Тема 3: Эстетические концепции пер. пол. ХХ в.




Модернизм.

План:

1. Авангард. Художественные практики авангарда.

2. Модернизм.

 

Изучение искусства пер. пол. ХХ в. важно, поскольку те тенденции, которые характерны для современного искусства были заложены в то время. Под авангардом следует понимать течения в искусстве ХХ в., которые порывая с реалистической традицией, усматривают в ломке установившихся эстетических принципов, способов построения художественной формы основной путь к достижению искусством своего назначения. Авангард видит в абсолютизации традиционных принципов искусства тенденцию к выделению его в особую самодовлеющую эстетическую сферу.

Отсюда атаки авангардистов на эстетизм традиционного искусства, поиски различных, часто внеэстетических, способов прямого воздействия на реципиента. Среди этих способов: подчёркнутая эмоциональность, обращение к непосредственному чувству, культ машины, противопоставленной несовершенству человека, представление о «самоцельности» слова (футуризм), разрушение всякого смысла (дадаизм).

Авангардисты отказываются от таких элементов реализма в искусстве, как сюжет, характер, рассматривая их как проявление ложного «идеологического» подхода к действительности.

Творческая природа авангарда, как считают некоторые искусствоведы, во многом связана с динамикой научно-технического прогресса, решительно изменившего облик и ритмы современного мира, с развитием отвлечённого мышления, обусловившего тяготение к искусству ассоциативных структур. В общем плане разрушение в авангарде установившихся канонов и формообразующих элементов как помех к непосредственному и наиболее адекватному, с т. з. его приверженцев, восприятию действительности осуществляется в виде либо интуитивного её освоения, либо наглядной констатации принципиальной невозможности такого освоения из-за тотального отчуждения от реальности. Дадим общую эстетическую характеристику художественным практикам авангарда.

Экспрессионизм – направление в европейском искусстве 10 – 20-х гг. ХХ в. Опираясь на искания идеалистической философии (интуитивизм Бергсона, феноменология Гуссерля), исходя из подчёркнуто субъективного отражения жизни, экспрессионизм в полемике с натурализмом, импрессионизмом провозглашал целью искусства не изображение современной действительности, а «выражение» его сути. Художникам, назвавшим себя экспрессионистами, мир виделся в беспокойном движении, непостижимо хаотическом столкновении сил, враждебных естественному «природному» человеку. Призыв к всемирному человеческому братству, яростный протест против войны пронизывали искусство экспрессионизма, определяли его бунтарский пафос.

Дадаизм – представляет собой течение в литературе, изобразительном и театральном искусстве. Дадаизм в своих полутеатрализованных зрелищных выступлениях пытался сломать устоявшиеся представления об искусстве, его видах и жанрах, иронизировал над тиражированием культуры. Дадаизм делала ставку в художественном творчестве на случайные процессы, психический автоматизм действий, на симультанную, рождённую путём импровизации коллективную декламацию, фотомонтаж и разработал технику использования этих приёмов. Один из адептов дадаизма – М. Дюшан, стремясь разрушить традиционные эстетические ценности, сломать границы между жизнью и искусством, теоретически обосновывал и пытался практически осуществить введение в художественную культуру т. наз. реди-мейд (дословно «вещь промышленного производства»). Он экспонировал на выставках то велосипедную рамсу (фотография на титульном листе), то сушилку для посуды или писсуар.

Кубизм – направление в изобразительном творчестве, зародившееся во Франции и существовавшее в 1907-1920 гг. Отказавшись от передачи атмосферы и света, трёхмерной перспективы, позволяющей представить объект в виде множества пересекающихся и полупросвечивающих плоскостей, сосредоточенных вдоль вертикальных, горизонтальных и диагональных осей. Объект изображался одновременно с мн. т. зр. как комбинация геометрических форм, благодаря чему зритель мог видеть задние и боковые его части. Таким образом, по мнению кубистов, в их картинах не только изображался внешний вид объекта, но и было представлено знание о нём.

Футуризм – течение в европейском искусстве 10 – 20-х гг. ХХ в. Сложился в Италии. В живописи футуристов, представлявшей собой хаотические комбинации плоскостей и линий, дисгармонию цвета и формы, человек нередко трактуется как подобие машины. Отрицание гармонии как принципа искусства присуще и футуристической скульптуре. Поэзия футуристов заумна, нацелена на разрушение живого языка; это образец насилия над лексикой и синтаксисом.

2. Модернизм.

Модернизм – художественно-эстетическая система, сложившаяся в 1920-е гг. Модернизм объединяет множество относительно самостоятельных идейно-художественных направлений и течений, различных по социальному масштабу и культурно-историческому значению, каждое из которых имеет определённую идейно-эстетическую и художественно-стилевую специфику, но вместе с тем обладает принципиальной философско-мировоззренческой и социокультурной общностью.

Становление модернизма как законченной художественно-эстетической системы и соответствующего типа миросозерцания было подготовлено таким его стадиями как декадентство и авангардизм. Название стадии и формы модернизма были своеобразным протестом по отношению, с одной стороны, к социально-деструктивным процессам и тенденциям в обществе и его духовной жизни, а с другой – к таким явлениям как эпигонское повторение канонизированных форм и стилей, выработанных реализмом и романтизмом XIX в.

Протестуя против этих явлений модернизм, тем не менее, обнаруживает стремление не к их преодолению, а к трагически-болезненной эстетизации. Ощущая дисгармонию мира, антигуманность отношений в обществе, отчуждение личности, несвободу и нестабильность положения художника, модернизм отрицает при этом возможности предшествующей культуры не только противостоять силам разрушения, но и выразить своё отношение к ним, адекватно их запечатлеть в искусстве.

Отсюда резкий, а подчас и воинствующий антитрадиционализм модернизма, подчеркнутый эстетический антинормативизм, приобретающий нередко бунтарско-эпатирующий характер, которые заявляются как основные творческие принципы в эстетических программах и манифестах модернизма.

Философско-мировоззренческой основой модернизма послужили идеи иррационализма Шопенгауэра и Ницше, интуитивизма Бергсона, феноменологии Гуссерля, психоанализа Фрейда и Юнга.

В художественных произведениях, эстетических трактатах и публицистических декларациях модернизма мир чаще всего предстаёт жестоким и абсурдным, противоречия и конфликты – неразрешимыми и безысходными, человек – одиноким и обречённым, его действия и поступки бессмысленными и бессильными, а обстоятельства, в которые он заключён – враждебными ему и непреодолимыми. Преобладание мрачного колорита, пессимистических настроений и тревожных, томительных предчувствий, сознание непознаваемости и неизменности бесчеловечного мира – таков эмоциональный настрой произведений модернизма.

Даже те произведения модернизма, где доминируют светлые, элегические или даже радостные эмоции (например, Кандинский, Шагал, Мондриан, Стравинский, Пруст), проникнуты мотивами утраты связей с реальностью, культурой, природой; одиночество и иллюзорная свобода художника, замкнутого в пространстве своих фантазий, воспоминаний и субъективных ассоциаций или умозрительных конструкций.

Эти общие тенденции для различных направлений и течений модернизма не исключают разнообразия их стилевых поисков. В крайнем своём воплощении формальные искания модернизма направлены на абстрактное отрицание предшествующих художественных форм и основных эстетических принципов: изобразительности – в изобразительном искусстве; звуковой - в музыке; осмысленности художественной речи – в словесном искусстве; логики развёртывания драматического действия – в театре и т.д.

Стилевое новаторство становится целью даже у самых талантливых представителей модернизма. Отсюда нередкая тенденция смены стилей одним и тем же художником (П. Пикассо, И. Стравинский, Дж. Джойс). Открытие и освоение модернизмом ряда новых художественных средств (коллаж, ассоциативный монтаж) определило известное влияние модернизма на крупных художников-реалистов.

 

При рассмотрении данной темы целесообразно обратить внимание на следующие вопросы:

1. Сущность терминов «авангард» и «модернизм».

2. Конкретные исторические условия формирования модернизма.

3. В чём состоит специфика модернизма как художественно-эстетической системы.

4. Каковы философско-мировоззренческие основания модернизма?

 

Темы для докладов и сообщений:

1. Художественные практики модернизма: абстракционизм, конструктивизм, сюрреализм.

2. В. Кандинский и К. Малевич об искусстве.

3. З. Фрейд об искусстве.

4. Эстетика экзистенциализма.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: