Тема 7: Современная музыка.




План:

1. Поп-музыка и рок-музыка как характерные направления современного музыкального искусства.

2. Постмодернизм в музыке.

 

При изучении данной темы необходимо учесть, что, как и всё современно искусство в целом, музыка, также подвергалась «омассовлению». Наиболее ярко это проявляется в поп-музыке и рок-музыке.

1. Поп-музыка и рок-музыка как характерные направления современного музыкального искусства.

В целом проблема популярного в искусстве является одно из самых сложных и противоречивых в современном искусстве. Под поп-музыкой следует понимать общедоступное, получившее широкую известность и признание, пользующееся успехом, «спросом» и слушателей. Понятие поп-музыка - характеризует способ бытия музыки в условиях «омассовления» духовного производства.

Ставшая модным и работающая на моду, поп-музыка выступает как манипулирование потребностями, ожиданиями и вкусами публики, создается на базе и за счёт изобретения всевозможных внешних приёмов, эффектов и форм, которые нередко выражаются в нечто причудливое, мало похожее на имитируемые ими образцы.

Одной из характерных особенностей современной поп-музыки является отсутствие общественно значимого содержания, «однодневных» по своему воздействию и эффекту. Эта музыка не знает иного масштаба оценки, кроме эффекта, производимого на публику. На короткое время эта музыка может принести положительный, «телесный» эффект, однако, она быстро надоедает и потребитель требует нового, ещё более эффектного произведения. Поп-музыка основана на утомительной ясности повторений, рекламе праздной повседневности, нещадной эксплуатации какой-либо одной способности, всё опасно тем, что оно придаёт яркой и самобытной духовной жизни рутинный, бессодержательный характер.

Рок-музыка представляет собой тип современной музыкальной культуры, сложившейся на основе рок-н-ролла и бит-музыки. Для этой музыки характерна эклектичность стилистики. В современной рок-музыке можно выделить несколько направлений в зависимости от того, к какому из видов музыкального искусства они примыкают по своим социальным функциям и стилистике: мэйнстрим-рок, поп-рок, фольк-рок, джаз-рок, арт-рок, авангардный рок.

Рок-музыка чрезвычайно разнородна и неравноценна в своих проявлениях. Наряду с творчески активными её проявлениями существуют и коммерческие, анархические, проповедующие идеи отчуждения и бегства от социальной действительности, сексуальную «свободу» и наркотики. Нередко эти проявления рок-музыки являются извращённой формой стихийного протеста против фальшивых ценностей, существующих в современном обществе эстетических идеалов.

В коммерциализированных формах рок-музыка утрачивает свой нонконформистский, оппозиционный характер, превращается в разновидность сугубо развлекательного искусства, средство для получения прибыли.

2. Постмодернизм в музыке.

Проблема постмодернизма в музыке, является сегодня одной из менее разработанных в эстетике. Вопрос заключается в том, что понимать под постмодернизмом в музыке. К примеру, Н.Б. Маньковская в работе «Эстетика постмодернизма» считает правильным понимать под музыкальным постмодернизмом «сочетание традиционных и компьютерных методов создания музыкальных композиций»[67].

Действительно, многие авторы, позиционирующие себя как музыканты-постмодернисты активно используют возможности электронной музыки. При этом характерной чертой такой музыки является грубая эклектика, в подавляющем большинстве музыкальных произведений этого направления отсутствует традиционный строй музыкального произведения. Среди представителей постмодернистской музыки следует назвать Фосса, Давидовского, Штокхаузена, Льюиса.

К примеру, К. Штокхаузен предлагает ввести в музыку вербальную партитуру, а также тишину, игру не звуком. По его мнению, применение таких методов подчёркивает спонтанность, открытость, незавершённость композиции[68]. Эти принципы полностью соотносятся с парадигмальными установками постмодернизма.

Другой представитель постмодернистской музыки М. Давидовский создаёт электроакустическую музыку, сочетающую в электронные и акустические звуки, а также имитирующую обычными средствами компьютерную музыку. Эклектизм постмодернистской музыки выражается не только в методах построения музыкального произведения, но и в способах её звучания. Например, С. Райх создал произведение под названием «Эклектический контрапункт» для гитары и магнитофонной ленты, или иной его опус «Музыка пишущей машинки», сопровождается показом видеофильмов и взаимоотношении мусульман и евреев, а его «сочинение» «Разные поезда» сопровождается наложением на музыкальный ряд шума поезда и ведущихся в нём разговоров пассажиров.

Принцип контрастного сочетания не только элементов различных эстетических систем прошлого и настоящего, но и традиционно несовместимых материалов, красок, звуков ради создания новой художественной целостности приобретает в постмодернизме всё более отчётливые сочетания. Работы такого рода предлагает В. Глобкар. Так, его проект «Эмигранты» предполагает мелодекламацию на 15 языках стихов, писем, цитат из юридических документов об эмиграции, сопровождающуюся демонстрацией на полиэкране диапозитивов, рассказывающих о труде, религии, досуге на родине и в стране пребывания. В другом его проекте «День как день» музыкальными средствами исследуются психология участников допроса, темы насилия, палача и жертвы, садомазохизма и т.п.

 

Таким образом, современная музыка, следуя принципам современного искусства, характеризуется усилением тенденции «омассовления», что ярко проявляется в поп-музыке. Кроме того, тенденции вседозволенного экспериментирования (характерные для всего современного искусства) захватила и современную музыку.

 

При рассмотрении данной темы целесообразно обратить внимание на следующие вопросы:

1. Характеристика музыки с позиций философской эстетики.

2. Соотношение принципов построения «массовой» музыки и постмодернистской музыки: общее и особенное.

3. Проблема традиции и новаторства в постмодернистской музыке.

 

Темы для докладов и рефератов:

1. «Потребительская музыка» и современная культура.

2. Сущность отече6свтенной поп-музыки.

3. Рок-культура.

4. Классическая традиция в современной музыке.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: