Историографический обзор.




В 2002 году был издан труд иерея Георгия Ореханова «На пути к собору». Данная работа отражает духовное и нравственное состояние общества в период подготовки реформ. В одном из разделов приводится анализ «Отзывов епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе», в основном автор затрагивает тему созыва собора и установления патриаршества. По тематике моей работы особого материала не предоставлено, но данная работа помогает воссоздать истинную картину о состоянии российского общества в начале ХХ века. Так же существует работа выпускника исторического факультета МГУ Мраморнова Александра Игоревича «Духовная семинария в России в начале ХХ века, кризис и возможности его преодоления (на Саратовских материалах)». Данная работа является довольно объемным трудом с обширным введением, в котором говорится о проблемах данного периода, приводится обзор различных уставов духовных семинарий, предоставлен историографический обзор работ по сходной тематике, в работе использовано множество архивных документов и других различных источников. Из недостатков работы стоит отметить особый акцент автора на политике государства, возможно из-за этого теряется внутренняя духовная составляющая. Существует интересная речь, произнесенная на Актовом дне Николо-Угрешской Семинарии 8 октября 2002 года под авторством Георгия Евгеньевича Колыванова. В ней рассказывается история становления семинарий в России и проектах реформирования их в начале ХХ века. Интересна статья Сушко А.В. «Духовные семинарии в России (до 1917 г.)», в этой статье приводится множество статистических фактов и сведений относящихся к внутренней жизни семинарий, благодаря чему можно сформировать правильное мнение о положении дел в семинариях к началу ХХ века.

В статье Юрия Филиппова «Духовное образование на рубеже XIX-XX вв.: духовные школы после образовательной реформы 1884 г.» представлена картина реформ 1867 и 1884 годов. Отражены основные проблемы беспокоившие духовную школу в начале XX века, такие как отсутствие выборности начальствующих лиц и проблема перехода воспитанников из духовных школ в светские. Статьи игумена Андрея (Мороза) «Ардонская Духовная семинария в начале ХХ века» и Леонтьевой Т. Г. «Вера и бунт: духовенство в революционном обществе России начала XX века» описывают бунты семинаристов и указывают их причины. Данные статьи написаны на источниках Ардонской и Тверской семинарий и отражают хронологию событий, указывая причины волнений семинаристов. Причины эти были, как и недовольством в строе духовных школ, недовольстве начальствующими лицами, зачастую выступления были связанны с бытовыми проблемами. Особо следует отметить диссертацию кандидата исторических наук Павленко Татьяны Анатольевны «Протестное движение учащихся православных семинарий в период Первой российской революции: 1905-1907 гг.». Эта работа наиболее полно раскрывает проблемы, хронологию и причины семинарских выступлений по всей Российской империи. Данный труд основан на множестве различных источников, архивов семинарий, периодических изданий.

По Предсоборному Присутствию следует отметить работу И.В. Воробьева «Митрополит Арсений (Стадницкий) и реформа среднего образования». Работа посвящена Митрополиту Арсению и работе возглавляемого им пятого отдела Предсоборного Присутствия, посвященного реформе духовного образования. Данный труд рассматривает основные проблемы, рассматриваемые на заседаниях V отдела.

Относительно материалов связанных с собором, выделяется труд Поповой О.Д. «Поместный собор 1917-18 гг. и проблема духовно-учебных заведений». В данной работе рассказывается о работе Поместного Собора 1917–1918 гг. по решению вопросов реформы духовно-учебных заведений. Показаны проблемы духовной школы в России в начале ХХ в. и место этих проблем в работе Собора.

Новизна

Новизна работы заключается в том, что изучение проблемы реформирования средних духовных учебных заведений ранее по данному источнику не рассматривалась.

Обоснование структуры:

Работа состоит из введения, заключения и трех глав. Главы были разделены по источникам.

Глава 1. Отзывы епархиальных архиереев.

Глава 2. Предсоборное Присутствие.

Глава 3. Собор.

Каждая глава, для удобства восприятия была разделена на шесть пунктов:

· недостатки духовной школы;

· предложения типов устройства реформированных школ;

· предложения в изменении учебных программ и вообще учебной части;

· замечания относительно воспитательной части;

· финансовые вопросы;

· административные и организационные вопросы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: