Тема 1: Сущность искусства. Понятие «искусство»
План:
1. Сущность искусства.
2. Понимание сущности искусства в истории мировой эстетической мысли.
Данная тема имеет важное методологическое значение, поскольку позволяет составить представление о сущности искусства, и о том, как понимание того, что есть искусство, менялось на протяжении всей истории мировой эстетической мысли.
1. Сущность искусства.
Искусство представляет собой художественное творчество как особую форму общественного сознания, вид духовного освоения действительности. Термином «искусство» издавна обозначают не только художественные произведения, продукты художественной деятельности, но также и «искусность», «мастерство», «артистизм», проявленные в любой другой сфере сознания и деятельности.
Определение термина «искусство» формировалось в ходе эволюции понятий, обозначающих родственные или близкие явления и свойства. Например, греческое слово «техне» было наименованием одновременно науки, ремесла и искусства, объединяемых по критерию их принадлежности к «целесообразной», «идейно осмысленной» деятельности.
Выделение искусства в качестве самостоятельной категории и феномена человеческого опыта в античной эстетике происходило путём сопряжения и сопоставления искусства и природы, искусства и морали, реального и идеального начал и т.д. Вопрос «Что такое искусство?» становится определяющим всей последующий эстетической мысли, пытавшейся ответить на него, учитывая новые данные наук (биологии, этнографии и т.д.) и применяя различные подходы.
Понятия «искусство» до сих пор является предметом давно начатого спора относительно его «широкого» и «узкого» применения. Суть этого спора заключается в том, каково место и роль искусства в коллективном опыте человечества, в развитии культуры чувств и общительности, способности жить и творить «по законам красоты».
|
Различие между искусством и «не-искусством» существует, однако оно имеет исторически текучий характер: то, что ныне именуется искусством, в прошлом было лишь «изящным искусством», в отличие от всех ремёсел, которые были грубым («неизящным») искусством.
Исторически искусство возникает тогда, когда человек выходит за пределы удовлетворения своих непосредственных физических потребностей, практически-утилитарных интересов и целей и получает возможность творить универсально, свободно, производя вещи и предметы, доставляющие ему наслаждение самим процессом деятельности. Возникновение и становление искусства связано с удовлетворением потребности, сначала предощущаемой, а затем и осознанной. Искусство выявляет, обнажает и представляет иллюзорно, в «видимости» то, что скрытно – как побуждение, цель и образ действия – заключено в предметно-общественном содержании человеческой деятельности, что является объективным источником активности индивида.
Место и роль искусства в коллективном опыте человека значительны. Искусство передаёт человеку социально-значимый опыт. Главная задача искусства – вызвать сопереживание, взволновать, не оставлять равнодушным. Этот опыт носит надэмпирический характер, общесоциальный, общезначимый. Художественный опыт – средство, с помощью которого достигается эта цель – процесс переживания, накопления и развития человеческого опыта.
|
Искусство отражает действительность в форме самой жизни посредством художественного образа. Он заключает в себе отражение действительности и её оценку, отношение к ней и преображение. Для того чтобы художественный образ имел такое действие, он должен обладать рядом качеств:
· предметно-чувственная достоверность – художественный образ должен восприниматься наглядно, оказывать предметно-чувственное воздействие;
· чувственная достоверность;
· эмоциональная насыщенность художественного образа (возникает из эмоциональности самого художника);
· в художественном образе общее реализуется через индивидуальное;
· художественный образ должен обладать оригинальностью;
· процессуальность художественного образа – реципиент оказывается во власти искусства. Если искусство оставляет реципиента равнодушным, то либо это недоискусство, либо сам субъект не развит для восприятия искусства.
Настоящее искусство всегда утверждает прекрасное и отрицает безобразное. В искусстве прекрасное всегда выступает как предмет утверждения. При этом искусство может показывать безобразное, но всегда утверждать прекрасное.
Таким образом можно утверждать, что искусство – это отражение действительности в форме художественного образа, имеющее целью духовное обогащение личности. Если то или иное изображение не отвечает этому требованию, то это не искусство.
В этой связи справедливо утверждение, что все художественные артефакты делятся на:
· искусство;
|
· антиискусство – произведение, которое по форме является искусством, но выполняет функции, противоположные искусству;
· недоискусство – произведения, которые по содержанию нормальны, но по художественной составляющей не дотягивают до искусства.
Сила истинного искусства заключается в его востребованности и интенсивности распространения.
2. Понимание сущности искусства в истории мировой эстетической мысли.
Наиболее ранние концептуальные представления по проблеме природы и специфики искусства были сформулированы пифагорейцами. Их концепции были идеалистическими, в них отчётливо проступают фундаментальные наблюдения, особенно в учении о гармонии, о мере в эстетике и искусстве.
Материалистическая линия ведёт своё начало от Гераклита, отстаивавшего идею объективности прекрасного, идеалистическая от Платона и его предшественников. Вершина эстетической мысли античности – Аристотель, рассматривавший эстетические характеристики, с которыми связывалось представление о совершенстве, как присущие объективной реальности. Античная эстетика трактовала искусство как подражание природе (мимесис), а в соответствии художественных произведений явлениям природы как их естественным прообразам видела основной признак их совершенства.
Средневековая эстетика (Августин, Фома Аквинский) восприняла наследие античного идеализма и переработала его в духе христианского спиритуализма. Она отстаивала идею сверхчувственного, божественного происхождения красоты и искусства. Связь между внутренним и внешним устанавливалась на основе символического уподобления чувственного сверхчувственному абсолюту.
Эстетика Возрождения опиралась на материалистическую ветвь античной мысли (Шекспир, да Винчи, Альберти, Сервантес, Дюрер). В эту эпоху было возвращено эстетическое достоинство человеку и миру, а искусству – ориентация на реальную действительность.
В Новое время раскрытие предмета эстетики, природы и назначения искусства способствовало образованию современной эстетической науки: представители классицизма (Корнель, Буало) акцентируют внимание на духовно-эстетических аспектах человеческой деятельности; французские просветители – на общественном назначении художественного творчества, его нравственный и познавательной значимости; немецкие просветители (Лессинг, Винкельман) – на специфике реалистической правды, а также на необходимости исторического подхода к эстетическим ценностям.
Немецкая классическая эстетика (Кант, Шеллинг, Гегель) раскрыла специфику эстетического, важнейшие эстетические закономерности человеческой жизнедеятельности искусства. Взаимосвязи и взаимозависимость эстетических категорий, природа художественности, структура и внутренняя динамика прекрасного, система видов искусства, субъективно и объективное в художественном творчестве, принцип историзма как ведущий в эстетическом анализе – некоторые из разработанных немецкой классической эстетикой аспектов.
В России от Ломоносова до русских революционных демократов развивается традиция служения искусства народу, единства идейности и художественности. Эстетическая мысль в России была представлена и в либерально-консервативном течении, а также в академическом искусствознании и литературоведении (Григорьев, Веселовский). Эстетика русских революционных демократов наиболее близка принципам марксисткой эстетики.
Марксистская эстетика разработана на основе материалистического понимания исторического процесса. В эти трудах были разработаны коренные проблемы эстетики, в том числе о сущности искусства: природа искусства, его роль в жизни общества, проблема народности художественного творчества, исторические закономерности эстетической деятельности и многие другие.
В ХХ веке появились тенденции неклассической эстетики. Более подробную характеристику некоторых из этих теорий мы ещё представим. Сейчас лишь кратко охарактеризуем проблему сущности искусства в некоторых из этих теорий.
Фрейдизм – в основе психоаналитическое представление Фрейда о специфике и функциях искусства. Искусство в этой теории предстаёт как результат сублимации (переключение с низменных на возвышенные цели) бессознательных влечений человека. Художественное творчество в этих теориях понимается как бегство от реальности в мир фантазий, игровое отношение к жизни как разрешение внтрипсихических конфликтов. Источник этого творчества – стремление человека воплотить в жизнь неудовлетворённые желания.
Структурализм – изучаемый объект, в том числе и искусство, понимается как текст, рассматриваемый как система, обладающая внутренней структурой: со своими элементами, устойчивыми подсистемами различных уровней, определёнными отношениями между элементами. К анализу такого текста (искусства) применяются методы, разработанные в лингвистке.
Экзистенциализм. По мнению Камю, задача искусства – наделять смыслом бессмысленное. Другой представитель экзистенциализма Хайдеггер утверждал: искусство не создаёт смысл, оно только раскрывает его. А Ясперс считал, что искусство формирует человеческое содержание мира, лишь возвышенной искусство, в первую очередь, трагедия, может быть названо великим, в нём человек предстаёт в пограничной ситуации.
Постмодернизм. Задача, которую поставили перед собой постмодернисты можно охарактеризовать как стремление избавить культуру от разума и традиций. С этим течением и с конкретными примерами искусства постмодерниста нам предстоит познакомиться подробнее.
Большая часть эстетических теорий ХХ в. ориентированы на утверждение в качестве центральных маргинальных, а часто и антиэстетических проблем и категорий (деструктивности, хаоса, телесности). Эти современные эстетические теории руководствуются принципами релятивности, полиморфии ценностей и идеалов, а иногда и отказываются от них.
В рамках данного курса нам предстоит изучить особенности развития искусства в ХХ веке. При этом более подробно мы остановимся на проблемах развития искусства вт. пол. ХХ в., и в частности искусства постмодернизма. Связано это с тем, что в современной философско-эстетической литературе преобладает явно апологетическая интерпретация данного направления в художественной культуре. Поэтому необходимо дать взвешенный и, по возможности, объективный анализ этого направления в искусстве.
При рассмотрении данной темы целесообразно обратить внимание на следующие вопросы:
1. Сущность искусства.
2. Художественный образ и его характеристика.
3. Сущность искусства в истории мировой эстетической мысли до нач. ХХ в.
4. Сущность искусства в эстетических теориях ХХ в.
Темы для докладов и сообщений:
1. Искусство как эстетический феномен.
2. Артефакт и произведение искусства.
3. Античная эстетика о сущности искусства.
4. Фрейдизм и постфрейдизм о сущности искусства.
5. Экзистенциализм о сущности искусства.
6. Структурализм о сущности искусства.