Политические взгляды Максима Грека




К числу "нестяжателей" относился и публицист Максим Грек (1480-1556). Он был одним из монахов Афонского монастыря, прибывший в Россию для исправления священных книг.

Почему можно говорить о том, что Грек является приверженцем идей нестяжателей? Максим Грек утверждает, что евангельская проповедь нищеты и обязанности трудиться - основа всей жизнедеятельности человека.

Нынешняя церковь, по его мнению, преступила эти евангельские заповеди и собирает себе все богатства: и села, и земли. А это противоречит заповедям нищеты.

Иосифляне оправдывали стяжание, мотивируя это тем, что каждых монах лично является нищим, а стало быть, не нарушаются евангельские принципы. Все богатство принадлежит в целом монастырю.

Максим Грек выступает и против этого положения, утверждая, что тогда монастырь можно сравнить с шайкой разбойников, члены которой не несут ответственности за грабеж, даже если и не каждый из них участвует в дележе награбленного.

Он в принципе осуждает богатство, которое, по его мнению, лежит в основе всех "преступлений человеческих". Стяжание является самым тяжелым грехом человека, губительным не только для иноков, но и для мирян.

Монастыри же вообще находятся на особом положении и не должны иметь частновладельческих накоплений, ведущих к порочной жизни за счет других людей.

Причина всех пороков, как социальных, так и нравственных он видит в организации вотчинного быта всей церковно-монастырской системы. Здесь процветают: эксплуатация крестьян, ростовщичество, обман, жадность, сребролюбие, покупка чинов и званий, что нарушает моральный облик людей, призванных служить Богу.

Правда, он допускает признание за монастырями право на владение свободными землями: пашнями, садами, огородами, т.к. это дает возможность реально обеспечивать жизненные потребности монахов.

Максима Грека интересовали проблемы, связанные с происхождением и сущностью верховной власти, формами ее организации и способами осуществления.

<QUEST7< FONT>К законным способам происхождения власти Грек относит не только наследственное получение власти, но и выборное. Всенародное избрание правителя мыслитель считает вполне законным получением царского достоинства и сана.

Максим Грек первым вводит эту мысль в русскую политическую литературу. Причем он поднимает вопрос не только о законности занятия царского престола путем выборов: но и положение об участии в этом процессе общественного мнения в форме "единомыслия" всей земли.

Предпочтительной формой власти он считает такую организацию, при которой царь управляет подвластными "в синклитских советах царских". Участвовать в этих советах могут "благохитростные советники" и "крепкодушные воеводы". Плохих советников, советующих что-нибудь "развратное", следует немедленно удалять, чтобы царь не подвергался их влиянию.

Перечисляя состав "советующих лиц", Грек рядом с боярством упоминает и дворянство (воеводы, военачальники). Везде он подчеркивает почетную роль воинства в государстве, поскольку при его помощи осуществляется главная задача государственной деятельности - обеспечение мира и стабильности жизни подданных государства.

Максим Грек ставит вопрос о совете и советниках как необходимом ограничении самоволия властвующей персоны. Далее большое внимание он уделяет вопросам законности в действиях верховной власти, т.е. ограничению власти монарха законом, а также нравственным критериям, которым должен соответствовать монарх.

Тема законной реализации власти рассмотрена в его произведениях всесторонне и последовательно.

"Правда" употребляется им как термин, выражающий понятие "Закон", "законность". Под "неправдой" он обычно понимает нарушение закона. "Неправдование" у него приравнивается к законопреступлению. "Неправда" таким образом, ограничивается в большей степени юридическими критериями, по сравнению с "правдой".

"Правда" тоже часто употребляется для характеристики законных форм реализации власти и прежде всего в области чисто юридической деятельности - судопроизводстве. Этим объясняется и его знаменитое определение "правды": "правда, сиречь прав суд" 31 - т.е. судебное разбирательство, в котором всякая тяжба рассмотрена на основании закона, нелицеприятно, немздоимно, с кротостью и милостью.

Царская власть, по его мнению, обязательно должна ограничиваться законом, притом не только божественным, но и положительным. Это положение, в отличие от других мыслителей, он сопровождает развернутой аргументацией.

Суд в государстве должен осуществляться на основании государственных законов. Страна должна быть очищена от всякого неправдования, разбойничества и кровопролития на основании "правды" и при помощи правосудия. Только этим царь может угодить Богу, который любит более всего "правду, щедроту и милость". Бог больше всего ценит в царях соблюдение "правды". Византия пала исключительно из-за того, что цари византийские перестали выполнять свои гражданские обязанности.

Цари византийские, по его мнению, "хищаху неправедне имения подручников, презираху своя боляры... вдовицы обидимыя и сироты и нищая не отомщая обидящих",32 т.е. они не совершали правосудия и не наказывали преступников.

Впервые Максим Грек противопоставляет гражданскую правду в делах государства бездеятельной вере и благочестию, которые никак не реализуются. К этому положению в дальнейшем обращались Иван Пересветов, Зиновий Отенский, Андрей Курбский и Иван Тимофеев.

Максим Грек обращается и к теме организации судопроизводства. Он отмечает взяточничество судей, которые «лихоимствуют», «хитят имения и стяжания вдовиц и сирот».33 Они для получения мзды готовы нанять лжесвидетелей и использовать клевету. Такой суд, по его мнению, наносит вред не только всем подданным, но и авторитету царя и даже престижу всего государства перед другими, которые живут согласно "грацким законам".

Он рассматривает систему доказательств и выступает против судебного поединка. Он считает его несправедливым способом разрешения дел. По его мнению, предпочтительнее такие судебные доказательства, как свидетельские показания и клятва.

Правосудие должно производиться на основании закона, с оказанием милости при определении меры наказания ко всем сторонам - участникам тяжбы.

Таким образом, ограничение реализации власти законом предусматривает установление справедливого суда и ликвидацию внесудебных видов произвола как со стороны царя, так и его чиновников.

Сам царь тоже не может действовать беззаконно. Он не имеет никаких прав присваивать себе чужую частную собственность - т.е. "совершать хищение чужих имений". Он ограничен определенными пределами - одним из пределов и есть охраняемое законом право собственности.

Другим ограничением, по мнению Максима Грека, являются нравственные критерии, определяющие моральный облик царя. Он повторяет уже высказанные ранее положения о том, что царь, являясь господином над людьми, обязан господствовать над своими страстями и не давать волю таким порокам, как сластолюбие, сребролюбие и славолюбие34 и т.п.

Сущность верховной власти, полагал Грек, есть проявление Божественной воли. Он рассматривает царя как «благовернейшего и всехвального самодержца всея Русии»35, а Русское государство «царством преславным».36

Если царь не соответствует этим высоким требованиям, идеалу, он может быть назван "мучителем". "Мучительство" приносит позор царству и возмездие правителю". Возмездие ожидается от Бога и оно обрушится не только на царя, но и на всех тех, кто способствует созданию подобных ситуаций. Люди не вправе прикасаться к помазаннику божьему – только Бог может его наказать.

Прогрессивную и традиционную для русской политической мысли позицию занял Максим Грек в вопросах войны и мира.

Мир, полагал философ, - наилучшее состояние. Он допускал войну только "ради крепчайшей нужды". Никто не должен подстрекать правителя к ведению войны. Нужно иметь такого советника, который будет всегда искать мира и примирения с соседями. Нужно исполнять божественные заповеди, требующие соблюдения мира, так как господь всегда гнушается крови.

В послании царю Ивану Васильевичу Грек прославляет тех царей, которые утверждают свою державу "в мире и тишине".37 Но так как существует внешняя опасность, необходимо иметь сильное, хорошо обученное регулярное войско. Страна должна обладать "многолюдным воинством", которое всегда готово отразить нападение врагов.

Такие взгляды Максима Грека оказали большое влияние на последующее развитие политической мысли.

§ 8. Социально-политические идеи Феодосия Косого Как и в Западной Европе в период Реформации, еретические учения в Древней Руси охватывали не только городское население, дворянство, но и социальные низы города и деревни. Появляются московские ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого. <QUEST8< FONT>Еретиком, выразившим взгляды наиболее угнетаемой части низов, давшим наиболее резкую критику существующих отношений, был беглый холоп одного из служилых людей Феодосий Косой (сер. XVI в.). Феодосий Косой считал, что современное ему общественное и политическое устройство существует не как Божественное установление, а как существующее вопреки его воле. К такому выводу он пришел путем вольного толкования основных постулатов христианского учения. Феодосий отрицал догмат троицы и считал Христа простым человеком, естественным существом, и не соглашался с божественной природой Христа. Он также отрицал поклонение кресту, молитвы, посты и другие церковные обряды. Весьма негативно относился Феодосий и к «Житию святых», составленных, указывая, что, поскольку никакой загробной жизни нет, не может быть и чудес ни от мощей, ни от икон. Поклонения достоин только один Бог, а общение с ним - дело духовное и интимное, которое не требует никаких внешних обрядов. На этом основании он и делает вывод об упразднении всей церковной организации. Такая организация (иерархия), говорит он, не предусмотрена священным писанием. Негативное отношение у Косого и к светской власти, которая является союзницей церкви. Эти власти, по его мнению, осуществляют насилие над людьми, отнимают свободу, подвергают их жестоким формам эксплуатации. Феодосий Косой строил свое учение на проповеди любви к ближнему. Он проповедовал всеобщее равенство людей, выступал против преследований за вольнодумство в делах веры. Как утверждает Н.М.Золотухина, можно предположить, что Феодосий Косой является первым на Руси проповедником общности имущества. Не уравнивание частной собственности, а создание общей, единой для всех - таков его идеал. Передовыми для того времени являются и правовые взгляды Косого, где наряду с законом божественным выделяются: закон естественный и "гражданский закон". Таким образом, можно говорить о том, что впервые в России ставится вопрос о естественном законе и его приоритете перед законами государства. Для установления справедливого общества «гражданский» (государственный) закон должен, по его мнению, соответствовать божественным и естественным законам. Только в этом случае он будет выражать истину. В области внешней политики Феодосий Косой призывал к соблюдению традиционной мирной политики: не нападать на другие государства, поскольку он был убежден в том, что все люди едины у Бога, и татары, и немцы, и прочие народы. Никаких различий между ними, включая имущественных, национальных, вероисповедных, он не признавал. Он говорил о братстве и единстве всех народов. Здесь его мысли глубоко традиционны и восходят своими корнями к политической идеологии Древней Руси. Особенно горячо он отстаивал религиозную веротерпимость и выступал против инквизиции, которая проводилась под влиянием "иосифлян". Учение Феодосия Косого широко распространилось среди зависимых людей Белозерского края. Вскоре о нем узнали в Москве. Арестованный и отданный под суд он бежал из места заключения в Литву со своими единомышленниками-монахами, где долгие годы успешно распространял свое «новое учение». Взгляды Феодосия Косого получили большое распространение не только в России и в Литве, они проникли в Белоруссию, на Украину. Советские исследователи рассматривали его учение и деятельность в качестве пролога к Крестьянской войне XVII в. под руководством Ивана Болотникова.

 

Copyright 2002-2009 © Дирекция портала "Юридическая Россия" Техническая поддержка портала: umksupport@jurfak.spb.ru
§ 9. Политические взгляды Андрея Курбского (1528-1583) Во II пол. XVI в., при Иване IV, борьба между царской властью и боярами еще больше усилилась. Реформы Ивана IV, укрепившие централизованную власть, встретили сопротивление боярства. Виднейшим представителем оппозиции царской власти стал князь Андрей Курбский, считавший себя учеником Максима Грека. Он происходил из древнего ярославского княжеского рода, был членом "Избранной рады", участвовавшей некоторое время в управлении государством. Он был одним из сподвижников Ивана IV. Командуя русской армией в Ливонской войне (1564), Курбский узнал о грозившей ему опале и бежал в Литву. В своих трех письмах Ивану IV и написанной в эмиграции "Истории о великом князе Московском" Курбский пытается оправдать свое бегство, ссылаясь на феодальное право "отъезда", на царские притеснения и казни бояр.<QUEST9< FONT>Он обвиняет Ивана IV в том, что он "правил не по старине", что он жесток, несправедлив, находится под влиянием «лукавейших иосифлян».38 Именно они, по его мнению, порекомендовали не иметь при себе советников. Самодержавие царя, царские реформы он отвергает, противопоставляя им идеального государя, правящего с "Избранной радой", советующегося с "Думой и боярами своими". Он отвергает также и попытки царя посягнуть на феодальные вольности и привилегии, в том числе и на право "отъезда". Он утверждал, ссылаясь на Цицерона, что нет государства, если не действуют законы, нет правосудия, не соблюдаются старые обычаи. Конечно, Курбский не ратовал за восстановление старых порядков раздробленности, за полное восстановление старины. Преимущества централизации были очевидны даже для бояр. Они стремились лишь к ограничению самодержавия, власти царя, разделению ее между царем и боярством. Главная тема писем Курбского - тирания Грозного. По его мнению, «бесчинства царя Иоанна можно сравнить с нашествием татар Нагайских и царя Казанского, известного сильного и могущественного мучителя».39 Тем не менее идеалом князя Курбского была "земля святорусская", состоящая из "малых отечеств", одно из - бывшее "ярославское княжество", которое прибрали к своим рукам "издавна кровопивственные" московские великие князья. Курбский сам был не прочь занять место "первого среди равных" на великокняжеском столе разобщенной на уделы Руси. Великокняжеская власть мыслится Курбскому как орган, подчиненный "советам" боярства и обязанный удовлетворять ходатайства ("печалования") духовенства. Царь, покорный боярской думе, - таков идеал системы высших органов власти Курбского. Царь, по его мнению, должен советоваться во всем с мудрыми вельможами и без их совета не мог принимать никаких важных решений. «Пока царь любит Совет и советников, он сохраняет душу свою, если же не возлюбит сего, то может пропасть, так как управлять следует, не склоняясь к естественным бессловесным влечениям, а совместным советам и рассуждениям».40 При этом "право совета", предоставленное царем своим вельможам, должно быть дополнено "правом отъезда" в случае недовольства боярина царем. Царь должен считаться с боярами как "светлыми князьями земли русской" и сохранить свои вольности и льготы, а не запирать свое царство "аки адову твердыню". По его мнению, человек, который захочет покинуть свое государство, не может называться изменником. С одной стороны, он осуждает боярское засилье, а с другой, - всячески идеализирует "Избранную раду" и считает, что именно ее деятельность обеспечила проведение реформ 50-х годов и победу русских войск под Казанью. Курбский протестует против казней знатных бояр и выдвижения Грозным "худородных людей". Князь Курбский проводит оценку деятельности Ивана Грозного и отмечает, что на первом этапе, когда царская власть была ограничена "мудрым советом" (Избранной радой), управление государством шло успешно.41 С помощью Избранной рады был установлен «нелицеприятный и праведный суд», «равный» для всех, «воеводами были поставлены искусные и храбрые мужи, и военные чины давались тем воинам, мужественно сражались с врагом».42 Но после падения правительства Адашева и опричной реформы царская власть отклонилась от возложенной на нее высшей воли, впала в "безбожие", "беззаконие", а сам режим опричнины стал "пожаром лютости". Он критикует состояние государственных дел и организации суда в этот период. Купцы и земледельцы пострадали от налогов, мздоимства и казнокрадства. Многие крестьяне разорились и снялись с земли. Многие свободные люди продали своих детей в рабство, а другие в отчаянии кончили жизнь самоубийством. Воинский чин также пришел в упадок из-за репрессий против искусных полководцев и воевод. Чиновничество стало исполнять свой долг недобросовестно, посты на царской службе стали замещаться клеветниками и доносчиками. Здесь процветало взяточничество и грабительство в отношении лиц, обращавшихся за защитой своих интересов. Он выступает против заочного осуждения и принципа объективного вменения, говоря, что это "кровопролитие неповинных". Закон божий гласит, говорит он, что сын не несет грехов отца своего, каждый во своем грехе умрет и по своей вине понесет казнь. Он возражает против форм внесудебной расправы, жестоких наказаний. Он считает, что смертная казнь должна применяться только к нераскаявшимся преступникам. Андрей Курбский различает "правду", "справедливость" и закон. Он утверждает, что закон, принятый государственной властью, не всегда является правом, стало быть, его не всегда нужно исполнять. Это возможно тогда, когда закон по своему содержанию может не соответствовать тем критериям, которые должны характеризовать правовые установления высшей власти. Только разумные веления и справедливые действия могут быть восприняты всем народом как предписания, которые надо обязательно выполнять. Он обвиняет царя в жестокости, в злодеяниях и видит причину всех зол в личных качествах Ивана Грозного и приближении к нему "злых советников".43 В целом можно признать, что Андрей Курбский выдвигает прогрессивные для своего времени положения. Он отстаивает такую форму государственного правления, как сословно-представительная монархия. Вся власть в такой монархии может быть реализована только на основании надлежащим образом принятых законов. Для обоснования этой точки зрения он достаточно часто обращается к высказываниям Аристотеля.

 

Copyright 2002-2009 © Дирекция портала "Юридическая Россия" Техническая поддержка портала: umksupport@jurfak.spb.ru


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: