Экзаменационный билет № 21. 1. Фамусовское общество в жизни и на сцене.




Вопросы:

1. Фамусовское общество в жизни и на сцене.

Свободолюбивый герой противопоставлен в комедии "Горе от ума" не только отдельным лицам, но и фамусовскому обществу в целом.

Создание широкой сатирической картины жизни реакционного дворянского общества — огромная заслуга Грибоедова. Он не ограничился многосторонним изображением Фамусова как барина-крепостника и чиновника-бюрократа. Писатель нарисовал его единомышленника, типичного для военных кругов, — карьериста Скалозуба, расширил и расцветил картину введением многих эпизодических лиц, гостей в доме Фамусова. Все они объединены общими взглядами на жизнь и людей, но каждый имеет свой яркий, сатирически обрисованный характер.

Хлестова — властная барыня, мать-командирша, типичная крепостница. Держится и говорит она грубовато, бесцеремонно. Завсегдатаем гостиных и столовых изображен "лгунишка, картежник, вор" Загорецкий. Однако он "мастер услужить", и потому везде его принимают. Репетилов отличается болтливостью, глупостью, ветреностью. С грустной иронией рисует Грибоедов образ "мужа-мальчика, мужа-слуги, из жениных пажей" в слабохарактерном Платоне Михайловиче Горичей, всецело подчинившемся своей капризной жене Наталье Дмитриевне. Злая, недовольная всем на свете графиня Хрюмина-внучка приехала к Фамусовым со своей старой полуглухой бабушкой. Графиня-внучка проявляет особое пристрастие к "хорошему тону", который немыслим для нее без французского языка. Многочисленная княжеская семья Тугоуховых признает в людях только знатность, богатство, чины. Интересы княжон — наряды и сплетни; родители озабочены подыскиванием для дочерей подходящих женихов. Заядлые сплетники господа N. и D. с увлечением распространяют слух о сумасшествии Чацкого. Наконец, широкий социальный фон в комедии создается упоминанием в разговорах действующих лиц о множестве людей, их жизни и нравах (Кузьма Петрович, Фома Фомич, Татьяна Юрьевна и другие).

Единомышленники есть и у Чацкого. Это упоминаемые лица: двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской, профессора педагогического института. Сам Чацкий постоянно говорит "мы", "один из нас", выступая, таким образом, не только от своего лица. Но все же здесь, в доме Фамусова, он одинок. Все фамусовское общество единодушно выступает против Чацкого. Софья раздражена из-за нападок Чацкого на Молчалина,- Фамусов — из-за его "завиральных идей". Старуха Хлестова, привыкшая к тому, что ее слушают в почтительном молчании, оскорбилась, когда Чацкий захохотал в ответ на ее слова о Загорецком. Наталья Дмитриевна Горич в претензии на Чацкого за совет жить в деревне. Графиня-внучка обижена на Чацкого за то, что он якобы ее "модисткою изволил величать". Даже семейство Тугоуховских дурного мнения о нем: Чацкий не оправдал надежд как возможный жених,он оказался не чиновен и не богат.

Однако дело не только в отдельных обидах. Чацкий ненавистен реакционному обществу как идейный враг, как передовой, свободолюбивый человек. И общество принимает свои меры, чтобы его обезвредить. — возводит на него клевету.

Обличение крепостнических взглядов, чинопочитания, невежества, преклонения перед всем иностранным, ничтожности интересов и безделья московских бар непрестанно звучит в комедии, начиная со сцены приезда Чацкого и кончая финалом пьесы. Чацкий критикует принятую в обществе систему воспитания и с осуждением говорит о невежественных учителях-иностранцах. Воспитание молодежи в духе презрения к народу, к национальной культуре, к русскому языку возмущает его. Всю страсть души своей он вкладывает в обличение "пустого, рабского, слепого подражанья". Он призывает сильных душой людей "словом и примером нас удержать, как крепкою вожжой, от жалкой тошноты по стороне чужой". Поклонникам всего иностранного он противопоставляет передовых людей, его единомышленников, которые осмеливаются "гласно объявлять" свои здравые мысли, но их-то и ненавидят в обществе, называя "мечтателями, опасными", сумасшедшими.

Причиной "сумасшествия" Чацкого многие из гостей Фамусова считают просвещение, науку. Сами они — люди невежественные, хотя берутся обо всем судить, считая, что их мнения непререкаемы. Именно так отзывается Хлестова об образовании: "И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних от пансионов, школ, лицеев..."

Так во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, национальную культуру, в отношении к людям, в понимании цели и смысла жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Сплетни, клевета — вот испытанное орудие борьбы этого общества с такими людьми, как Чацкий. Меткое, свободное, пламенное слово — оружие Чацкого. Но старый мир еще силен, и ряды его сторонников многочисленны. Чацкий вынужден бежать из дома Фамусова и из Москвы "искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!".

Однако бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринять как его поражение. "Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей" — так определил значение Чацкого Гончаров. Декабристы воспринимали Чацкого как близкого им человека. Позднее Герцен писал о близости Чацкого к декабристам:"-Образ Чацкого, меланхолический, ушедший в свою иронию, трепещущий от негодования и полный мечтательных идеалов, появляется в последний момент царствования Александра I, накануне восстания на Исаакиевской площади; это — декабрист".

Белинский считал "Горе от ума" энергичным протестом против "гнусной расейской действительности". Носителем протеста и является в комедии страстный, умный и непримиримый Чацкий.

 

2. Проблема «лишнего человека» в творчестве И.С.Тургенева и И.А.Гончарова.

 

Подобно романам «Евгений Онегин» Пушкина и «Герои нашего времени» Лермонтова, роман Тургенева «Рудин» запечатлел целую историческую полосу в развитии русского общества: содержание романа относится к концу 40-х годов.

В традициях критического реализма рисует Тургенев дворянскую провинцию. Праздная жизнь богатого барского дома с множеством крепостных слуг, гувернеров и приживалов, провинциальный «салон» скучающей барыни, уездной «львицы»

Рудин мечтает о благе человечества, о полезной плодотворной деятельности, верует в торжество идеальных начал.. Во имя чего должен вести человек борьбу и трудиться? Каково содержание жизненных идеалов? Качества человека, его полезность —в центре всех рассуждений Рудина. Человек, полезен, ценен только тогда, когда он владеет знаниями, верит в науку, философию, искусство. У людей, отрицающих знания, нет веры в самих себя. «...Вместе с системами,— доказывает Рудин Пигасову,— люди отрицают вообще знание, щ науку и веру в нее, стало быть, и веру в самих себя, в своя силы. А людям нужна эта вера... Скептицизм всегда отллчался бесплодностью и бессилием.,.». Опираясь на знание, имея твердый характер, человек может быть полезным обществу

Рудину противопоставлена Наталья Ласунская. Она увлечена романтическими идеалами и свободолюбивой прэпо-ведью Рудина. Он пробуждает в ней жажду деятельности, стремление к жизни, исполненной высокой цели, хотя идеал этой поэзии еще не ясен ей самой.

Наталья поднимается до понимания необходимости самопожертвования ради блага других. «...Кто стремится к великой цели, уже не должен думать о себе; но разве женщина не в состоянии оценить такого человека? Мне кажется, напротив, женщина скорее отвернется от эгоиста... Поверьте, женщина не только способна понять самопожертвование: она сама умеет пожертвовать собою»,—говорит она. В Рудине Наталья увидела полноценного человека, героя не только своего сердца, но и передового общественного деятеля. Она сама стремится к нему, ей дороги его идеалы, ©на и полюбила его за все это. Она поверила в его силу, в его способность к большому делу. Тем более горьким было ее разочарование.

Освещая слабые стороны Рудина, Тургенев вместе с тем указывает, что Рудины и Покорские сыграли положительную роль в общественной жизни своего времен*! «Эх! Славное было время тогда, и не хочу я верить, чтобы оно пропало даром!» — говорит Лежнев о свои-х студенческих годах, в кружке Покорекого.

 

Главным героем романа И. А. Гончарова является Илья Ильич Обломов — добрый, мягкий, добросердечный человек, способный испытывать чувство любви и дружбы, но неспособный переступить через себя - встать с дивана, заняться какой-либо деятельностью и даже уладить свои собственные дела. Но если в начале романа Обломов предстает перед нами как лежебока, то с каждой новой страницей мы все больше и больше проникаем в душу героя - светлую и чистую.

В первой главе мы встречаемся с ничтожными людьми - знакомыми Ильи Ильича, окружающими его в Петербурге, занятыми бесплодной суетой, создающей видимость действия. В соприкосновении с этими людьми все больше и больше раскрывается сущность Обломова. Мы видим, что у Ильи Ильича есть такое важное качество, которым обладают немногие, как совесть. С каждой строчкой читатель познает чудесную душу Обломова, и именно этим Илья Ильич выделяется из толпы никчемных, расчетливых, бессердечных, озабоченных лишь своей персоной людишек: “Душа так открыто и легко светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук его”.

Имея прекрасные внутренние качества, Обломов к тому же образован, умен. Он знает, что составляет истинные ценности жизни - не деньги, не богатство, а высокие душевные качества, полет чувств.

Так почему же такой умный и образованный человек не желает трудиться? Ответ прост: Илья Ильич так же, как Онегин, Печорин, Рудин, не видит смысла и цели такого труда, такой жизни. Он не желает так трудиться. “Этот не разрешенный вопрос, это неудовлетворенное сомнение истощают силы, губят деятельность; у человека опускаются руки, и он бросает труд, не видя ему цели”, — писал Писарев.

Гончаров не вводит в роман ни одного лишнего лица - все герои с каждым шагом все более открывают нам Обломова. Автор знакомит нас со Штольцем - на первый взгляд, идеальным героем. Он трудолюбив, расчетлив, практичен, пунктуален, сам сумел пробить себе дорогу в жизни, нажил капитал, заслужил уважение и признание в обществе. Для чего же ему все это нужно? Что хорошего принесли его труды? Какова их цель?

Задача Штольца - устроиться в жизни, то есть обрести достаточные средства к существованию, семейный статус, чин, и, достигнув всего этого, он останавливается, герой не продолжает своего развития, он довольствуется тем, что уже имеет. Разве можно назвать такого человека идеальным? Обломов же не может жить ради материального благополучия, он должен постоянно развивать, совершенствовать свой внутренний мир, а в этом нельзя достигнуть предела, ведь душа в своем развитии не знает границ. Именно в этом Обломов превосходит Штольца.

Но главной сюжетной линией в романе являются взаимоотношения Обломова и Ольги Ильинской. Именно здесь герой раскрывается нам с лучшей стороны, открываются его самые заветные уголки души. Ольга пробуждает в душе Ильи Ильича лучшие качества, но они живут в Обломове недолго: слишком уж разные были Ольга Ильинская и Илья Ильич Обломов. Ей свойственны гармония ума и сердца, воли, которые герой не в состоянии понять и принять. Ольга полна жизненной энергией, она стремится к высокому - искусству и пробуждает те же чувства в Илье Ильиче, но он так далек от ее образа жизни, что вскоре вновь меняет романтические прогулки на мягкий диван и теплый халат. Казалось бы, чего не хватает Обломову, почему бы ему не жениться на Ольге, которая приняла его предложение. Но, нет. Он не поступает, как все. Обломов решает прервать отношения с Ольгой ради ее же блага; он поступает так, как многие знакомые нам персонажи: Печорин, Онегин, Рудин. Все они оставляют любимых женщин, не желая причинять им боль. “В отношении к женщинам все обломовцы ведут себя одинаково постыдным образом. Они вовсе не умеют любить и не знают, чего искать в любви, точно так же, как и вообще в жизни...”,- пишет Добролюбов в своей статье “Что такое обломовщина?”.

Илья Ильич решает остаться с Агафьей Матвеевной, к которой тоже питает чувства, но совсем иные, чем к Ольге. Для него Агафья Матвеевна была ближе, “в ее вечно движущихся локтях, в заботливо останавливающихся на всем глазах, в вечном хождении из кухни в кладовую”. Илья Ильич живет в уютном, благоустроенном доме, где на первом месте всегда находился быт, и любимая женщина являлась бы продолжением самого героя. Казалось бы, жить и жить герою долго и счастливо. Нет, такая жизнь в доме Пшеницыной не была нормальной, продолжительной, здоровой, наоборот, она ускорила переход Обломова от сна на диване к вечному сну - смерти.

Читая роман, невольно задаешься вопросом: почему же всех так тянет к Обломову? Очевидно, что каждый из героев находит в нем частичку добра, чистоты, откровения - всего того, чего так не хватает людям. Все, начиная с Волкова и кончая Агафьей Матвеевной, искали и, главное, находили необходимое для себя, для своего сердца, души. Но нигде Обломов не был своим, не было такого человека, кто бы поистине осчастливил героя. И проблема заключается не в окружающих его людях, а в нем самом.

Гончаров в своем романе показал разные типы людей, все они прошли перед Обломовым. Автор показал нам, что Илье Ильичу нет места в этой жизни, так же как Онегину, Печорину.

 

 

Экзаменационный билет № 22

Вопросы:

 

1. Черты разных стилей и жанров в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

 

Написанная в начале XIX столетия, а именно в 1821 году, комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” впитала в себя все особенности литературного процесса того времени. Интересно проанализировать формальные и содержательные особенности комедии с точки зрения художественного метода. Литература, как и все общественные явления, подвержена конкретно-историческому развитию, поэтому на рубеже веков складывается ситуация параллельного существования трех методов: классицизма, романтизма и критического реализма. Комедия А. С. Грибоедова была своеобразным опытом соединения всех этих методов, отдельные их черты четко вырисовываются и на уровне содержания и на уровне формы.

Из теории литературы известно, что эти два понятия неразрывно связаны между собой, и нередко можно встретить мнение о том, что содержание всегда формально, а форма содержательна. Поэтому при рассмотрении содержания комедии А. С. Грибоедова мы будем обращаться к теме, проблеме и идейно-эмоциональной оценке, а в вопросах формы будем изучать предметную изобразительность, сюжет, композицию и художественную речь.

Суть комедии — горе человека, и горе это проистекает от его ума. Нужно сказать, что сама проблема “ума” в грибоедовское время была весьма злободневной и “ум” понимался широко — как вообще интеллигентность, просвещенность, культурность. С понятиями “умный”, “умник” связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но “вольнодумном”, носителе новых идей. Пылкость таких “умников” сплошь и рядом оборачивалась в глазах реакционеров и обывателей “безумием”, “горем от ума”.

Именно ум Чацкого в этом широком и особом понимании ставит его вне круга Фамусовых, молчалиных, скалозубов и загорецких, вне привычных для них норм и правил общественного поведения. Именно на этом основано в комедии развитие конфликта героя и среды: лучшие человеческие свойства и склонности героя делают его в представлении окружающих сперва “чудаком”, “странным человеком”, а потом — просто сумасшедшим. “Ну что? не видишь ты, что он с ума сошел?” — уже с полной уверенностью говорит Фамусов под занавес.

 

Личная драма Чацкого, его неразделенная любовь к Софье, естественно, включается в основную тему комедии. Софья, при всех своих душевных задатках, все же целиком принадлежит фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого, который всем складом своего ума и своей души противостоит этому миру. Она тоже оказывается в числе “мучителей”, оскорбивших свежий ум Чацкого. Именно поэтому личная и общественная драмы главного героя не противоречат, но взаимно дополняют одна другую: конфликт героя с окружающей средой распространяется на все его житейские отношения, в том числе и на любовные.

Отсюда можно сделать вывод, что проблематика комедии А. С. Грибоедова не классицистическая, ибо мы не наблюдаем борьбы между долгом и чувством; наоборот, конфликты существуют параллельно, один дополняет другой.

Можно выделить еще одну неклассицистическую черту в этом произведении. Если из закона “трех единств” единство места и времени соблюдено, то единство действия — нет. Действительно, все четыре действия происходят в Москве, в доме Фамусова. В течение одних суток Чацкий открывает обман, и, появившись на рассвете, он на рассвете уезжает. А вот линия сюжета не однолинейна. В пьесе две завязки: одна — это холодный прием Чацкого Софьей, другая — столкновение между Чацким и Фамусовым и фамусовским обществом; две сюжетные линии, две кульминации и одна общая развязка. Такая форма произведения показала новаторство А, С. Грибоедова.

Но в комедии сохраняются некоторые другие черты классицизма. Так, главный герой Чацкий — дворянин, образованный, начитанный, остроумный молодой человек. Здесь художник верен традиции французских классицистов — ставить в центре героев, царей, военачальников или вельмож. Интересен образ Лизы. В “Горе от ума” она слишком

вольно держится для служанки и похожа на героиню классической комедии, бойкую, находчивую, вмешивающуюся в любовные интриги своих господ.

К тому же комедия написана преимущественно низким стилем и в этом тоже новаторство А. С. Грибоедова.

Весьма интересно проявились черты романтизма в произведении, ибо проблематика “Горя от ума” частично носит романтический характер. В центре не только дворянин, но и человек, разочаровавшийся в силе разума, ищущий себя в сфере иррационального, в сфере чувств, но Чацкий несчастен в любви, он фатально одинок. Отсюда — социальный конфликт с представителями московского барства, трагедия ума.

Характерна для романтизма и тема скитаний по свету: Чацкий, не успев приехать в Москву, с рассветом ее покидает.

В комедии А. С. Грибоедова проявляются зачатки нового для того времени метода — критического реализма. В частности, соблюдаются два из трех его правил. Это социальность и эстетический материализм.

Грибоедов верен действительности. Умея выделить в ней самое существенное, он так изобразил своих героев, что мы видим стоящие за ними социальные законы, определяющие их психологию и поведение. В “Горе от ума” создана обширная галерея реалистических художественных типов, то есть в комедии появляются типические герои в типических обстоятельствах. Имена персонажей великой комедии стали нарицательными. Они до сих пор служат обозначением таких явлений, как чванство (фамусовщина), подлость и подхалимство (молчалинство), дешевое либеральное пустословие (репетиловщина).

Но выходит, что и Чацкий, герой по сути романтический, имеет реалистические черты. Он социален. Он не обусловлен средой, но противостоит ей. Чацкий эмблематичен. Возникает контраст личности и среды, человек противостоит обществу. Но в любом случае — это жесткая связь. Человек и общество в реалистических произведениях всегда неразрывно связаны.

Также синкретичен и язык комедии А. С. Грибоедова. Написанная низким стилем, по законам классицизма, она впитала в себя всю прелесть живого великого русского языка. Еще А. С. Пушкин предсказал, что добрая часть фраз комедии станут крылатыми.

Таким образом, комедия Александра Сергеевича Грибоедова — это сложный синтез трех литературных методов, соединение, с одной стороны, отдельных их черт, а с другой — целостная панорама русской жизни начала XIX века.

 

 

2. Сон Обломова как утопия. Тема утраченного рая в творчестве И.А.Гончарова и Ф.М.Достоевского.

Первая часть романа "Обломов" посвящена одному обычному дню героя, который проводит его не вставая с дивана. Неторопливое авторское повествование детально и подробно рисует обстановку его квартиры, на которой лежит печать заброшенности и запустения. В вещах, окружающих героя, угадывается его характер. Особое внимание автора уделено описанию халата Обломова, восточного, "без малейшего намека на Европу", просторного, широкого, который покорно повторяет движения его тела. Образ халата вырастает до символа, который как бы обозначает вехи его духовной эволюции. Любовь к Ольге Ильинской пробуждает душу героя к активной, деятельной жизни. Эти перемены связываются в мыслях Обломова с необходимостью "сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души и с ума".

Все вроде благостно, но это вовсе не значит, что Илья Ильич вполне удовлетворен своим настоящим положением. Он осознает убожество и пустоту своей бездарно прожитой жизни, свое духовное падение. Герой строго судит себя за лень и пассивность, стыдится своего барства, сравнивая свою душу с кладом, заваленным всяким сором. Перед ним возникает мучительный вопрос: "Отчего я такой?" Ответ на него писатель дал в главе "Сон Обломова", которую называют "увертюрой всего романа". Герою снится детство в патриархальной Обломовке, мы видим социальные условия, которые сформировали его характер. Резвому и любознательному Илюше не позволяют даже самому одеться. Труд здесь — привилегия дворовых слуг, которые неусыпно следят за маленьким баричем, предупреждая все его желания...

С точностью, которой позавидовал бы сам Фрейд, писатель проанализировал детство героя, среду, формирующую в живом и любопытном малыше инертность, неумелость, вялость души и тела. Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их". Бессмысленно круговращение дней, где до обеда обсуждали обед, после обеда спали, а проснувшись, пили чай, занимались "чем-нибудь" и начинали готовиться к ужину.

Сон переносит Обломова во времени, но почти ничего не меняется в его существовании. Вернее, перемены есть, но они чисто внешние. Немного учебы в "пансионе" немца Штольца не препятствует его безделью, так как на книгу его отец смотрел "как на вещь, назначенную для развлечения, от скуки и от нечего делать", и когда Илюша притворялся больным, его охотно оставляли дома. "Ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь".

Сам характер этого героя предопределяет его заурядную, неинтересную судьбу, лишенную внешнего движения, значительных и ярких событий, увлекательной интриги. Но несмотря на то, что ничего особенного в романе не происходит, читается он с неослабеваемым интересом. Может быть, причина этого таится в выразительности и яркости языка писателя, в его неповторимом юморе, с которым описаны знаменитые сцены пререканий Ильи Ильича с крепостным слугой Захаром. Думает ся, лишая жизнь героя внешних событий, автор сосредоточил основное внимание на его напряженном внутреннем мире. Ведь жизнь Обломова вовсе не так спокойна и безмятежна, как это кажется вначале.

Крепостнический уклад России не только обрекал на нищенское и бесправное положение русский народ, но и калечил душу подрастающего дворянина, убивая в нем прекрасные задатки характера. В Обломове часто видят только губительное влияние крепостного рабства и барства. Но в нем есть очень много привлекательных качеств, порожденных той же патриархальной средой. Это его доброта, критическое отношение к себе, глубокий аналитический ум, честность, широта души, стремление к чему-то высшему. Илюша Обломов воспитан на русских народных сказках и былинах. Он растет на лоне мягкой среднерусской природы, которая сулит человеку покой и тишину, окруженный любовью и лаской. Поэтому ему органически чужды суета и расчетливость. Он ищет в жизни "ума, воли, чувства". И такое прекрасное, всеобъемлющее чувство, как любовь к Ольге Ильинской, озаряет жизнь Обломова, пробуждая его душу, вселяя надежду на счастье. Но если он любит искренне и нежно, то в чувствах Ольги явно преобладают расчет и тщеславие. Она поставила перед собой трудную и благородную цель — пробудить к жизни спящую душу. Может быть, это чувствует Илья Ильич, и для него любовь становится испытанием, которого он не выдерживает. Слабые попытки Обломова изменить свое существование терпят крах. Герой продолжает лежать на диване, укрываясь от вторжения внешней жизни.

Итак, что же такое обломовщина? Это понятие гораздо шире, чем кажется на первый взгляд. В него входит весь патриархальный уклад русской жизни с его ленью, праздностью, сонливостью в сочетании с добротой, любовью, поэтичностью. Кроме того, благополучная трудовая и культурная жизнь Штольцев представляет собой модернизированный буржуазный вариант обломовщины. Следовательно, этим понятием можно обозначить вообще такое состояние, которое останавливается в своем развитии, замыкаясь на личных интересах, а значит, является неполноценным.

 

 

В первых главах романа Александр Адуев предстает перед читателями наивным, добрым, несколько простоватым провинциалом. Он удивлен городским укладом жизни, “неродственностью” дяди. “Так вот как здесь, в Петербурге...— думал Александр, сидя в новом своем жилище.— Если родной дядя так, что ж прочие?..” Александр наивно верит в торжество добра и любви. Меркантильность же совершенно отвергает. Он “прекраснодушен” и готов любить весь свет, ждет в ответ таких же искренних и горячих излияний чувств. А его едва замечают, ссылаясь на занятость делами. “Хозяин пятится от объятий, смотрит на гостя как-то странно. В соседней комнате звенят ложками, стаканами; тут-то бы и пригласить, а его искусными намеками стараются выпроводить... Все на заперти, везде колокольчики: не мизерно ли это? Да какие-то холодные; нелюдимые лица”.

Дядя Александра пытается образумить племянника. Он говорит, что раз Александр приехал “делать фортуну и карьеру”, ему надо измениться или уезжать. Мечтателям не место в этом жестком мире. Здесь не место охам и вздохам, любви и романтике. Здесь дело надо делать. “Александр долгом считал любить дядю”, но никак не мог понять его прагматизма, вечной занятости делами и совершенно не родственным отношением к нему, единственному племяннику.

Александр сочиняет стихи, так как служба для него — скучная обязанность, надобно и душу чем-то тешить. Но стихи никуда не годятся, а вот агрономические статьи, которые он переводит для журнала, приносят ему доход. Он готов жениться, ему двадцать три, он влюблен и полон планов на будущее. На фразу дяди: “Супружество супружеством, а любовь любовью” Александр наивно удивляется: “Как же жениться... по расчету?” Но Александр терпит поражение в любви — появился более богатый и знатный жених, и Адуеву отказали.

Не выдержав ударов судьбы, он возвращается в деревню. Александру нужна родная почва, чтобы обрести душевное равновесие, веру в себя и свои силы. Но после петербургской жизни он не может принять патриархальности деревни. Он пока “висит в воздухе”. Он в городе не прижился и от деревни уже “отбился”.

Единственным близким ему существом является тетка, жена Петра Ивановича. Лизавета Александровна понимает романтические устремления Александра, она жалеет и утешает его, оставленного возлюбленной. Они родственные души, не сумевшие приспособиться в этом жестком мире.

Во второй приезд в Петербург Александр уже другой человек, он утратил иллюзии, хочет добиться “фортуны и карьеры”; любовь его теперь мало привлекает, если у невесты нет солидного приданого. Он изменился “в корне”: потолстел, стал степенным, но главное — у него “ожирела душа”. Он оказался прекрасным учеником Петра Ивановича, даже дядю обошел в цинизме. Александр удивлен, что дядя пожертвовал карьерой из-за здоровья жены. Александр теперь ни о чем не мечтает, он строит свою жизнь на трезвом расчете, любовь там хороша, где деньги есть — такова его психология. Лизавета Александровна грустит по прежнему “романтичному и доброму Александру”, а он утверждает: “Я иду наравне с веком: нельзя же отставать...”

Вот теперь дядя им доволен, он видит кровную связь между собой и племянником. Александр добьется всего, чего хотел, а может быть, и большего... Но почему так грустно автору и читателям? Если это “обыкновенная история”, то становится еще грустнее от ее типичности. Значит, не один Александр, а до него Петр Адуев, после него сотни молодых людей в угоду “фортуне и карьере” задушат в себе лучшие чувства, станут прагматиками, карьеристами, думающими только о личной пользе. Как скучна и горька такая перспектива автору! Он выступает против такой будущности. И его роман “Обыкновенная история” — страстное предостережение всем: и современникам, и потомкам. Не в этом ли кроется неослабеваемый интерес к произведению И. А. Гончарова?

 

 

Экзаменационный билет № 23

Вопросы:

 

1. Трансформация традиционных мотивов в творчестве А.С.Пушкина.

 

«ЕГИПЕТСКИЕ НОЧИ»

 

Поэт идет: открыты вежды,
Но он не видит никого;
А между тем за край одежды
Прохожий дергает его...
«Скажи: зачем без цели бродишь?
Едва достиг ты высоты,
И вот уж долу взор низводишь
И низойти стремишься ты.
На стройный мир ты смотришь смутно;
Бесплодный жар тебя томит;
Предмет ничтожный поминутно
Тебя тревожит и манит.
Стремиться к небу должен гений,
Обязан истинный поэт
Для вдохновенных песнопений
Избрать возвышенный предмет».
— Зачем крутится ветр в овраге,
Подъемлет лист и пыль несет,
Когда корабль в недвижной влаге
Его дыханья жадно ждет?
Зачем от гор и мимо башен
Летит орел, тяжел и страшен,
На чахлый пень? Спроси его.
Зачем арапа своего
Младая любит Дездемона,
Как месяц любит ночи мглу?
Затем, что ветру и орлу
И сердцу девы нет закона.
Таков поэт: как Аквилон
Что хочет, то и носит он —
Орлу подобно, он летает
И, не спросясь ни у кого,
Как Дездемона избирает
Кумир для сердца своего.

 

2. Нигилистический и антинигилистический роман. Различие структуры. (На примере творчества И.И.Тургенева, Н.С.Лескова, Н.Г.Чернышевского, И.А.Гончарова и Ф.М.Достоевского – по выбору).

 

Экзаменационный билет № 24

Вопросы:

 

1. Концепция неординарной личности (Наполеона, Петра I и др.) в творчестве А.С.Пушкина и Дж.Г.Байнона.

 

Пушкин называл Байрона «властителем дум». Когда Байрон в 1812 умер, Пушкин написал стихотворение «к морю», в котором обозначает двух людей, которые оказали влияние на мир: Наполеон и Байрон. Байрон романтик в творчестве и в жизни.

К МОРЮ

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.

Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!

Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!

Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,
И стая тонет кораблей.

Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег,
Тебя восторгами поздравить
И по хребтам твоим направить
Мой поэтической побег!

Ты ждал, ты звал... я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я...

О чем жалеть? Куда бы ныне
Я путь беспечный устремил?
Один предмет в твоей пустыне
Мою бы душу поразил.

Одна скала, гробница славы...
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон.

Там он почил среди мучений.
И вслед за ним, как бури шум,
Другой от нас умчался гений,

Другой властитель наших дум.

Исчез, оплаканный свободой,
Оставя миру свой венец.
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец.

Твой образ был на нем означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим.

Мир опустел... Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где капля блага, там на страже

Уж просвещенье иль тиран.

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.

 

В поэме «Медный всадник» Пушкин в образной форме противопоставляет государство олицетворенное Петром Первым и обычного человека с его желаниями и потребностями.

Во вступлении к поэме мы можем видеть Петра-реформатора, «полного великих дум», который сумел покорить стихию и построить Петербург, который затмил даже Москву. Петербург и поныне воспринимается как памятник Петру Великому.

Но все-таки Петр поступил иррационально и несколько необдуманно, построив город не в самом благоприятном месте. Он не смог до конца покорить стихию буйной реки. И она уже не раз проявляла свой нрав. Так и в судьбе Евгения Нева сыграла роковую роль.

Петербург был великолепен и прекрасен для людей высшего света, но он часто губил людей, не обличенных властью, людей, не имевших достатка. Так и все реформы Петра были направлены на улучшение жизни знати. Маленького человека они не затрагивали, а то и вовсе могли погубить.

В поэме Евгений встречается с Медным всадником - образом Петра, который за минувшее время претерпел изменения. Из царя-реформатора он превратился в каменного истукана, при виде которого невольно начинаешь испытывать тревогу. И для Евгения эта встреча оказалась плачевной. Ему начинает казаться, что Медный всадник пытается его догнать и уничтожить.

Таким образом, Петр имеет несколько воплощений, но некоторые из них могут сломать и погубить «маленького» человека.

 

2. Тема любви в «панаевском» цикле Н.А.Некрасова и «денисьевском» цикле Тютчева.

Любовные признания Николая Алексеевича Некрасова были посвящены его единственной музе – Авдотье Яковлевне Панаевой – и вошли в так называемый «Панаевский цикл».

 

Дороги поэта и его будущей музы пересеклись в 1845 году, когда Некрасов почти ежедневно по делам «Современника» бывал в доме Панаевых. Авдотья Яковлевна, будучи хозяйкой, должна была принимать гостей, занимать их, участвовать в разговорах, в обсуждении литературных и редакционных дел. В это время она была в расцвете молодости и покоряла сердца многих. Ее называли одной из самых красивых женщин Петербурга.

 

«Это была небольшого роста, не только безукоризненно красивая, но и привлекательная брюнетка. Ее любезность была не без оттенка кокетства; ее темное платье отделялось от головы дорогими кружевами или гипюрами, в ушах у нее были крупные бриллианты, а бархатистый голос звучал капризом избалованного мальчика. Она говорила, что дамское общество ее утомляет и что у нее в гостях одни мужчины», – писал А.А. Фет.

 

Некрасов, увидев Панаеву, влюбился. День встречи со своей будущей возлюбленной он называет самым счастливым, от которого начинается отсчет настоящей жизни. Страсть вспыхнула внезапно и осветила его одинокую труженическую жизнь. Панаева была замужем, и поэт долго боролся с охватившим его чувством, но бесполезно… Влечение было обоюдным.

 

В 1846 году Некрасов вступает с Авдотьей Яковлевной в гражданский брак, который продлится 15 счастливых и мучительных лет. И хотя документальных свидетельств практически не сохранилось: письма Некрасова Панаева сожгла, осталось лишь одно его письмо к ней и четыре ее письма, – мы можем по стихам Некрасова восстановить весь этот необычный «роман».

 

«Панаевский цикл» отличае



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: