой, заботясь о Зинаиде.
Когда их связь перестает быть тайной благодаря анонимному письму графа Малевского и в доме происходит ссора с жестокими словами и угрозами, он находит в себе душевные силы пойти к жене и “с нею наедине” долго говорить о чем-то. Стремясь оградить княжну от наветов, он соглашается, по-видимому, с условием жены оставить дачу и переселиться в город. Однако самой потрясающей является сцена, когда, по словам Владимира Петровича, за несколько дней до смерти отец получил письмо из Москвы и “ходил просить о чем-то матушку и, говорят, даже заплакал, он, мой отец ”!
|
По-рыцарски ведет себя отец и в ситуации с автором анонимного письма его жене графом Малевским, отказав ему бывать в своем доме: “имею честь вам доложить, что если вы еще раз пожалуете ко мне, то я вас выброшу в окошко. Мне ваш почерк не нравится”.
Красивый, глубокий, страстный человек, он оказал решающее воздействие на резвую, кокетливую шалунью-княжну.
Даже когда все обнаруживается, мальчик-рыцарь “не зарыдал, не предался отчаянию”, а главное, “не роптал на отца”. Рыцарское поведение отца в последующие дни не только не даст повода сыну для упреков, но еще более утвердит юношу в отцовском праве на любовь. Знаменательна в этом смысле сцена (после свидания отца с Зинаидой в городе), когда ему вдруг открывалось, “сколько нежности и сожаления могли выразить строгие черты” его отца, истово любившего и одновременно скорбящего по невозможности своей любви.
22. Творчество И.С. Тургенева в 1860-е годы. Роман "Дым", его своеобразие
С начала 1860-х годов Тургенев поселяется в Баден-Бадене. Он активно участвует в культурной жизни Зап.Европы, завязывая знакомства с крупнейшими писателями Германии, Франции и Англии, пропагандируя русскую литературу за рубежом и знакомя русских читателей с лучшими произведениями современных ему западных авторов. Несмотря на жизнь за границей, все мысли Т. были связаны с Россией. Он пишет роман «Дым» (1867), вызвавший много споров в русском обществе. Т. надеялся, что послужит делу объединения всех передовых сил России, но все только обострилось. Рус.жизнь не имеет перспективы. Время не стабильное. Россия была связанна у него с образом «дыма». И следующий роман его сразу после «ОиД» назван «Дым». Писал он его очень долго. «ОиД» он воспринимал как провал, хотел вообще оставить творчество. Живя за границей, он не мог писать о России, т.к. не видел, что происходит там. В романе «Дым» он пытается осмыслить совр.историю России. Он обращает внимание на партию, ктр.хотела бы вернуть все обратно. Действие происходит в Баден-бадене, где есть русская группа, ктр. волнует Россия.Он понимал, что есть силы, которые могут вернуть Россию назад, это морально низкие, корыстолюбивые люди. Другая группировка в романе – нигилисты. Он их показывал на нерусской земле. Это крикуны, дикие русские юноши – Бомбарев, Пищялкин. Уже фамилии о многом говорят. Главный герой романа Литвинов сталкивается с ними. У него есть русская невеста Татьяна. Здесь же он встречается с бывшей возлюбленной – Ириной, ктр. замужем за богатого генерала, но не счастлива с ним. Встретив Летвинова ее чувства оживают. Она хочет быть с ним, но не хочет обратно в Россию. Она хочет, чтобы Л. бросил все ради нее и остался с ней. Л. отказывается от брака с Татьяной, но и с Ириной он понимает, что не сможет быть. Долг превзошел чувства. Ирина не понимала его, и он разрывает с ней. Рядом с главным героем находится Патугин, ктр. тоже влюблен в Ирину. Он выбрал чувства, а не долг и теперь таскается за Ириной по Европе. Л. возвращается в Россию, он не готов отказаться от родины. Принимает прощения от Татьяны. Образ дыма – непонятный смысл жизни. Герои мечутся в поисках истинного пути. В конце романа появляется надежда, что из газообразного Россия скоро перейдет в твердое состояние. Л. освобождается от дыма. Он простой обыкновенный человек, в нем нет титанизма Базарова.
|
Любовная интрига здесь имеет общественный смысл. С кем Литвинов? Со светлым будущим в России или с революции? Усиливается критическое начало, интерес к быту. Роман густо населен, много героев. Сатирическое начало. Структура Тургеневского романа меняется. Роман разрастается, и это просматривается в последующих романах. Роман принял большую критику. Страхов в своей статье многими героями был не доволен (якобы Тургенев не видел и не понимал жизнь людей в России).
(По Цейтлин «Дым» Тургенева) «Дым» – один из самых сложных тургеневских романов.Критика социалистического учения Герцена совмещается в этом произведении с яростной борьбой против идеологии «дворянского реванша». Идейно-художественное своеобразие романа Тургенева «Дым» определяется не только внеэстетической, но и эстетической сферой реальности. Произведение теснейшим образом связано с литературой как частью культуры. Произведение также погружено и в общекультурный контекст. Термины историко-культурный контекст и традиция соотносятся друг с другом. Традиция представляет собой составную часть литературно-художественного и общекультурного контекстов, передающуюся от поколения к поколению, от одного человека к другому. В литературно-художественном контексте романа «Дым» мы выделили два вида традиций: автотрадицию и внешнюю по отношению к Тургеневу традицию – «чужое слово» в его пятом романе.
В отличие от Герцена Тургенев не верил в крестьянство, мелкобуржуазную природу которого он вполне понимал и считал иллюзии Герцена в этом отношении реставрацией старого русского славянофильства.
Однако «Дым» был направлен не против одних «лондонских» эмигрантов, но и против русской контрреволюции. Отстаивая дорогое ему, как либералу «постепеновцу», дело крестьянской реформы, Тургенев в то же время видел, что значительная часть русского дворянства – и прежде всего аристократическая и крупнопоместная его верхушка – недовольна реформой. Особенно резко это недовольство проявлялось за границей, где реакционные фрондеры чувствовали себя гораздо свободнее, чем в Петербурге. Обозначились три основные политические сферы «Дыма»: Губарева, как основного из поставщиков «социально-славянофильской браги», фрондирующих генералов, мечтающих отменить реформу и вернуться назад, чуть ли не к «семибоярщине» – и Потугина, этого ревностного защитника идей европейской «цивилизации».
Все эти люди находятся на территории Баден-Бадена. В первый раз у Тургенева действие большей части его романа происходит не в самой России, а далеко за ее пределами. Тургенев недостаточно знал в эту пору русскую действительность, с которой он в 1862-66 гг. мало соприкасался. Избрание местом действия заграничного города позволило романисту изобразить русскую жизнь ретроспективно, преломив ее факты сквозь откровенно-пристрастное восприятие героев его нового романа. Отличительной особенностью «Дыма» является множество выведенных в нем персонажей, почти всегда списанных с реальных исторических лиц. В этом романе выведены Бакунин и графиня Салиас, фаворитка царя, Долгорукая и ее муж, генерал Альбединский, министр двора, граф Адлерберг, славянофил Кошелев и многие другие. Когда Тургенев пишет о госпоже X, «известной некогда красавице и всероссийской умнице, давным-давно превратившейся в дрянной сморчок, от которого отдавало постным маслом и выдохшимся ядом», – он явно имеет в виду Смирнову-Россет, которая одиннадцатью годами ранее послужила ему моделью для Дарьи Михайловны Ласунской (в «Рудине»).
Подобное обилие прототипов закономерно для «Дыма» – первого тургеневского романа-памфлета, полного язвительных намеков на «героев дня». В сюжетной основе «Дыма» находится история любви Литвинова и Ирины, осложненная отношениями Литвинова к Татьяне. Их взаимоотношения составляют почти все содержание интимного плана «Дыма». Но прежде чем обратиться к этим своим героям, Тургенев целых пять глав уделяет русским аристократическим путешественникам, псевдо-демократическому кружку Губарева и глубоко своеобразной личности Потугина. В «Дыме» же изображалась одна эта «мутная пена» демократического движения. Здесь Тургенев приблизился к так называемому антинигилистическому роману, представленному в 60е годы именами Писемского («Взбаламученное море»), Лескова («Некуда»), Клюшникова («Марево»), Авенариуса («Бродящие силы»). С этой литературой губаревский план «Дыма» объединялся следующими характерными особенностями:
1) неприкрытой тенденциозностью, проявлявшейся в отрицании за революционным лагерем каких бы то ни было политических перспектив, а за его приверженцами – каких-либо человеческих достоинств,
2) предоставлением всех своих симпатий патриархальным и аполитичным людям, связанным с национальной русской «почвой», людям, не помышляющим о каком-либо протесте, гармоничным и устойчивым в своей психике,
3) введением аллегорического заглавия, недвусмысленно отвергавшего нигилистическое движение (образ «дыма», как символа непрочности, эфемерности революционных начинаний),
4) таким построением сюжета, при котором образы революционеров чрезвычайно быстро и без сколько-нибудь существенных столкновений разоблачали перед всеми свою безыдейность, обывательщину, корысть и тем самым компрометировали принципы, которые они пытались представлять,
5) саморазоблачающим языком «нигилистов» – грубостью их речей и крайней пустопорожностью их споров по общественно-политическим вопросам.
В этой своей части – изображения Губарева и его кружка «Дым» был воспринят читателями, как одно из звеньев антинигилистической литературы 60х годов.
23. Итоги творческого пути И.С. Тургенева, их отражение в поздних повестях, романе "Новь" и "Стихотворениях в прозе"
Роман «Новь» написан сразу после «Дыма», эта уже новая манера романа у Т. Здесь еще сильнее чувствуется своеобразная обращенность в будущее. Роман «Новь» - самый крупный их всех романов Т. Общественно-политическая тематика в нем выражена так ярко, как ни в одном другом романе до этого. В период создания «Нови» интерес писателя к революционному движению в России был особенно глубок и значителен. Тургенев в 70е годы с доброжелательным вниманием следил за политической эмиграцией, обосновавшейся в Париже. Он оказывал им материальную помощь. В «Нови» Т. размышляет о судьбах России. Эти размышления проникнуты ненавистью к дворянской реакции, проявляющиеся в различных формах. Создавая образы Калломейцева и Сипягина, представляющих в романе эту реакцию, писатель доходит до явной злободневности, остроты. Тургенев «относит Калломейцева к “новой породе помещиков-ростовщиков”, бесчеловечных в своих отношениях с крестьянами», а «в лице Сипягина развенчивает показной, поверхностный либерализм, обнаруживающий в критический момент свою реакционную сущность». Вместе с тем главное внимание писатель уделяет изображению революционной молодежи (Нежданову, Марианне, Маркелову, Соломину). В литературе о романе самым спорным является образ Соломина. Соломина относили к разным социальным и политическим группам: то к представителям зарождавшейся в России буржуазии, то к рабочей интеллигенции, то к буржуазным просветителям, то к народникам лавровского направления. Поздний Т. показывает рус.жизнь в контрастах. Это новый стиль: обращенность к духовной стороне личности, строгость письма, усиление сатирического и психологического начала, изображение быта. Т. по-своему осмысливал революционное движение. Революционеры – это нетерпеливцы, ктр. торопят историю. Сейчас они не нужны, надо смириться и терпеть. В романе «Новь» он и показывает это. Гл. герой – Нежданов. Сама фамилия не спроста выбрана, его не ждали. От матери он наследует плебейскую кровь, а от отца спокойность. В его душе – борьба двух стихий, ктр. вместе не могут ужиться. Он идет в народ, но не умеет с ним общаться, он не знает его. Мужики видят в нем начальника, они не понимают его, и сдают его полиции. Нежданов приходит к тупику. Тург. девушка – Марианна – воспитанница в богатой семье. Они чем-то похожи с Неждановым. Они ровня др.др. и любят др.др., но М. разочаровывается в Н., т.к. понимает, что надо не бунтовать, а просвещать народ. И она предпочитает другого, ктр. близок рабочим и хозяевам фабрики, где он работает – Соломин. Он полезный человек для России. Нежданов кончает жизнь самоубийством, а Соломина ждет успех и перспектива. Это новый тип романа. Тург. показывает Россию через судьбы нескольких персонажей. Вводит картины различной жизни: общественные группировки, простой народ, богатые люди. Роман приобретает ярко выраженный общественный характер.
Завершает тв-во Т. «Стих-я в прозе» – это сатирический период. Это сборник миниатюр. В нем собраны все ранние темы Т.: социальные, философские, любовь, природа, интеллигенция, искусство, подвиг и т.д. Это завещание Т. На рубеже 1870-80х годов Тургенев создает цикл «Стихотворения в прозе», который стал итогом и завершением всего его творческого пути и одновременно лебединой песней автора. Цикл состоит из лирических миниатюр, тематика которых воспроизводит главные темы тургеневских произведений прошлых лет. Мотивы и образы «Записок охотника» узнаются в стихотворениях «Деревня», «Два богача», «Щи», «Христос», «Сфинкс», рассказывающих о духовном богатстве, непостижимой душевной глубине и загадочности русского крестьянского характера. Знакомая по «любовным» повестям и романам тема разрушительной чувственной и просветляющей жертвенной любви присутствует в стихотворениях «Роза», «Как хороши, как свежи были розы…», «Стой!», «Воробей», «Памяти Ю. П. Вревской». Историческая линия романов прослеживается в стихотворениях, посвященных сложным взаимоотношениям народа и интеллигенции, судьбе и дальнейшим путям развития России: «Чернорабочий и белоручка», «Порог», «Русский язык». Особую и самую многочисленную группу в цикле составляют стихотворения пессимистического характера, продолжающие шопенгауэровскую линию тургеневских романов и развивающие как тематически, так и эстетически (ирреальные образы «иного мира», поэтика сновидения) мотивы «таинственных» повестей; к ним относятся «Разговор», «Старуха», «Собака», «Конец света», «Черепа», «Насекомое».
Поэтика романтизма, всегда сосуществовавшая в тургеневских произведениях с «программной» для середины 19 в. реалистической поэтикой, однако никогда не заслонявшая ее собой, в «таинственных» повестях и «Стихотворениях в прозе» меняет свое эстетическое «место» и выходит на первый план, становясь структурообразующей основой произведений. Художественные новации позднего Тургенева, непонятые и непринятые большинством его современников, в действительности есть характерная черта и примета уже в это время начинающей складываться новой общеевропейской стилистической парадигмы, которая, противопоставив себя бытовому и эмпирическому реализму как бесплодному и отживающему стилю, будет широко черпать из сокровищницы романтической эстетики и на рубеже 19-20 вв. войдет в историю под названием стиля модерн.