Вопросы:
1. Жанры романтической лирики Н.Н.Батюшкова.
В своей лирике Батюшков чаще всего разрабатывал два жанра, прекрасно подходившие для изображения мира личности, — дружеское послание и элегию. При этом романтические тенденции заставляют Батюшкова в значительной мере порвать с нормативностью классицистической системы жанров. Батюшков значительно расширяет область элегии. Драматизируя этот жанр и, как правило, лишая его эмоциональную окраску заданной еще Сумароковым «плачевности»,[52] он воплощает в нем богатство психологической жизни человека. Некоторые элегии Батюшкова становятся не грустными, а напротив, мажорными и жизнеутверждающими (см. хотя бы элегии «Выздоровление» и «Мой гений»). Отдавая дань классицистической традиции, Батюшков еще разделяет свою лирику по жанрам, но в его творческом сознании грани между ними уже начинают стираться. Характерно, что при составлении «Опытов» поэт включил в раздел элегий отразившее ужасы наполеоновского нашествия послание «К Дашкову». Очевидно, общая тональность стихотворения показалась ему более существенным признаком для определения жанра, чем внешние формальные особенности. Продолжая дело Державина, смело сплавлявшего элементы разных видов поэтического творчества, Батюшков тем самым подготовил крушение жанровой системы классицизма, окончательно отвергнутой романтиками.
Таким образом, Батюшкова, как было сказано, следует определить как предромантика: в его поэзии ведущую роль играли романтические элементы, но они еще не оформились в целостную художественную систему (мы увидим, что они обострились и углубились во втором периоде творчества поэта).
Стиль поэзии Батюшкова вобрал в себя достижения его ближайших предшественников. Прежде всего особенно ценным для него был опыт Державина, поразительно яркая и насыщенная цветопись стихов которого с особенным блеском выражалась в его произведениях, пронизанных эпикурейскими мотивами, и в его анакреонтике. В этом плане существенна была также роль М. Н. Муравьева, видевшего в древней Элладе мир идеальной красоты и гармонии и облекшего описания этого мира в очень четкие предметные и музыкальные формы, и Капниста, нарисовавшего в своей поэзии близкий Батюшкову образ лирического героя, который удалился в скромный домик от светской суеты. Усвоил Батюшков и изящество стиля любовной лирики Парни, своего любимого французского автора. Но в то же время стиль Батюшкова глубоко самобытен и превосходно передает средствами искусства присущее поэту яркое, стихийно материалистическое восприятие жизни. Поэт создает особое, только ему свойственное, сочетание красок, звуков и приемов «скульптурной лепки образов — и художественное отражение конкретно-чувственного мира делается у него живым, видимым, осязаемым и поющим.
|
Образы поэзии Батюшкова отличаются предметностью и зримостью. Белинский прекрасно охарактеризовал эту сторону творчества Батюшкова: «В стихах его много пластики, много скульптурности, если можно так выразиться. Стих его часто не только слышим уху, но видим глазу: хочется ощупать извивы и складки его мраморной драпировки».[53] На пластичность поэзии Батюшкова указывал впоследствии как на общепризнанный факт Н. Г. Чернышевский. Полемизируя с С. П. Шевыревым в «Очерках гоголевского периода русской литературы», он спрашивал: «Как же могло случиться, что в стихе Батюшкова оказалось мало пластичности? Ведь каждому известно, что он в особенности знаменит этим качеством».[54] Художественные детали поэзии Батюшкова очень точны и конкретны; в этом отношении особенно показательны его эпитеты: «соленая волна», «звонкий лед», «шумящий дождь», «тонкий вяз» и т. п.
|
2. Русский богатырь и проблема национального характера в очерках И.С.Тургенева, романах И.С.Гончарова и повестях Н.С.Лескова.
ГЕРАСИМ — центральный персонаж повести И.С.Тургенева «Муму» (1852), немой дворник самодурки-барыни, человек строгого и серьезного нрава, настоящий русский богатырь, огромного роста и необыкновенной физической силы. Судьба Г. не выдумана — основой сюжетной линии повести стала история дворника Андрея Немого, принадлежавшего матери Тургенева Варваре Петровне.
Г., жившего в деревне, по капризу барыни привозят в город, где он попадает в атмосферу подхалимства и завистничества, которая царит среди крепостных в доме помещицы. На этом фоне разворачивается трогательная история его любви к прачке Татьяне: «Куда, бывало, она ни пойдет, он уж тут как тут, идет ей навстречу, улыбается, мычит, махает руками…» Но барыня из своих соображений отдает Татьяну за пьяницу башмачника Капитона, с чем Г. приходится смириться. Поэтому объяснима привязанность героя к спасенному им щенку: Муму оказалась единственным существом, которое на его ласку отвечало взаимностью. Давно спорят, почему Г. выполняет приказ барыни утопить Муму, а затем без разрешения уходит в деревню. В этом поступке усматривали ярко выраженный протест против крепостного права. Но тогда непонятны причины его неожиданной жестокости по отношению к любимому существу. Одна из вероятных разгадок — в трактовке, принадлежащей И.С.Аксакову, который считал Г. символом русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости.
|
Роман Гончарова — это центральное- произведение всей русской литературы по глубине художественного исследования российского дворянского “байбачества”. В нем детально обрисовано явление, формировавшееся веками русской крепостнической действительностью. На примере главного героя Ильи Ильича Обломова автор определяет, насколько пагубное влияние могут оказать среда и воспитание на самобытную природу человека, порождая лень, безволие и всецелую апатию.
Обломов - это яркий и красочный персонаж, но его основными характерными чертами можно назвать бездеятельность, лень и мечтательность.
Все это автор отобразил в портрете Ильи Ильича: “Это был человек тридцати двух-трех лет от роду, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица... во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы тела, даже в складки шлафрока”. Обломов не выносит никакой суеты. Он во всем стремится к комфорту и удобству. Никакие жизненные потрясения не способны оторвать его надолго от дивана, заставить бросить домашние туфли или снять вечный халат.
С дивана Обломова не могут поднять никакие неотложные дела. Письмо старосты три года остается без ответа; три месяца хозяин квартиры требует, чтобы Илья Ильич съехал с квартиры; неопределенно долго лежат неоплаченные счета из лавок мясника и зеленщика.
Неподвижность и бездеятельность самого героя не свойственны среде его обитания - Петербургу. Все, кто навещают Обломова, - друзья и товарищи по бывшей службе - ведут активный образ жизни. Кто-то вечно стремится сделать карьеру, иные проводят время в светских развлечениях. Но Илья Ильич не испытывает к этому ни малейшего интереса. Герой весьма наблюдателен, он видит пустоту и глупую суету светской жизни: “Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?” Обломов понимает также, что человек, посвятивший себя карьере, “и слеп, и глух, и нем для всего остального”. Герой всегда находит оправдание для своей лени и бездеятельности в том, что, лежа на диване, он “сохраняет человеческое достоинство и свой покой”.
Илья Ильич гордится своим ничегонеделанием, презирая труд. Он не только не сделал ничего полезного, но даже “ни разу не натянул себе чулок на ноги...”.
Все же желание сделать что-нибудь непременно великое появляется у Ильи Ильича. Но он не знает, с какой стороны взяться за дело, так как не имеет никакой привычки к труду. Эта черта была свойственна целому ряду предшествовавших Обломову образов “лишних людей”. Обломову, как и Онегину, Печорину, Рудину, присуще постоянное противоречие меж* ду словом и делом, мечтательностью и неумением реализовать себя. Так, героя никогда не покидает мысль: “А хорошо бы, если бы вот это сделалось”. Сам Гончаров говорит об Илье Ильиче: “,..он любит помечтать и ужасно боится момента, когда мечтания придут в соприкосновение с действительностью. Тут он старается взвалить дело на кого-нибудь другого, а если нет никого, то на авось...”
Образ Обломова далеко не однозначен, его натура сложна и многогранна. Рядом с апатией, равнодушием, бездеятельностью соседствуют благородство, чистосердечие и доверчивость. Положительная черта обломовского характера особенно ярко раскрывается в любви к Ольге Ильинской. Здесь проявляется вся широта его души, сердце его преобладает над разумом. Сущностью своей Обломов похож на саму Россию: мечтательный, доверчивый, чистый и благородный. Но герой не смог справиться с нелегким испытанием, посланным ему судьбой. Подсознательное нежелание что-либо менять в своей уже устоявшейся жизни, действовать, переживать победило волю Ильи Ильича. Вновь возник страх перед жизнью и осознание неспособности устроить свои дела. Тем более подвернулся удобный случай, чтобы отпала необходимость видеться с Ольгой, - развели мосты над Невой. Героя вновь победила “обломовщина”.
Илья Ильич знаменует собой обломок той действительности, которая легла в основу всего романа. Автор показывает, как постепенно формировался обломовский тип, что он не случаен. “Обломовщина” - это не образ жизни одного человека, а состояние общества, при котором подавляются все светлые начала и гуманность, а также нравственность. Важным для понимания всего произведения является глава “Сон Обломова”. Гончаров показал в ней среду, которая воспитала героя, сыграла значительную роль в формировании его взглядов, мировоззрения, характера. Вся жизнь обитателей Обломовки сводится к растительно-животному существованию. “Забота о пище была первая и главная забота в Обломовке”. Жители ее никогда не утруждали себя трудом, не видели никакого проку в учебе: “Ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь...Вишь, он из ученья, как из больницы, воротился...” Вся жизнь поместья проходит в вечном полусне. Косность, инертность, леность мысли - идиллия сонного царства, ее символом является послеобеденный сон обломовцев, “истинное подобие смерти ”.
В такой обстановке воспитывали маленького Илюшу. Это и явилось основной причиной умственной, нравственной и физической гибели Обломова. Среда приучила героя к бессмысленному покою, не приспособила его к самостоятельной жизни.
В Обломове Гончарову удалось сконцентрировать огромное количество пороков всего дворянского класса. Обломов не просто дитя Обломовки, он является порождением всей русской действительности. Автор наделил его всеми чертами, которые были свойственны исконно русскому типу. В понятие “обломовщина” же входит целый патриархальный уклад российской жизни, которая включает в себя не только отрицательные черты, но и глубоко поэтические ее стороны. Гончаров воплотил в своем герое протест против “западничества”, которое, как он считал, убивает поэзию жизни, единение с природой и верность истинно русским, славянским традициям.
Лесков с самого начала литературной деятельности сосредоточивает главное внимание на изучении народной жизни. Однако уже в ранних своих произведениях писатель не ограничивается изображением общего потока жизни народа, в котором теряется индивидуальность. Его привлекают яркие, неординарные характеры, представляющие немалые загадки для постороннего взгляда. Именно такой оказывается главная героиня повести «Леди Макбет Мценского уезда».
Зачин произведения исполнен откровенного авторского изумления перед стихийной мощью подобного рода натур: «Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета…» Но Лесков ясно видит, что в «тесноте русской жизни» многие из них неизбежно деформируются.
И в повести «Леди Макбет Мценского уезда» писатель рассказывает о подобном разрушительном процессе. Причиной этого, по мнению автора, является скука: «… скука непомерная в запертом купеческом терему с высоким забором и спущенными собаками не раз наводила на молодую купчиху тоску, доходящую до одури…» И тут-то Катерина Измайлова повстречала Сергея, расчетливого, хитрого, но наделенного красотой и удалью. Она тронута его мнимым участием, покорена его силой якобы скрываемого чувства. Катерина впервые в своей жизни слышит любовную речь и не замечает фальши. В мертвенном мире однообразного существования ей так дорог этот голос любви, что и время спустя она всячески побуждает возлюбленного снова и снова рассказывать о том, как он «сох» по ней. Катерина Львовна — безыскусна, проста, искренна в своей привязанности к Сергею. Вспыхнувшая в ее сердце любовь не знает границ. Сцена ревности, умело сыгранная Сергеем в канун возвращения мужа, еще более обостряет чувство героини. Он влюбил ее в себя до того, что меры ее преданности ему не было никакой: «Она обезумела от своего счастья; кровь ее кипела».
Самоотверженная преданность и ослепленность, поразительное бесстрашие и совершенная нравственная безответственность, «ширь натуры» и опасная безудержность страсти переплетаются в сознании и характере Катерины Измайловой.
Таким образом, за внешним примитивизмом чувства, почти его зоологической оголенностью Лесков открывает подлинно драматические переживания, что и дает ему право говорить о главной героине как о личности трагической.
Но в условиях духовного вакуума, тоски естественно, что вспыхивающая в душе героини страсть неизбежно приобретает тот роковой избыточный характер, который обнаруживается в страшных преступлениях Катерины Львовны.
Купеческая среда, власть собственнической морали, царящая в ней, оказывают влияние на характер героини, деформируют порывы ее души. Готовая на самые большие жертвы во имя своего счастья, Катерина Львовна в то же время не допускает мысли о возможной внутренней свободе Сергея. Страстные признания сливаются у нее с угрозами отомстить, если он ей изменит. Так исподволь мотивируют в повести преступления, которые творит героиня, желая во что бы то ни стало удержать любовь Сергея.
Ее преступления в концепции повести — это крайнее проявление ненавистного писателю духа стяжательства, хищнического цинизма, нравственной безответственности.
Но по ходу повести Катерина Измайлова становится лицом страдательным. Она тяжело переносит разлуку с любимым. И ощущает себя вновь счастливой с той самой минуты, когда ее партию отправляют в путь, который она надеется провести вместе с Сергеем. Так она говорит о предстоящих тяготах: «А мне, Сережа, все равно, мне лишь бы тебя видеть».
Именно во время этого перехода Катерине Львовне, сумевшей и в тюрьме сохранить свою любовь к Сергею, суждено пережить страдания, мера которых внушает сочувствие к героине. Убедившись самым жестоким образом, что Сергей стал «изменником», преисполнившись ненавистью к сменяющим друг друга соперникам, Катерина не в силах разлюбить его: «Она хотела себе сказать: «не люблю ж его» и чувствовала, что любила его еще горячее, еще больше». И перед нами не преступница, не убийца, а несчастная, обманутая женщина.
При всем сострадании к «бедной женщине» автор не считает возможным открыть героине путь нравственного очищения. Собственническое, хищническое начало, порожденное средой, столь глубоко укоренилось в ее натуре, что и в кризисный момент жизни ей не удалось переломить себя. Обуреваемая чувством мстительной злобы к своей сопернице, во время переправы через реку, она внезапно сбивает ее с ног и бросается с ней за борт. Стоило Сонечке на минуту выглянуть из воды, как Катерина Львовна набросилась на нее, «как сильная щука на мягкую плотицу», и обе более уже не показывались.
Итак, перед нами предстал яркий и сложный характер. Лесков убедительно раскрывает противоречивость натуры своей героини, соединяя в ней высокое и низменное, предельную силу чувств и звериную жестокость, способность к самопожертвованию и собственнический инстинкт. По мнению автора, именно в этом проявляется русский национальный характер.