Материал для подготовки студентов к семинарским занятиям и экзамену по дисциплине «История»
(все специальности дневной и заочной форм обучения)
Автор- составитель:
Канд. истор.наук,
Доц. Ю.И. Филатов
Донецк 2019г.
ВВЕДЕНИЕ
1. История как наука: особенности, методология, источники
2. Объект и предмет курса «История»
История как наука: особенности, методология, источники
Термин «история» древнегреческого происхождения. Он означал рассказ о прошлых событиях, о том, что исследовано, что изучено. Впоследствии этот термин стал применяться в латинском языке и распространился во всех странах Европы.
История как процесс развития человечества имеет ряд особенностей:
1. В основе исторических событий находятся люди, которые пытаются реализовать свои замыслы и интересы. Поэтому история - это результат деятельности людей, которые преследуют свои интересы и реализуют свои цели. При этом алгоритм деятельности человека, обычно происходит по схеме: мысль-действие -результат.
2. Поступательное движение истории проявляется прежде всего в истории материального производства, его совершенствовании. Начиная с изготовления примитивных каменных производств, человечество постепенно переходило к изготовлению более сложных совершенных орудий. Одновременно происходили значительные изменения в социально-экономической жизни человека, общественных отношениях.
3. Вклад человека в исторический процесс во многом зависит от места которое он занимает в обществе и роли, которую играет в нем. Общественная иерархия людей - важный фактор их влияния на исторические события. "Несовершенный" человек оставляет после себя "несовершенную" историю.
|
Путь, пройденный человечеством за сотни тысяч лет, свидетельствует, что:
во-первых, процесс его исторического развития имеет объективный характер;
во-вторых, на развитие общества влияют многие факторы, которые взаимодействуют между собой: прежде всего, производство материальных благ, то есть средств для жизни человека; уровень развития производительных сил; географическое положение и тд.
в-третьих, материальная жизнь общества, как объективная сторона исторического процесса его развития, является первичным, а человеческое сознание - вторичным по отношению к нему. История общества проявляется в сознательной деятельности каждого человека, что составляет субъективную сторону исторического процесса. Общественное сознание человеческого коллектива является отражением его общественного бытия и прежде всего достигнутого в нем способа производства.
Термином «история» обозначается также наука, изучающая прошлое человечества. История как наука имеет также ряд особенностей:
- во-первых, объектом и предметом исторической науки является прошлое, и этим она существенно отличается от других наук;
- во-вторых, историческая наука изучает жизнь людей и общества не как статическое явление, а как динамичное развитие. История изучает процесс непрерывных качественных изменений, прохождения определенных состояний развития, изменения одних явлений, событий другими;
- в-третьих, историческая наука, в отличие от многих других гуманитарных наук теоретического характера является исключительно конкретной наукой. Потому что она изучает конкретные события и Явления на основе конкретных источников;.
|
Таким образом, предметом исторической науки являются ведущие тенденции и закономерности исторического развития природы и общества во всех проявлениях, аспектах, хронологической преемственности от древнейших времен до наших дней. Такое общее определение предмета исторической науки конкретизируется применительно к каждой исторической дисциплины.
Методология изучения истории. Методология истории (от греческого metodos - путь исследования, способ познания и logos - слово, учение) – это система принципов, приемов и процедур формирования и использования методов исторического познания, а также учение об этой системе. То есть, методология - это учение об основополагающих принципах построения, формы и средства научного познания действительности.
Основополагающими принципами исторического научного исследования является объективность и историзм.
Объективность - это принцип подхода к характеристике, анализу любого явления, исторического факта с позиций объективного познания действительности, независимо от классовых, партийных или иных классификаций. Этот принцип требует от историка исследования событий, фактов только на основании научного подхода и сопоставления нескольких аналогичных фактов, что создает условия и предоставляет возможность с наибольшей вероятностью объективно подойти к их оценке.
Вместе с тем в каждом историческом исследовании присутствует субъективный фактор. Историческое исследование - это всегда субъективное отражение объективной реальности.
|
Историзм. В соответствии с принципом историзма процессы развития объективного мира должны рассматриваться в том измерении, в котором они происходили в действительности. В принципе историзма усматривается один из критериев объективности, когда исторические явления описываются и объясняются с точки зрения их развития, эволюции. То есть, рассматривая явления, события на основе принципа историзма, надо исследовать как это явление или событие возникло, как они развивалось и во что трансформировалось. Историзм совпадает с объективностью и исключает любые искажения исторической науки.
Источники изучения истории. Каждая наука основывается на собственной базе источников. Собственную базу источников имеет и историческая наука.
Под историческими источниками понимают комплекс памятников прошлого носителей исторической информации, составляющей ключевую базу исторической науки в целом и ее отдельных разделов (истории Древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени, истории отдельных обществ, государств и т.п.), а также научных исследований (монографий, статей, диссертаций и т.п.).