Политическая мысль Древнего Вавилона




Первоначально в долинах рек Тигра и Евфрата (Двуречье) было несколько небольших государства, начало которых восходит к IV тыс. до н.э. Позднее происходит их политическое объединение. В первые столетия II тыс. до н.э. возвышается город Вавилон и на долгое время становится политическим и культурным центром южного Двуречья.

Своего расцвета Вавилонское государство достигает в XVIII в. до н.э. в царствование Хаммурапи. В это время вся страна объединяется под властью царей вавилонской династии.

Восхваление и оправдание неограниченной власти восточного деспота - царя - содержатся во вводной и заключительной частях Законов Хаммурапи.3 Здесь утверждается божественное происхождение царской власти: боги поставили Хаммурапи править "черноголовыми", это - бог неба Ану, бог земли Энлиль, бог Мардук, покровитель Вавилона, и бог солнца и света Шамаш. Все прочие боги неизменно оказывают ему, Хаммурапи, свою помощь и покровительство.

Политическая мысль Вавилона проникнута религиозными представлениями. Боги направляют судьбы людей и народов, они дают им все блага и насылают на них все беды, отражают врагов и даруют победы.

Законы превозносят царя как богоподобное существо. Царь Хаммурапи подобен богу Шамашу, он - божественный царь царей, "связь небес и земли", дарующий богатство и изобилие, мудрый, сильный и всемогущий.Царь восхваляется как носитель справедливости, защитник слабых, хранитель законности, источник всех земных богатств и благополучия своих подданных.

Хаммурапи же изображает свои законы как изданные в интересах слабых, для защиты "сирот и вдов". "Для того, чтобы сильный не обижал слабого, чтобы сироте и вдове оказывалась справедливость, я начертал в Вавилоне... для водворения права в стране, для оказания справедливости притесненному мои драгоценные слова на моем памятнике я поставил". Угнетенный, вовлеченный в тяжбу "найдет свое право, даст своему сердцу вздохнуть (свободно)", скажет, что Хаммурапи был отцом для своего народа, что он "доставил навсегда благоденствие народу, правил страною справедливо".

Хаммурапи хочет, чтобы законы, им созданные, оставались навсегда неизменными, и поэтому призывает своих преемников не вносить изменений в них. "Не отменять моего законодательства, не искажать моих слов, не изменять моих начертаний" - таков его призыв.

Страшные проклятия обрушивает Хаммурапи на голову того, кто ослушается этих его указаний. Он грозит ему опустошением страны, превращением городов в развалины, гибелью народа, смутами и восстаниями, сулит ему потерю трона, физические страдания, неизлечимые болезни, преждевременную смерть.

В Законах Хаммурапи отражается стремление увековечить существующий общественный строй и само деспотическое государство.

 

1.3. Политико-правовая мысль Древней Индии В политико-правовой мысли Древней Индии доминирующее положение долгое время занимали мифологические и религиозные представления. Именно поэтому идеи брахманизма оставались господствующими на протяжении многих веков. Зачатки идей брахманизма встречаются в ряде древнейших памятников Древней Индии, относящихся ко II тыс. до н. э. Самым ранним источником признаются Веды (в переводе с санскрита – знание, ведение). Веды состоят из четырех основных сборников: «Ригведа» (сборник гимнов), «Самаведа» (собрание песнопений), «Яджурведа» (тексты жертвенных формул), «Атхарваведа» (собрание магических заговоров и заклинаний). В Ведах подчеркивается, что все люди поделены богами на четыре варны. Эти варны созданы из Пуруши (мирового тела и духа, первочеловека, «космического великана»). Первая варна - жрецы (брахманы) созданы из уст Пуруши, вторая - воины, цари (кшатрии) - из рук Пуруши, третья - крестьяне, ремесленники, торговцы (вайшии, вайшьи) - из бедер Пуруши, четвертая - свободное население, слуги (шудры) - из ступней Пуруши. Варна шудр была самой низшей. Таким образом, мы впервые сталкиваемся с органической теорией происхождения сословий. Вне варн находились чандалы и парии, выполнявшие работы могильщиков, мусорщиков и палачей, а также рабы. Члены варн были лично свободными, но имели разные права и обязанности, т.е. они были неравноправны между собой. В привилегированном положении находились брахманы и кшатрии. Вайшии и шудры занимали подчиненное положение. Принадлежность к варне переходила по наследству. Строение общества, права и обязанности представителей различных варн определял мировой закон – «Рита». Рита определяет основы и божественного мира, и мира людей, фундаментальные основы сознания, истину. Рита – это закон внутренней, естественной гармонии, закон космического порядка, который проявляется и в обществе. Это – закон законов. Идеи брахманизма получают дальнейшее развитие и конкретизацию в Брахманах, Араньяках и Упанишадах (IX-VI вв. до н.э.). Позднее появляются дхармасутры и дхармашастры – правовые сборники различных брахманистских школ. Во всех этих памятниках развивалось многозначное понятие «дхарма» - закон должного поведения, морального правопорядка. Дхарма – это важнейший принцип индивидуальной и общественной жизни. Все варны должны четко следовать дхарме: у каждой варны своя дхарма (кодекс поведения). Особое место среди дхармасутр и дхармашастр занимают «Законы Ману» («Манавадхармашастра» или «Манусмрити»). Хронологически их относят ко II в. до н.э. - II в. н.э. В целом в «Законах Ману»4 обосновывается и утверждается руководящее положение брахманов, их исключительное право толковать дхарму и обязанность царя чтить брахманов и во всем им подчиняться. Брахманы признавались владыками всех существ, им отводилось особое место: «Все, что существует в мире, - это собственность …брахмана; … брахман имеет права на все это». В гл. II «Законов Ману» устанавливалось подчиненное положение кшатриев по отношению к брахманам: «десятилетнего брахмана и столетнего царя следует считать отцом и сыном, но из них двоих отец – брахман». Царю отводилось в «Законах Ману» весьма почетное место: царь должен быть охранителем варн и всех тех, кто следует установленной для всех дхарме. Господствовала патриархальная концепция государственной власти, согласно которой правитель является отцом для своих подданных, он должен защищать их, заботиться о них. Вместе с тем царь несет ответственность не перед своими подданными, а перед богами. Здесь содержатся также общие наставления, адресованные царю: «царь должен быть всегда готов к войне, всегда обнаруживать силу, скрывать тайны, выслеживать слабости врага». Особое внимание в «Законах Ману» отводится наказанию – данданити (данда – палка, посох). Признается, что наказание является «великой энергией», и поэтому пользоваться им следует весьма осторожно. Наказание само по себе признается весьма деятельным способом управления людьми и регулирования их поведения. «Весь мир подчиняется (только) посредством Наказания, ибо трудно найти человека чистого; ведь только из страха Наказания весь мир служит пользе». Наказание является разным для четырех варн. Например, самым серьезным наказанием для брахмана был штраф и изгнание. В Законах Ману перечисляются также загробные кары, которые может понести нарушитель дхармы. Тот, кто не исполняет дхарму, в другой рождении может оказаться в низшей варне или превратиться в животное или насекомое. Определенный отход от идей брахманизма прослеживается в «Артхашастре» (IV-III вв. до н.э.), автором которой принято считать Каутилью, влиятельного советника царя Чандрагупты I. По форме данное произведение является определенным пособием по управлению государством. Основными постулатами этого памятника являются: провозглашение божественной власти царя, наделение царя законодательными полномочиями, передача ему функций по охране интересов государства. 5 В «Артхашастре», наряду с традиционным пиететом к дхарме, явное предпочтение все же отдается практической пользе (артхе) и обусловленным ею политическим мероприятиям и административно-властным установлениям. Сохранение на земле установленного богами порядка, по мнению Каутильи, возможно только с помощью мудрого и искусного правителя. Вместе с тем правитель должен жестоко подавлять неповиновение царской власти, поскольку царская власть должна быть сильной, направленной на приобретение новых территорий и приумножение богатства. Государь является неограниченным самодержавным правителем. Каутилья рекомендует царю руководствоваться, в первую очередь, интересами укрепления государства, соображениями государственной пользы и не останавливаться перед нарушением религиозного долга, если того требуют обстоятельства. Принципу целесообразности, практической пользы (артхе) отдается предпочтение и при применении права, хотя отмечается необходимость понимания того, что «закон основан на истине».

 

Copyright 2002-2009 © Дирекция портала "Юридическая Россия"
1.4. Политико-правовая мысль Древнего Ирана Крупнейшим историческим памятником древней культуры Ирана является Авеста. Это собрание священных книг зороастризма, являющегося религией древних племен, населявших территорию Ирана, стран Ближнего и Среднего Востока. Основоположником зороастризма принято считать Спитака Спитами (X- сер. VI до н.э.), который выступил в роли пророка Заратус(ш)тры. Источники свидетельствуют, что первоначально Авеста состояла из 21 книги (насков). В период завоеваний Ал. Македонского они были уничтожены, возможно, во время пожара. Из них уцелели только 3 книги: "Ясна", "Вендидат", "Висперед". Впоследствии Авеста все время дополнялась, поэтому дошедший до нас текст представляет собой соединение отрывков, которые зачастую повторялись и противоречили друг другу. Дополнения, которые были сделаны после Заратустры, получили название Младшей Авесты. Таким образом, это произведение создавалось на протяжении многих веков. Авеста являлась господствующей религией государства Ахеменидов и Сасанидского государства. Она продолжала действовать и в период господства Арабского Халифата, противодействуя насаждавшемуся исламу. Согласно учению Заратустры, в мире существует два начала: доброе - Ахура-Мазда (Ормузд) и злое – Ангра-Манью (Ахриман). Между ними происходит постоянная борьба. Ормузд - создатель всего лучшего, доброго, праведного, блага для всего, что существует на земле. Ахриман же является источником бедствий, разрушений, преступлений, всего злого на земле. Заратустра прославляет Ахура-Мазду, называет превосходнейшим, совершеннейшим, мудрейшим и т.д. и надеется на победу добра над злом. Он объявляет Ахура-Мазду верховным и единственным богом. Таким образом, он вводит единобожие вместо существовавшего многобожия. Всех остальных богов - бога огня, бога солнца, воды и др. он считал его проявлениями. В некоторых параграфах Авесты Заратустра говорит о себе как о защитнике бедных. Вот слова из "Ясны": "... ибо чистой, благой мыслью я содействую защите бедного, принадлежащего вам (Мазда). Объявим это перед вами всеми, перед дэвами и извращенными людьми". Борьба добра со злом, воспевание всего праведного, справедливого лежит в основе этики Заратустры, которая выражается в трех принципах – добрая мысль, доброе слово, доброе дело. "Эти слова, произнесенные Маздой, содержат три правила, четыре профессии, пять властелинов, им совершаются приношения. В чем состоит тройное правило? Хорошо думать, хорошо говорить, хорошо делать" (Ясна). Видимо, эти три правила составляли основу должного поведения людей при родовом строе. Содержание понятия "добрая мысль" означает чистоту помыслов в духе божественных законов, помощь ближнему, борьбу со злом, мир и единогласие со всеми. Человек не должен иметь дурных помыслов, не должен завидовать, быть корыстным, жестоким. Поздний зороастризм в большей мере конкретизирует понятие "доброе слово", предписывая не нарушать слово, соблюдать договоры, поступать честно во всех торговых делах, возвращать долги, не клеветать, не оскорблять. "Доброе дело" - третья заповедь Авесты - охватывает многие стороны общественной жизни. Прежде всего - это соблюдение законов Ахура-Мазды, особенно тех, которые предписывают трудиться на земле, орошать ее и возделывать, сажать плодовые деревья, не загрязнять землю, проводить каналы, заботиться о полезных животных. Зороастризм обязывает своих последователей строго подчиняться священному закону, праведному порядку, воплощенному в Авесте в лице Аша. В "Виспереде" содержится призыв к верующим: "Держите в готовности ваши обе руки и ваши умы - для благого совершения законных поступков в соответствии со священным порядком и для избежания незаконных и дурных дел". Поэтому особенно в "Ясне" Аша воспевается наряду Ахура-Маздой как высшее благо, самый мудрый, справедливый, борющийся со злом. Авеста содержит в себе проповедь просвещения, которое совпадает со знанием законов Мазды. Просветительские идеи предписывали устройство общественной жизни в соответствии с законами Мазды, основанными на принципах добра и справедливости. Они регламентировали многие стороны общественной жизни. Придерживаться законов является обязанностью всех членов общества. Авеста передает легенду возникновения человечества и царства, повествует о временах существования в рае Имы - человека, сына неба, который был изгнан из рая за то, что съел мясо. Вендидат передает о божественном предупреждении Имы о бедах, угрожающих земле. Это может быть и суровая зима и потоп, наводнения. Има по велению Ахура-Мазды строит убежище и забирает с собой самых сильных и красивых мужчин и женщин, зародыши всех видов самых крупных и самых красивых животных, семена различного рода деревьев, самых красивых и с самым лучшим запахом. Ахура-Мазда повелевает создать царство, в котором "не было бы ни ссор, ни вражды, ни неверности, ни злости, ни обмана, ни низости, ни скорби, ни смерти и т.п.". Далее он подробно регламентирует, что должен сделать Има на земле, чтобы создать царство счастья: где он должен обосновать жилище, как посадить деревья, орошать землю, оберегать свое стадо - народ. Все это и было выполнено Има. И эти люди живут счастливой жизнью, которую создал им Има, - заключает Ахура-Мазда. Таким образом, обрисовывается идеальное общество, где царят мир и счастье, где нет вражды и насилия. Большой интерес представляет вопрос о характере власти в этом обществе. В литературе бытует мнение, что Заратустра проповедовал монархию. Можно с убежденностью сказать, что в Авесте проповедовалась власть не просто монарха, а власть просвещенного и мудрого монарха. Таким мудрым просветителем Ахура-Мазда называет сына Заратустры как главу гражданской власти и самого Заратустру как главу религиозной власти. Авеста признает четыре сословия: жрецов (атраван), воинов, земледельцев и ремесленников. Она не выделяет рабов в качестве самостоятельного сословия, но вспоминает о них. Одно из центральных мест в Авесте уделяется сословию жрецов, основной обязанностью которых является проповедование законов Заратустры и их претворение в жизнь. Наделенные духовной властью, они обладали большим влиянием в общественной и политической жизни. Значительное место в "Вендидате" занимают вопросы гражданского права. И в частности, заключение договоров, форма их заключения, ответственность за нарушение договора; семейно-брачные отношения, преступления и наказания. "Вендидат" предусматривает различные виды преступлений. К числу самых тяжких преступлений относятся преступления против законов Мазды, за которые устанавливаются тяжкие наказания: "Пусть разрежут его тело полностью при помощи железных лезвий", "Пусть скуют все его члены железными оковами". За ними следуют преступления против религиозных ритуалов и перечень наказаний за нарушение этих предписаний. В "Вендидате" говорится и о преступлениях против сил природы. Преступлением считается и осквернение земли, воды и растения погребением трупа. "Вендидат" знает и такие виды преступления, как убийство и ранение животных, в частности собаки, лишение ее еды. Здесь же регламентируются различные виды наказания для человека и животных, которые тоже рассматриваются как субъекты преступления. Это объясняется тем, что полезных животных считали частью армии Ахура-Мазды и "обладателями сознательности". По семейно-брачным вопросам "Авеста" предписывает необходимость семьи, детей, относя это к порождению добра. Отдается предпочтение человеку женатому, отцу семейства, а девушкам предписывается выходить замуж. На вопрос: "Что доставляет очень большую радость земле?" – Ахура-Мазда в числе прочих называет ту землю, на которой праведный человек возвел жилища, которая имеет огонь, скот, женщин, детей и группы прекрасных мужчин (Вендидат). "Вендидат" допускает кровосмешение. Люди, которые соблюдают этот закон, Мазда выражает свою благодарность. Вместе с тем закон предписывает супружескую верность и карает за ее нарушение, запрещает разводы. Значение "Авесты" неоценимо не только как исторического памятника. Известно, что зороастризм получил широкое распространение во многих странах - от Индии и Афганистана до Греции, от Вавилонии до Азербайджана и Армении включительно. Зороастризм оказал огромное влияние на развитие политической мысли как Востока, так и Запада. Исследователи "Авесты" отмечают ее влияние на Демокрита (по вопросу о трех принципах морали). С этим учением был знаком и Платон, который первым из греческих автором упоминает о нем, Аристотель и ряд других античных мыслителей. Авесту изучал и Гегель, который также испытал ее определенное влияние.

 

Copyright 2002-2009 © Дирекция портала "Юридическая Россия"


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: