Формирование и развитие политико-правовой мысли в России (XI–XVI вв.)




Русская политико-правовая мысль богата по своему содержанию и имеет многолетнюю историю развития. Возникая вместе с формированием древнерусского государств в IX в., она прошла длительную эволюцию. На процесс развития политико-правовых идей в России оказали существенное влияние политические и правовые идеи, учения мыслителей Запада и Востока. Однако самобытность российской политико-правовой мысли обусловлена исключительной ролью в ее развитии православия.

Именно православие сформировало политическое мировосприятие, свойственное только российскому обществу. Так, государство рассматривалось не только как единственный гарант общего блага, но и как высокое нравственное начало, олицетворяющее идеалы справедливости, благочестия и истины.

По своей природе государство не трактовалось как общественный договор, что было свойственно западным авторам. Правда, встречаются довольно своеобразные трактовки "общественного договора". А государство понималось как государство-вотчина.

Сам государь являлся "помазанником Божьим". Однако, будучи богоизбранным, царь ответственен перед своими подданными. Он не должен допускать нарушения законов, быть милосердным к обездоленным.

В связи с тем, что исторически государство на Руси играло определенную роль в жизни индивида и общества, политическая мысль обосновывала необходимость его существования лишь в форме абсолютной монархии

§ 1. "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона

Расцвет русского государства в княжение Ярослава (1019-1054), рост его авторитета в международных отношениях, напряженная и острая дипломатическая борьба с другими государствами нашли отражение в летописях и в другой литературе этого времени.

Византийские императоры использовали факт крещения Руси и приобщения ее к греко-православной церкви для обоснования своих притязаний на подчинение Киевского государства.

Против таких притязаний было направлено "Слово о законе и благодати" киевского митрополита Илариона, которое является первым дошедшим до нас политическим трактатом Древней Руси (XI в.)

"Слово о законе и благодати" представляет собой определенную политическую программу независимости русского государства и русской церкви от притязаний Византии.

Основной темой этого трактата является защита идеи равноправия и независимости Киевского государства. Иларион горячо протестует против теорий "богоизбранности" Византии и ее притязаний на создание "вселенской империи" и "вселенской церкви", выражающих стремление Византии к господству над всеми народами, принявшими христианство по православному обряду.

В противовес этим притязаниям "Слово" утверждает, что время "богоизбранности" одного народа прошло и наступило время свободного приобщения всех народов к христианству.

Обоснованием такой точки зрения является, по Илариону, концепция всемирной истории, которая делится на два периода - Ветхого Завета и Нового Завета. Период Ветхого Завета - период богоизбранности одного, иудейского народа, период подчинения Закону.

Сменивший его период - Нового Завета - период благодати, когда христианство стало достоянием всех народов, принявших его свободно и добровольно. Русский народ приобщился к христианству по собственной воле, а не под влиянием Византии.

Принятие Русью христианства, по мнению Илариона, - залог ее равноправия. Русский народ тем самым вошел в равноправную семью народов и не нуждается ни в чьей политической опеке. Русскому народу принадлежит великое историческое будущее.

"Слово" особо подчеркивает роль Владимира I Святославовича, при котором произошло "крещение Руси" и который «мужеством и храбростью»1 спас свою землю. Похвала князю Владимиру у Илариона сливается с прославлением могущества и силы древнерусского государства.

Но не только этим вопросам было посвящено "Слово". Иларион обращается к выяснению соотношения Закона и Истины. В средневековье слово "закон" употреблялось в теологическим и юридическом значениях. Закон рассматривался как проводник чужой воли: Бога или Господина (государя).

Истина связана с достижением христианином высокого нравственного статуса, с постижением Новозаветного учения и воплощением его требований непосредственно в своем поведении и деятельности. Тот человек, который живет согласно Новому Завету, не нуждается в законе, поскольку внутреннее нравственное совершенство позволяет ему свободно реализовать (соответственно Истине) свою волю.

Иларион полагал, что закон нужен только лишь тогда и только лишь тому, кто не достиг совершенства. Закон нужен для того, чтобы подготовить человека к Благодати и Истине; чтобы люди смогли избежать взаимного истребления. «Прежде Закон, потом она, Благодать».2 Закон - это навязанное новое формальное предписание, не отвечающее интересам и внутренним побуждениям его исполнителей.

«Закон предтечей стал и слугой Благодати и Истины»,3 - уточняет Иларион. Закон не делает людей свободными, поскольку предписывает рабски подчиняться внешним предписаниям, т.е. это - не свобода. Только познание истины предоставляет человеку свободу в выборе своего поведения.

Истина, по мнению Илариона, способна сделать всех людей на Земле свободными, превращая их постепенно в общество равноправных христианских народов. Истина - это совокупность нравственных правил, воспитываемых в человеке морально-этическим идеалом христианства.

По мнению Илариона, Закон и Истина не противопоставляются друг другу, а взаимосвязаны друг с другом. Законопослушание и нравственное поведение человека связано с постижением Истины и достижением в силу этого Благодати. Истина воспринимается человеком благодаря закону, а не вопреки ему. Христос, утверждает Иларион, пришел в мир не для того, чтобы нарушить закон, а напротив, исполнить его.4

Высшая цель управления государством - обеспечение интересов всех подданных. Князь обязан быть щедрым и творить милостыню, помнить о болящих, вдовах, сиротах.

Правосудие, по его мнению, осуществляется только по закону, но милостиво. Мало казни, много милуй, говорит он. Кроме жестоких мер юридического характера он советует применять и моральное воздействие в форме помилования, так как суровое наказание противно самой природе человека.

<QUEST1< FONT>Главной задачей, стоящей перед Русским государством, является обеспечение мира. Князь обязан заботиться о мире и не развязывать войны, которые могут кончиться печально для русского народа. Ни на свой, ни на чужой народ не следует "попущать скорби и глада и напрасных смертей, огня, потопления". Божественный промысел должен обеспечить мир, а князь, реализуя этот божественный промысел, должен организовать хорошее внутреннее управление страной.

Эти идеи Илариона получили дальнейшее развитие в летописях, которые составлялись на протяжении многих веков в различных городах и монастырях.

§ 2. Политические идеи в "Повести временных лет"

Наиболее развернутое изложение истории Русской земли дано в монументальной "Повести временных лет", созданной в конце XI – начале XII вв.

Автором "Повести", по предположению большинства исследователей, был монах Киево-Печерского монастыря Нестор.

<QUEST2< FONT>Перед летописцем стояла задача обоснования теории политической независимости Руси, т.е. отход от существовавших в то время теорий, которые распространялись первыми митрополитами на Руси - греками по происхождению. Согласно этим теориям своим существованием Русь обязана Византии.

Согласно византийской историко-политической концепции подлинная всемирная история началась с распространения христианства, когда создалось единое "вселенское" христианское царство - Рим. Преемницей первого Рима, погибшего в результате неверия и распространения ересей, стала Византия - второй Рим. Основная задача Византии - распространять повсюду христианство, подчинить себе христианские народы и создать мировую империю.

Чтобы обосновать независимость Русского государства и внушить русским князьям мысль о единстве их интересов, Нестор отвергает византийскую теорию происхождения русского государства. Он дает свою схему всемирной истории.

Нестор, согласно библейской схеме раздела земель между сыновьями Ноя после "всемирного потопа", говорит о том, что в числе "языков", на которые распалось потомство Ноя, упоминается и "язык" славянский. Таким, образом, славяне являются равноправным народом, который поселился на определенной территории.

Крещение Руси признается в летописи результатом того, что "Бог возлюбил новых людей, Русскую землю и просветил ее".

В летописи дается обоснование независимости русского церкви и государства.

Следуя традициям средневековой историографии, согласно которым правящей династии приписывалось, как правило, иностранное происхождение, Нестор включил в свод легенду о призвании варяжских князей. Согласно легенде только род киевских князей восходит к варяжскому князю Рюрику. Рюрик был призван славянами для установления "порядка", которого не было на их земле. Эта легенда, по его мнению, должна была доказать, во-первых, независимость русских князей от византийских императоров и, во-вторых, подчеркнуть величие, беспристрастность княжеской власти.

Легенда нужна была и для того, чтобы обосновать возникновение государства как определенный добровольный договор. Согласно договору старейшины передают власть князьям в целях установления "порядка", т.е. такого положения, согласно которому вся общественная жизнь подчиняется известным "нормам", "уставам", "правдам", которые предписаны княжеской властью.

В летописи впервые появляется концепция, согласно которой все притязания на земли других князей являются неправомерными. Выдвигается политический идеал согласия и единения князей под руководством старейшего, на основании довольства каждого своим "жребием".

Необходимо, утверждает летописец, строить отношения с удельными князьями на основе принципа династического княжения. Библейское обоснование этого принципа дано в самом начале "Повести". После потопа трое сыновей Ноя - Сим, Хам и Иафет, бросив жребий, разделили землю.

Иафету достались славянские земли. При этом каждый из братьев, чтобы не вступать в долю братьев, жил в своей части. Таким образом, Нестор проводит идею о том, что удельно-династическое княжение является единственной богоугодной формой правления.

Нестор с удовлетворением записывает решение Любечского съезда князей: "каждый да держит отчину свою".

Стремление к захватам летописец рассматривает как "несытство", гордость, высокоумие и даже как "крамолу". Он подчеркивает, что в Рязани была крамола весьма злая - брат брата пошел убить для того, чтобы одному захватить власть, а остальных братьев перебить.

По вопросу о верховной власти в летописи высказываются противоречивые взгляды. С одной стороны, в ней прославляется власть князей, рисуется облик идеального правителя, превозносятся его дела и подвиги. С другой стороны, Нестор начинает обосновывать теократическую концепцию "богоугодного властелина". Он ставит вопрос о соотношении власти светской и духовной. Духовной власти он отдает предпочтение. Именно церковь является той силой, которая способна, по его мнению, удержать прежнее единовластие. Центром сплочения древнерусских князей летописец считает не великокняжескую власть, а церковь. Только "духовное водительство" позволит вывести страну из состояния междуусобный войн.

Именно поэтому Нестор и являлся сторонником канонизации русских святых.

В "Повести временных лет" отразилась достаточно сложная и международная, и внутренняя обстановка того времени. Начиная с середины XI в. Киевская Русь испытывала постоянные набеги кочевников, да и войны между князьями также ослабляли русское государство.

В "Повести" осуждались такие войны, говорилось о внешней опасности, о славе и величии Родины, о необходимости ее единства.

Подводя некоторые итоги, можно утверждать, что основными мотивами летописи гордость за великое прошлое русского народа, призыв к единению князей, к защите границ русского государства и забота о его будущем.

Все последующие летописцы начинали свой труд, как правило, с летописи Нестора.

"Повесть временных лет" сыграла значительную политическую роль и в тяжелые годы татаро-монгольского ига, напоминая о былом могуществе и независимости Родины.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: