Отзывы епархиальных архиереев




 

Первым источником являются «Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе». (М. 2004. Т. 1. – 1040 с., Т.2. – 1056 с.).

Форма источника достаточно удобна для написания работы, так как ответы на вопросы синодальной “анкеты” расположены в тексте отзыва. Особая важность сборника состоит в том, что почти в каждом из отзывов содержится рассмотрение иерархами разных взглядов по проблемам духовного образования конца Синодального периода. Фиксируя эти взгляды, мы можем составить целостную палитру проблем в указанной области, как она виделась современникам. Позиция архиереев именно в вопросах об образовании может считаться одной из наиболее объективных, т.к. большинство из респондентов перед посвящением в епископский сан были инспекторами и ректорами семинарий, т.е. имели более или менее значительный опыт работы в системе духовного образования. Каждый отзыв состоит из ответов епископа на вопросы анкеты, к которым может присовокупляться какой-либо проект или записка специалиста в той или иной области по важным, по мнению архиерея, проблемам.

В начале XX века в системе среднего духовного образования назрел серьезный кризис. Сословная замкнутость духовенства в неспокойные предреволюционные годы стала давать печальные плоды, проявлявшиеся в нежелании и бегстве молодых кандидатов во священство от пастырского служения.

В семинариях начались беспорядки, поведение воспитанников вселяло ужас в учащих и начальствующих. За несколько выпусков в семинарии могло не произойти ни одной хиротонии. “Духовное юношество” нестройными революционными рядами шагало к «светлому будущему», покидало духовное сословие. Респонденты-архиереи пытались найти выход из сложившейся ситуации. Значительная часть пожеланий и рекомендаций подразумевает тотальную реорганизацию системы духовного образования и привлечение в семинарии людей «не-духовного» происхождения, открыть двери духовных учебных заведений для всех сословий.

Не обходят архиереи вниманием и другие традиционные проблемы российской духовной школы - многопредметность, двойственность задач, несогласованность учебных планов. Немало замечаний делают преосвященные относительно воспитательной части, вопросов административного характера. Все это является ценнейшим материалом, т.к. представляет мнение не одного человека, но целого епископата, который и поставлен блюсти эту часть церковной жизни в епархиях. Подводя итог можно сказать, что в отзывах епархиальных архиереев содержится основная информация, позволяющая делать выводы относительно состояния духовных школ в начале XX века и предполагаемые пути решения проблем, связанных с этим аспектом церковной жизни.

 

Предсоборное Присутствие.

 

16 января 1906 года Император Николай II учредил Предсоборное Присутствие. Это был орган, который должен был в течение нескольких месяцев подготовить созыв Поместного Собора, подготовить для этого Собора проекты основных решений, т.е. осуществить очень сложную, очень важную подготовительную богословскую и каноническую работу.

Председателем Предсоборного Присутствия был назначен митрополит Антоний, его заместителями были два других русских митрополита: Московский — Владимир (Богоявленский) и Киевский — Флавиан (Городецкий). Предсоборное присутствие состояло из семи отделов, каждый из которых занимался отдельными вопросами о подготовке к собору, о епархиальном управлении, составление приходского устава, вопросы связанные со старообрядцами.

Вопросами духовного образования занимался пятый отдел под председательством епископа Псковского Арсения (Стадницкого). Членами отдела были многие видные деятели своего времени, такие как протоиереи А.П. Мальцев, П.Я. Светлов, Ф.И. Титов, К.И. Левитский, священник А.П. Рождественский, профессора В.Ф. Певницкий, В.З. Завитневич, С.Т. Голубев, Н.Н. Глубовский, В.И. Несмыслов, А.И. Бриллиантов, М.А. Машанов, Ф.Д. Самарин, Н.П. Аксаков.

Протоколы и заседания Предсоборного Присутствия были изданы и доступны в различных библиотеках. Журналы и протоколы заседаний Высочайше учрежденного Предсоборного присутствия. СПб., 1906. Т. 1-4.

 

Деяния Собора.

 

Поместный Собор Российской Православной Церкви, состоявшийся в 1917-1918 гг., явился очень важным событием в истории Церкви. Была упразднена синодальная система и восстановлено Патриаршество. Поместный собор проходил в сложное для Церкви время связанное с революционными преобразованиями в стране.

В Деяниях Собора учувствовали Святейший Синод и Предсоборный Совет в полном составе, все епархиальные архиереи, а также по выборам от каждой епархии по два клирика и по три мирянина, протопресвитеры Успенского Собора и военного духовенства, наместники четырех Лавр, настоятели Соловецкого и Валаамского монастырей, Саровской и Оптиной пустыни, представители монашествующих, единоверцев, Духовных Академий, воинов действующей Армии, представители Академии наук, университетов, Государственного Совета и Государственной Думы. Всего на Собор было избрано и назначено по должности 564 церковных деятеля: 80 архиереев, 129 пресвитеров, 10 диаконов и 26 псаломщиков из белого духовенства, 20 монахов (архимандритов, игуменов и иеромонахов) и 299 мирян.

Рукописи деяний Собора находятся в двух архивах в Москве в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) фонд 3431 оп. 1 и в Санкт-Петербурге в Российском государственном историческом архиве (РГИА), фонд 833 опись. Так же в интернете доступно для скачивания (URL: https://www.bogoslov.ru/library/text/369915/index.html) (дата обращения 03.05.2012) Собрание определений и Деяния Священного Собора Российской церкви (репринтное издание — Москва, 1994-2000).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: